Конспект подгруппового логопедического занятия
в группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР
Тема: «Космическое путешествие»
Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Активизация лексического запаса (подбор прилагательных к существительным, подбор прилагательных с противоположным значением). Закрепление полученных знаний о звуках К, Кь, букве К.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, мелкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Интерактивная песочница и интерактивный стол; колонка и запись музыкального отрывка «космос»; Песочная Фея, космонавт (резиновая игрушка), картинный материал на закрепляемый звук.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Скажите, какой праздник мы отмечаем на этой неделе? (12 апреля мы отмечали День космонавтики.)
- А вы хотели бы отправиться в космическое путешествие? Какой транспорт нам понадобится? Ракета. А кокой костюм? Скафандр
Д/игра «продолжи слово»
- Ребята вам нужно ответить на мои вопросы, а ответа ваши будут начинаться одинаково со слова «КОСМО»:
- человек, летающий в космос – КОСМОнавт
-космонавт может летать в космос на ракете, а может и на летающем корабле. Как он называется? – КОСМОлет
- куда приземлится наш космонавт после полета в космосе? – КОСМОдром
- Молодцы, какие вы умные, я вижу вы готовы увидеть своими глазами звезды. Ну тогда полетели.
Ритуал «входа» в песочницу (звучит музыка, включен режим космос).
- Что бы попасть, нужно закрыть глаза произнести со мной волшебное заклинание: Песочная Фея нам помоги,
В страну волшебную перенеси.
В ладоши мы хлопнем
Раз, два, три
Сердце свое для добра распахни!
А еще желательно делать все - внимательно! (открывается крышка песочницы)
- Но прежде давайте поздороваемся с песком. (песочница меняет цвета -режим радуга) Погладьте его, почувствуйте, какой он. Расскажите, что вы почувствовали. Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной; расскажите о том, что почувствовали. Пофантазируем! Что может быть таким же сыпучим и приятным на ощупь? (снег, крупа, молодая травка и т.д.) Что можно делать с песком? (сыпать, гладить, сжимать,...)
Играя с песком, мы должны соблюдать правила. Первое правило, которое мы должны с вами запомнить – песку хорошо живется в его домике – песочнице, и он не должен пересыпаться и убегать за пределы песочницы. Поэтому мы с вами будем играть с ним очень аккуратно.
Второе правило – быть аккуратнее и не бросать песок. Что может произойти? Правильно, он может попасть кому то в глаза или нос.
А теперь предлагаю вам поиграть с песком: сжимать и разжимать его в кулаках:
Кулачок как колобок.
Мы сожмем его разок.
Кулачки сжимаем,
Кулачками мы играем.
2. Беседа о первом космонавте.
- Ребята, вы слышали про такую профессию космонавт? Кто был первым космонавтом? (Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года он стал первым человеком побывавшим на луне. На космическом корабле»Восток – 1» он облетел Землю за 108 минут )
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин) –
появление игрушечного космонавта.
Юрий Гагарин приготовил послание из космоса, для будущих космонавтов – это космические загадки.
Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла,
Только выпустит хвост -
Понесется до звезд. (Ракета.)
Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто скажите это?
(Космонавт.)
- Посмотрите, какие еще космические рисунки у нас на песке. Назовите их. (Луна, спутник, звезды)
3. Физминутка Пальчиковая гимнастика «Космонавт».
В тёмном небе звёзды светят. Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на Землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной - наш дом родной. | Сжимают, разжимают кулачки. Ладони соединены под острым углом. Указательным и большим пальцем делают «очки» возле глаз. Загибают по одному пальцу. Ладонями изображают шар. |
4. Игры со звуком и буквой на интерактивном столе.
- Д/игра «Найди нужный предмет» Ребята, вот мы и стали ловкими, смелыми. Еще какими? Выносливыми, отважными…- Раз вы такие умницы, космонавт приготовил для вас еще задания. Он приготовил картинки, но на Землю может привезти только те, в названиях которых есть звук К, Кь. Звук К в синий чемодан, а звук Кь в зеленый, а остальные придется оставить на луне. Кто помнит характеристику звука К и Кь? (Дети называют картинки и раскладывают их в нужные места давая характеристику звуку).
- Д/игра «Ракеты» Ну вот, чемоданы полны – даже слишком. Сложно их будет привезти на Землю. Давайте отправим их на ракетах! Посмотрите, ракеты не простые: в первую ракету можно поместить картинки, где звук стоит в начале слова, в следующую – в середине слова и в последнюю – где звук стоит в конце слова.
Молодцы! Теперь можно лететь на Землю.
- Ой, что это пикает? Это инопланетяне написали для вас письмо, давайте прочтем его (чтение слогов на интерактивном столе с буквой К)
5. Итог занятия.
- Инопланетяне не всегда понимают нашу речь, у них свой язык. Но они очень любопытны и хотели бы у вас узнать:
Чего больше – космических кораблей или кораблей?
Что тяжелее – космонавт в скафандре или скафандр?
Куда лететь дальше – с Земли на Луну или с Луны на Землю?
- Сегодня вы узнали много о космосе! Наша страна награждает космонавтов за их важный и опасный труд. Я тоже хочу вас наградить за вашу хорошую работу! (Раздает наклейки – звездочки.)