Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС
ТЕМА: «Правописание окончаний имен прилагательных» 1 урок (5 класс)
Учитель русского языка и литературы: Селиванова О.Н.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Реализуемая программа: составлена на основании программы ФГОС ООО «Русский язык 5-9» (2020г.) под редакцией М.М. Рузумовской.
УМК: 1). Русский язык: 5класс. В 2ч.: учебник/ ММ.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос.- М: Дрофа,2020.
Цель урока: формирование навыка орфографически верного написания гласных в безударных падежных окончаниях имен прилагательных, способности учащихся к алгоритму действий при написании безударных падежных окончаниях имен прилагательных, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты:
Личностные:
установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом;
формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
нравственно-этическая ориентация.
Метапредметные:
Познавательные:
самостоятельно выделять и формулировать тему урока;
находить и выделять необходимую информацию;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
формирование умения представлять информацию в виде схемы;
устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
постановка учебной задачи;
умение определять цель деятельности на уроке;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с данным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;
Коммуникативные:
умение слушать и понимать других;
воспитание ценностного отношения к слову;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу, формирование уменя договариваться о правилах общения и поведения.
Предметные:
сформировать навык орфографически верного написания гласных в безударных падежных окончаниях имен прилагательных,
уметь согласовывать имя прилагательное с именем существительным;
закрепить навык применения алгоритма выбора гласной в окончании имени прилагательного;
расширение словарного запаса.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку.
таблица «Падежные окончания имён прилагательных»; названия творческих групп («Лирики», «Лингвисты», «Корректоры»); карточки урока, задания для групп, алгоритм действия при написании падежных окончаний имен прилагательных.
Словарик:
Корректор - работник издательства, редакции, типографии, исправляющий ошибки.
Лирик - человек лирического восприятия мира, тот, у кого эмоциональные переживания преобладают над рассудочным началом.
Лингвист - специалист по лингвистике, изучающий науку о языке, языковед.
Структура урока:
Мотивация к деятельности.
Актуализация знаний и фиксация затруднения.
Формулирование темы и цели урока.
Построение проекта выхода из затруднения.
Первичное закрепление материала.
Физминутка.
Самостоятельная работа в группах и проверка по эталону.
Включение в систему знаний и умений.
Информация о домашнем (творческом) задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Ход урока
Мотивационный этап.
- Добрый день! – тебе сказали.
- Добрый день! – сказали Вы.
Как две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
Я надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере дружбы и сотрудничества. (Слайд 2).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Я сейчас прочту стихотворение, которое поможет вам вспомнить, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветьем дивных слов легко определю я! (Слайд 3)
- О какой части речи эта загадка?
- Верно. Сегодня мы продолжим говорить об имени прилагательном.
Давайте вспомним, что вы уже знаете об этой части речи. Подумайте, сформулируйте и задайте свои вопросы одноклассникам по изученному материалу.
- Что же такое прилагательное? (Самостоятельная часть речи)
- Что обозначает имя прилагательное? (Признак предмета)
- На какие вопросы они отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?)
- Как они изменяются? (Имя прилагательное изменяется по родам (только в единственном числе), числам и падежам.)
- Каким членом предложения являются? (В предложении прилагательные бывают определениями или сказуемыми.
- Молодцы! Обобщите сведения об имени прилагательном.
(Слайд 4)
III. Формулирование темы и цели урока.
- Теперь нам нужно определить тему нашего урока и его цели, в этом вам поможет следующее задание.
Работа в парах.
Свеж.. воздух, син.. небом, на высоко… дереве, по лесн.. тропинке, близк… другу, солнечн.. зайчика, больш… сугробы (Слайд 5)
- Как вы думаете, почему пропущены буквы в словах? (Здесь безударная позиция гласного в слове, т.е есть орфограмма.)
- В какой части слов надо вставить пропущенные буквы? (В окончании)
- Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами? (Прилагательными)
– Предположите, какой будет тема урока. (Правописание окончаний имён прилагательных.)
Тема: «Правописание окончаний имен прилагательных». (Слайд 6).
Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока.
- Как вы думаете, с какой целью я предлагаю вам выполнить данное задание?
Цель: научиться правильно писать падежные окончания прилагательных. (Слайд 7)
Проблемный вопрос: (Слайд 8)
Что надо сделать, чтобы правильно написать падежное окончание имени прилагательного?
(Составить алгоритм наших действий для правильного написания безударного окончания имени прилагательного).
V. Построение проекта выхода из затруднения.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ: (Слайд 9)
Определить, к какому существительному относится имя прилагательное.
В предложениях и словосочетаниях прилагательное ведёт себя как репка. За него нужно как следует потянуть… И на свет почти всегда появится существительное, от которого прилагательное зависит.
2. Задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
3. По окончанию вопроса проверить окончание имени прилагательного.
4. Написать окончание имени прилагательного.
V. Первичное закрепление материала.
Работа в парах.
Используя данный алгоритм выполните предложенное задание. (Слайд 10)
- Какую закономерность можно отметить в окончаниях вопроса и прилагательного? (Слайд 11)
- Окончания вопросов и прилагательных в основном сходны.
Вывод: Правила проще нет на свете- что в вопросе-то в ответе! (Слайд 12)
При определении окончаний прилагательных нам нужно обратить внимание на некоторые детали, которые встретились вам при выполнении этого задания.
Окончания вопроса и прилагательного совпадают не всегда. Докажите. (Свежий ветер).
Проблемы могут возникнуть с именительным и винительным падежами мужского рода. Прилагательные в этих падежах отвечают на вопрос какой?
Как видите, окончание может быть не только -ой, но и -ый или -ий. (Слайд 13)
Сравните ваш вывод с правилом в учебнике (стр.141).
Поэтому проверять такие окончания при помощи вопросов не рекомендуется.
Возьмите на заметку! В окончании прилагательных -ого(-его) пишется буква г, а произносится согласный звук в. (Слайд 14)
VI. Физминутка. (Слайд 15)
VII. Самостоятельная работа в группах.
Вспомните правила работы в группах. (Выбрать ответственного, не перебивать, уметь выслушать мнение каждого участника группы, поднять руки при выполнении задания).
1 группа. «Лингвисты». На дом у вас было задание поработать со словарем и выяснить значение слов, обозначающих название ваших команд.
Кто такие лингвисты? (Слайд 16)
Спишите, вставляя пропущенные окончания прилагательных и обозначьте их. (Слайд 17)
1. Волшебн… песни, в лунн… сиянии, в холодн… воде, из глубок… оврага, в красив.. лесу, серебрист… паутину, горяч.. солнце, на весенн… солнышке.
Расскажите, каким правилом вы пользовались (алгоритм действия при написании падежных окончаний имен прилагательных).
2 группа. «Корректоры». Кто такие корректоры? (Слайд 18)
Исправьте ошибки (Слайд 19)
2. Мягкой снегом, холодный ветром, синий платка, удивительной тишиной, в прозрачный воде, в крошечному домике, в дальную дорогу, в зимнее дни.
Расскажите, каким правилом вы пользовались (имя прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже).
3 группа. «Лирики». Кто такие лирики? (Слайд 20)
Сочините четверостишие, используя любые данные словосочетания. (Слайд 21)
3. В синем небе, первые почки, солнышко горячее, удивительную картину, голубая речка
(реченька), белые лебеди, лесные птицы, в изумрудных берегах, в вечерней тишине, золотистым лучом.
VIII. Включение в систему знаний.
Работа по учебнику (Стр.141 упр.801)
- Что нового узнали? (узнали правило правописания падежных окончаний прилагательных, составили алгоритм действий при написании окончания имени прилагательного).
- Кто из вас может наизусть рассказать алгоритм действий?
IV. Домашнее задание. Стр. 142 Упр.805 (индивидуальное задание: на основе данного упражнения составить свои творческие задания на правописание падежных окончаний имен прилагательных). (Слайд 22)
Рефлексия деятельности. (Слайд 23)
Закончите фразу:
- Я вспомнил…
- Я закрепил…
- Я узнал новое…
Заполните Лист достижений _______________________________________(Слайд 24-25)
(фамилия, имя)
Я знаю | Хорошо знаю | Иногда ошибаюсь | Буду этому учиться |
-- падежные окончания имён прилагательных | | | |
-- как правильно написать безударные падежные окончания прилагательных | | | |
-- как выполнить разбор предложения по членам предложения и частям речи | | | |
-- как проверять безударные гласные в корне слова | | | |
Я умею | Хорошо умею | Иногда ошибаюсь | Буду этому учиться |
-- слушать и слышать, вступать в диалог | | | |
-- уважительно относиться к мнению собеседника | | | |
-- работать в паре и группе | | | |
-- работать с текстовой информацией | | | |
-- планировать, контролировать и оценивать свою деятельность | | | |