СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Сказка об одном зернышке"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Сказка об одном зернышке"»



Конспект урока чтения по сказке Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке»  Сказочное и реальное в сказке. 5 класс.

Цель: продолжать работу формирования навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;

Задачи:

Коррекционно-обучающая:

- обеспечить осмысление текста, учить работать с текстом, учить анализировать эпизоды.

Коррекционно-развивающая:

-учить анализировать прочитанное, отвечать на вопросы, учить сравнивать героев, обеспечить умение анализировать поступки героев;

- обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений известных слов, преодоление недостатков произношения;

- создание условий для речевого общения обучающихся на уроке, расширение их речевой практики;

- развитие слухового восприятия детей путем опознания, различения на слух слов, фраз изучаемого произведения;

- развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций, формирование организационных и учебных умений.

Коррекционно-воспитывающая: привлечь внимание к теме труда, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать себя и других, сопережить вместе с героями ситуацию наказания старших братьев.

Ожидаемый результат

Учащиеся смогут:

- извлекать информацию для выполнения конкретной задачи ;

- определять основную мысль произведения;

- анализировать эпизоды.



Оборудование: компьютер, интерактивная доска

Психологический настрой.



Ход урока:

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность детей

Орг.момент

(2 минуты)

Здравствуйте, проверьте порядок на партах (дневник, пенал, учебник).

Садитесь на свои места, помните о правилах посадки (ноги прямо, кулачок между животиком и партой)

Проверят готовность к уроку. Занимают свои места согласно правилам посадки

Повторение пройденного материала

(1 минуты)

С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? СЛАЙД

Мы знакомимся с рассказом «Огурцы» писателя Н. Носова




Проверка домашнего задания

(5 минут)

Скажите, чему радовался Котька, когда шёл домой первый раз.

Расскажите, чему радовался Котька, когда шёл домой после разговора со сторожем.

Как вы думаете, когда у мальчика была большая, настоящая радость: в первый или во второй раз?

Как вы думаете, будет ещё Котька брать чужое или нет?




Котька радовался, потому что у него есть огурцы.



Сторож его простил.



во второй раз



Нет.






Выставление отметок за ответы за фронтальный опрос

 

Подготовительная работа

(4 минуты)









Мозговой штурм















Стр. 175 – 177, новая часть

Теперь мы переходим к чтению и анализу сказки Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке».

Учитель озвучивает тему урока и цели обучения и вместе с учащимися формулирует ожидаемые результаты.

Что называется сказкой? Как она начинается? Как заканчивается сказка? Какие сказки вы знаете?

«Что бы я сделал(а), если бы в наши дни нашел(нашла) мешок золота?



Перед началом чтения проведём словарную работу.

Какие из перечисленных слов вам знакомы?

Словарная работа: СЛАЙД

Зерно ЗЕРНО́

Средний род

  1. 1.

Плод, семя злаков (а также нек-рых других растений).

"Ржаное з. Кофе в зёрнах"

  1. 2.

Семена хлебных злаков.

"Хлеб в зерне"



Колос
м.
Соцветие большинства злаков и некоторых других растений, в котором на 
удлиненной главной оси расположены цветки или колоски.

Сабля
- рубящее и колющее оружие с длинным изогнутым клинком 

КОСТЫ́ЛЬ

Мужской род

  1. 1.

Палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым (или людям с больными ногами).



Слайд № 4.

3. Чтение трудных слов по слогам:
















Работа со словами, трудными для понимания

Первичное чтение

(6 минут)

Чтение учителем начало текста

Как вы думаете, то будет дальше

Поставит аудиозапись

Ответ обучающихся на целевой вопрос

Учащиеся внимательно слушают

Физминутка!!!!

Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко, зернышко. С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые .


И вот наступает радостный момент: появляется прекрасный колосок.  Он тянется к свету, к солнцу. Сказка бабушки – поучение для внуков,

которые, как маленькие зернышки, будут расти и

впитывать опыт предыдущих поколений,

и вырастут хорошими людьми


 (дети присаживаются и соединяют руки).

(дети поднимают руки и  тянут вверх).

(дети потягиваются, расправляют плечики)

Вторичное чтение

(16 минут)

Теперь наступила ваша очередь читать. Читать будем по цепочке, друг за другом, читают те дети, имена которых я назову. Остальные следят по тексту.

 

Викторина  по сказке Г.В. Черноголовиной  «Сказка об одном зернышке».
1. Где происходит действие сказки?

  1. Кто является главным героем?

  2. Почему старшие братья бросили младшего?

  3. О чем попросило зернышко человека?

  4. Чья мечта сбылась?

Задание. Найдите соответствие  вопросам ( 2 минуты)

Сколько зерен собрал  младший брат  после посева одного колоса?

Мешок с

золотом

Что нашел старший брат?

Сорок

Сколько городов и сел можно прокормить одним зернышком?

 Сказка

Что случилось со старшим братом?

Семь сел

и семь

городов

Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

Золото

приросло

к спине

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Назвать лишнее слово в ряду

и объяснить, почему оно лишнее.

Зерно, мука, хлеб конфеты

Мешок, вата, сабля, ткань

Сабля, кинжал, железо, глина


Задание. Работают в паре. Открываем учебники.

Вам приготовила такие задания. Найдите элементы сказки.

Какие реальные события произошли с героями сказки? «Поезд идей» 

Учащиеся в течение минуты пишут на стикерах, какие вспомнили признаки сказки и реальные события  в сказке, затем  стикеры в вагоны складывают.

Учитель открывает на доске примерные ответы на вопросы

Сказка.

  1. Добро побеждает зло

  2. Зачин. Начало: В некотором царстве…

  3. 3 брата

  4. Зернышко разговаривает

5. Символы - бросал одно зерно – вернулось сорок; - 7 сел, 7 городов, - колос – достаток, дорога – выбор пути

6. Золото в горб превратилось

Реальность

  1. Шли три брата и нашли зерно, саблю

  2. Младший брат много трудился

  3. Много раз солнце всходило и заходило, травы пожелтели

  4. Младший брат принял старших братьев

  5. У младшего  брата выросли дети и внуки

Игра «Кораблекрушение».

Вывешивается плакат, на котором разными цветами написаны пословицы. Из данных слов собрать пословицу.



В некотором царстве, некотором государстве.

Младший брат


Они ему не поверили

Бросить в землю

Младшего брата

 

Обобщение, заключительная работа по тексту.

(2 минуты)

Какие чувства вызвал в вас прочитанная сегодня сказка?

Какой вывод мы можем сделать?

Чувства грусти и радости

Вывод. Каждый получил то, что заслужил



Какова главная мысль сказки?



Чему нас учит эта сказка?





















Что ценно в жизни?

Главная мысль сказки - для нужно не богатство или война, а мирный спокойный труд.


Сказка учит быть трудолюбивыми.

Сказка учит ценить самые простые вещи и помогать другим людям

ценно в жизни – человек, любовь, жизнь, труд

Выставление отметок за урок

Комментирование оценок

 

Домашнее задание

(1 минута)



Составить свою версию сказки. Стр. 85, читать, ответить на вопросы





Поблагодарить за работу 

 


В "Сказке об одном зернышке" Черноголовиной внуки вместе с бабушкой слушают на магнитофоне сказку ее покойного мужа, которую читает сын бабушки.

Краткое содержание сказки:

Три брата шли по дороге и старший нашел мешок золота, средний саблю, а младший зернышко. Старший сказал, что семь городов купит, средний похвастал, что семь городов завоюет, а младшему зернышко посоветовало сказать, что семь городов прокормит.

Посадил младший брат зернышко, выросло оно колосом в сорок зерен. Так и садил младший брат зерно, и дети его садили и внуки и семь городов прокормили. А вернулись старшие братья, старший - горбатым, потому что золото к спине приросло, средний – хромым, потому что и у других сабли были. Прокормил и их младший брат.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!