СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урок литературного слушания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с применением технологии проблемного диалога как средство достижения нового образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урок литературного слушания.»

        Тема: В.А.Осеева  «Бабка». Литературный портрет.

 Цель урока:

обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания образа литературного героя на примере образа Бабки по рассказу В.А.Осеевой  «Бабка».

 

Задачи: 

создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;

совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;

воспитывать духовно-нравственные качества  личности обучающихся,  формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь  и уважение к литературе.


Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

 Личностные умения

Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— желание читать произведения В.А.Осеевой;

— понимание успешности при изучении темы.

Предметные умения

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность, образ героя.

Познавательные умения:

— Прочитывание текста с разными задачами:

- оценка смысла всего произведения по его названию,

- определение нужных частей текста, темы и главной мысли текста и обоснование своего мнения;

- оценка поведения героев произведения;

— определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить результат с поставленной целью.

Коммуникативные умения:

- чтение текста и работа в группе;

— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;


Оборудование:   памятки-инструкции, таблички для кластера, иллюстрации к рассказу, тексты для групп, учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. А. Ефросинина, ноутбук,

 

 ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Показ презентации «Семья» с фотографиями учеников

- Давайте придумаем название этому ролику. («Счастливая семья»)

- Как вы думаете, с какой целью я показала его вам? (Возможно, о семье пойдет речь на уроке)

-А какая она, счастливая семья? Закончите предложение:

Семья будет счастливой если в ней ……

-Родной дом, семья – самое ценное, что может быть в жизни человека, потому что наши интересы, привычки, характер формируются в семье. И выходим мы в большую жизнь из семьи, неся с собой эти привычки и характер.

-Эти фото подарили вам радость. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами и позволит о чём-нибудь задуматься.

Проверка домашнего задания.  Актуализация знаний.

-Какое произведение вы читали дома? (В.Осеева «Бабка»). (слайд )

- Можно ли сказать, что автор рассказывает нам о семье? (Да).

-К какому литературному жанру оно относится? (- Это рассказ)

-Почему В.Осеева назвала рассказ «Бабка», а не «Бабушка»? ()

-В. Осеева хотела через название подчеркнуть отношение домочадцев к бабушке.

- Как бы вы назвали этот рассказ? (добрая бабушка, заботливая бабушка, старенькая бабушка)



Работа в парах. Тестирование. У вас на столе листочки. Восстановите последовательность (порядок) событий происходящих с Бабкой.

1

Сведения о бабке.

2

Бабка встает раньше всех и выполняет всю работу по дому.

3

Приход товарища Борьки

4

Прозрение Борьки

5

Гости в доме.

6

Смерть Бабки

7

Шкатулка- наследство

У детей карточка


Прозрение Борьки.


Сведения о бабке.


Приход товарища Борьки.


Бабка встает раньше всех и выполняет всю работу по дому.


Гости в доме.


Шкатулка- наследство.


Смерть Бабки.


- Самопроверка. Фронтальная проверка по слайду. 1 ученик у доски соединяет.

Вывод: Значимые события и основные моменты рассказа вы усвоили

3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы продолжим работу над этим рассказом и хорошо познакомимся с героями. (прикрепляю ЗНАКОМСТВО)

- Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

-Когда вы смотрели друг на друга на что вы обращали внимание?( На внешность, одежду, жесты, походку, мимику …)

(после ответов учитель прикрепляет блоки ВНЕШНОСТЬ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА, ЖЕСТЫ)

- Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? ( Нет.)

- На что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? ( На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род занятий, обязанности.) (на слайде ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, РОД ЗАНЯТИЙ, ПОВЕДЕНИЕ, ОБЯЗАННОСТИ, УВЛЕЧЕНИЯ)

- Вы назвали основные признаки по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это? ( Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет…оценить и т.д. чтобы создать определенный образ)

- У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться.

 - А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Бабкой и с теми, кто находится с нею рядом? (ДА)

(учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на Бабка).

 - Давайте попробуем сформулировать цель урока. На доске появляется понятие литературный портрет.

Литературный портретизображение внешности, черт лица, одежды в совокупности с особенностями поведения, манерой держаться, жестами, мимикой, чертами характера, миром душевных переживаний и поступками.

Цель нашего урока?

-Итак, мы будем составлять литературный портрет Бабки. (учиться работать с текстом, отвечать на вопросы, выразительно читать, делать выводы и т.д)

4.Работа по теме урока. Составление портрета литературного героя.

- Работу над темой урока будем проводить в малых группах. 

Инструкция напомнит вам о правилах работы в группах. Задания для группы найдёте на цветной карточке. Время ограничено – 5-6 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.

-Вам необходимо сначала прочитать вопросы, ответы на которые будете искать в тексте рассказа.

- По итогу работы группы нужно подготовить небольшой рассказ о Бабке и др героях с зачитыванием необходимых отрывков.

(Работа в группе: - обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; выводы)

Памятка – инструкция № 1 Портрет Бабки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы

* Какова внешность Бабки? (Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом., неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.) стр 73

* Как зовут бабку? (у нее нет имени)

* Во что одета Бабка? Зачитайте. (В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой) стр 73

* На чем спит Бабка? Удобно ли ей? Зачитайте.( Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех)стр 74

* Какова речь Бабки? (приятная, вежливая, богатая)

акую работу выполняла бабка в доме?( Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. )стр 76

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах бабки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 2 Портрет Бабки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы

*Как называли бабку в семье? Приведите примеры. (Бабка, старая старушенция, мама, мать, мамаша стр 84 )

*Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? Подтвердите словами из текста.)

 (Тяжёлая жизнь и судьба.)

*О чём рассказали морщины бабки? Зачитать по  тексту. стр 83

* Как бабка обращалась к зятю?(Петруша стр 75) К Борьке? (Батюшка мой –стр 74, Борюшка, голубчик)


*Какой наказ даёт бабка своему внуку?( Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!) стр 78


3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах бабки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

Вывод: бабка обращалась к ним ласково, любя.



Памятка – инструкция №3 Портрет Борьки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Каким вы представляете Борьку?

* Какова речь Борьки? Зачитайте в тексте. (Иди ты, бабка. Да ну тебя! Бабка, поесть!) –стр 75 (груб, неприветлив)

* Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем?( Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями.)

* С каким вопросом он стал обращаться к бабке? (Обижаем мы тебя?) стр 82

*И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова. (Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)стр 82

?*Поняли ли его родители? (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа) (Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.) – стр 82

* Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке? (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение, не всегда был грубым, проявлял заботу: ты ела?).


3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Борьки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 4 Портрет товарища Борьки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Каким вы представляете товарища Борьки? (воспитанный мальчик, приветливый)

* Как он относится к бабке?(с уважением)

* Что удивило товарища в доме Борьки?(неуважительное отношение к старым людям) –стр 81

*Что рассказал товарищ об отношении в его семье к бабушке? (Бабушка в их семье главная) –стр 81

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах товарища.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция №5 Портрет родителей

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.


*Какие наставления дает мать Бабке? Зачитайте.

(Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:— Поэкономней, мама. Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.) стр 75-76

* Как отец обращается к бабке? Приведите пример из текста (Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.)-стр74 (А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!)-стр 75

* Как отнеслись родители к словам Борьки о том, что наша Бабка лучше всех, а живет хуже всех? Зачитайте.(Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!

И, разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите?)-стр 82

* Почему мать низко наклонилась над сундуком, а отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)

* Почему они чувствуют вину перед бабкой? (Потому что они ее обижали.)

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах дочери бабки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу


Выступление детей.

1.О Бабке.

Работа с мудрыми словами во флипчарте

Собрать предложение на доске. Сказать о реальном событии и соотнести с подходящей ситуацией текста.


  1. От плохого человек крепче делается, от хорошего – у него душа зацветает. (Бабка слушала Борьку во время обеда и приговаривала…) стр 77

  2. Трудней всего три вещи в жизни: Богу молиться, долги платить, да родителей кормить. (После обеда Бабка давала наставления Борьке стр 78

  3. Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать. (К Борьке пришел товарищ) стр 81

  4. Не я учу – жизнь учит. стр 82

Вывод: Обратите внимание, бабка очень умная и добрая. Она старается научить внука главному – любить и уважать родных людей. Пословицы и поговорки очень украшают её речь.


2. О Борьке

3.О Товарище

Инсценирование

Товарищ - Здравствуйте, бабушка!

Борька: (весело толкает локтем). Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.

Бабушка (тихо шевеля губами). Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать... В соседней комнате.

Товарищ: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

Борька: Как это – главная?

Товарищ: Ну, старенькая... всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.

Товарищ (нахмурившись).Чудно!

Борька: Не взгреет! Он сам с ней не здоровается...


Вывод: Самое удивительное то, что уважительному отношению к родной бабушке Борьку научили не родители, а школьный товарищ. Это в семье товарища родители понимают, что пожилому человеку мало быть сытым и здоровым, ему необходимо человеческое тепло, уважение, помощь. Хотя бы потому, что это родители, которые дали им жизнь. Можно только порадоваться за Борьку, что у него такой товарищ. Именно после разговора с ним Борька впервые стал называть её бабушкой, а не старушенцией.



Физминутка

-Прошу встать тех ребят, кто считает себя веселым

-Поднимите руки те, у кого есть любимая бабушка

Улыбнитесь те, кто ощущает себя любимым бабушкой

-Хлопните над головой те, кто считает себя защищенным

-Сделайте два прыжка те, о ком заботятся родители

-Сделайте три приседания те, кто проводит незабываемое радостное время с бабушками.

-Улыбнитесь те ребята, кто считает себя счастливым!

4.О Родителях


Вывод: Как вы думаете изменится ли их отношение к близким людям?(Изменится, они осознали свою вину перед Бабкой)

Составление и зачитывание синквейна к слову Бабка. 2-3 мин

   6. Рефлексия.

-Вернёмся к цели нашего урока – составить литературный портрет героя рассказа В.А.Осеевой «Бабка».

-Достигли мы цели или нет?

-Ребята, а вы мне ничего не хотите сказать? (На доске предложение с которым мы еще не поработали.)

Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами. Франческо Петрарка

Семья начинается с детей.

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. Э.Золя

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

-Совершенно верно. Выскажите свое мнение.

-Я хочу вам пожелать, чтобы о вас тоже всегда кто-то переживал, заботился, но и вы в ответ тоже должны проявлять внимание и неравнодушие к родным людям.

Спасибо за урок!
















































































Отец

Мать

Борька

Бабка

                          Какими делами занимались по дому?



 

 

                          Как называли  друг друга?

Мамаша

мать

мама

 

Бабка, старушенция

 

 

Голубчики мои, батюшка мой, Петруша, доченька, Борюшка

 

 

 

                 Какие глаголы речи использовали?  (речевая характеристика)

Усмехался ворчал набрасывался

робко возражала

Кричал

Бурчал

Ворчал

Покрикивал

Иди ты

шептала






                           Как  восприняли смерть бабушки?

никак

Тихо всплакнула

Плакал

Вздыхал

Просил на могилке прощение

 

































































Памятка – инструкция № 1 Портрет Бабки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы

* Какова внешность Бабки?( Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом., неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.) стр 73

* Как зовут бабку? (у нее нет имени)

* Во что одета Бабка? (В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой) стр 73

* На чем спит Бабка? Удобно ли ей?( Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех)стр 74

* Какова речь Бабки? (приятная, вежливая, богатая)

акую работу выполняла бабка в доме?( Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. )стр 76

*Как называли бабку в семье?(Бабка, старая старушенция, мама, мать, мамаша стр 84 )

*Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? Подтвердите словами из текста.)

 (Тяжёлая жизнь и судьба.)

*О чём рассказали морщины бабки? (зачитать по  тексту)стр 83

* Как бабка обращалась к зятю?(Петруша стр 75) К Борьке? (Батюшка мой –стр 74, Борюшка, голубчик)

Вывод: бабка обращалась к ним ласково, любя.


*Какой наказ даёт бабка своему внуку?( Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!) стр 78

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах бабки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 2 Портрет Бабки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы

акую работу выполняла бабка в доме?

*Как называли бабку в семье?

*О чём рассказали морщины бабки? (зачитать по  тексту)

* Как бабка обращалась к зятю? К Борьке?

*Какой наказ даёт бабка своему внуку?

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах бабки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!



Памятка – инструкция №3 Портрет Борьки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Каким вы представляете Борьку?

* Какова речь Борьки? Зачитайте в тексте. (Иди ты, бабка. Да ну тебя! Бабка, поесть!) –стр 75 (груб, неприветлив)

* Поступки Борьки

* Когда Борька стал задумываться над словами товарища?

* Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем?( Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями.)

* С каким вопросом он стал обращаться к бабке?(Обижаем мы тебя?) стр 82

*И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова. (Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)стр 82

* Поняли ли его родители? (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа) (Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.) – стр 82

* Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке? (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение, не всегда был грубым, проявлял заботу: ты ела?).

* Как Борька стал относиться к родителям?

* Почему Борька так расстроился, увидев содержимое заветной бабкиной шкатулки?

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Борьки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 4 Портрет товарища Борьки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Каким вы представляете товарища Борьки? (воспитанный мальчик, приветливый,

* Как он относится к бабке?(с уважением,

* Что удивило товарища в доме Борьки?(неуважительное отношение к старым людям) –стр 81

*Что рассказал товарищ об отношении в его семье к бабушке? (Бабушка в их семье главная) –стр 81

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах товарища.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Вывод:  Самое удивительное то, что уважительному отношению к родной бабушке Борьку научили не родители, а школьный товарищ. Это в семье товарища родители понимают, что пожилому человеку мало быть сытым и здоровым, ему необходимо человеческое тепло, уважение, помощь. Хотя бы потому, что это родители, которые дали им жизнь. Можно только порадоваться за Борьку, что у него такой товарищ. Именно после разговора с ним Борька впервые стал называть её бабушкой, а не старушенцией.



Памятка – инструкция №5 Портрет родителей

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Какими вы представляете родителей Борьки?

*Какие наставления дает мать Бабке? Зачитайте

(Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:— Поэкономней, мама. Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.) стр 75-76

* Как отец обращается к бабке? Приведите пример из текста (Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.)-стр74 (А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!)-стр 75

* Как отнеслись родители к словам Борьки о том, что наша Бабка лучше всех, а живет хуже всех? (Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!

И, разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите?)-стр 82


* Почему мать низко наклонилась над сундуком, а отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)

* Почему они чувствуют вину перед бабкой? (Потому что они ее обижали.)

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах дочери бабки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


  • Ребята, а когда человеку плохо на душе куда он идет? (К близким людям.)

  • А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом) стр 89

  • Почему? (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку). 

  • Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях.

  • Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.

Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.

  • Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах? (Когда просит прощения.)

  • У кого просит прощение Борька? (У бабки.)

  • Почему же всё равно так горько и больно Борьке? (Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)



- Ребята, а чьей мамой была бабка? Папиной или маминой? (Маминой)

И это тем более удивительно, ведь отношения между дочерью и мамой всегда были особенно нежными: «У матери дочь и в тридцать лет дочурка», «Для родной дочки мать кольцо вместе с пальцем отдаст» - говорят пословицы. Отношение к матери издревле было священным - не только на Руси, но и у всех народов: «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»


5. Проверка работы в группах (1-2 ученика)

- Докладчики выступают перед детьми, а один ученик дополняет кластер на доске.


   6. Рефлексия.

-Вернёмся к цели нашего урока – составить литературный портрет героя рассказа В.А.Осеевой «Бабка».

-Достигли мы цели или нет?

- Мы выделили ее основные черты? Можно ли все эти черты отнести к одному определению «Мудрость…»?

-Сумел ли автор показать, что герой его мудрый? (Высказывания учащихся).

- В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. (Слайд)

Зачитывание синквейнов.2-3 мин  



Памятка – инструкция № 1 Портрет Бабки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Какова внешность Бабки?( Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом., неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.) стр 73

* Как зовут бабку? (у нее нет имени)

* Во что одета Бабка?( В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой) стр 73

* На чем спит Бабка? Удобно ли ей?( Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех)стр 74

* Какова речь Бабки? (приятная, вежливая, богатая,)

акую работу выполняла бабка в доме?( Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. )стр 76

*Как называли бабку в семье?(Бабка, старая старушенция, мама, мать, мамаша стр 84 )

*Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? Подтвердите словами из текста.)

 (Тяжёлая жизнь и судьба.)

*О чём рассказали морщины бабки? (зачитать по  тексту)стр 83

* Как бабка обращалась к зятю?(Петруша стр 75) К Борьке? (Батюшка мой –стр 74, Борюшка, голубчик)

Вывод: бабка обращалась к ним ласково, любя.


*Какой наказ даёт бабка своему внуку?( Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!) стр 78

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах бабки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 2 Портрет Бабки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы

акую работу выполняла бабка в доме?

*Как называли бабку в семье?

*О чём рассказали морщины бабки? (зачитать по  тексту)

* Как бабка обращалась к зятю? К Борьке?

*Какой наказ даёт бабка своему внуку?

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах бабки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!



?Игра. Мудрые высказывания. Сказать о реальном событии, соотнести с подходящей ситуацией текста

  1. Темный человек – глух и нем.

  2. Чей род – того и род.

  3. Все хорошо, Борюшка, плохое и хорошее – хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего – у него душа зацветает.

  4. Вырастешь, Борюшка, заботься о матери, не бросай мать.

  5. Трудней всего три вещи в жизни: Богу молиться, долги платить, да родителей кормить.

  6. Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать.

  7. Не я учу – жизнь учит.

  8. Что убьёте – то не вернете.

  9. По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге можно прочитать.

  10. Большой дождь, и тот в земле ямки роет.





Памятка – инструкция №3 Портрет Борьки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Каким вы представляете Борьку?

* Какова речь Борьки?Зачитайте в тексте.(Иди ты, бабка. Да ну тебя! Бабка, поесть!) –стр 75 (груб, неприветлив)

* Поступки Борьки

* Когда Борька стал задумываться над словами товарища?

* Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем?( Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями.)

* С каким вопросом он стал обращаться к бабке?(Обижаем мы тебя?) стр 82

*И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова. (Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)стр 82

* Поняли ли его родители? (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа) (Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.) –стр 82

* Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке? (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение, не всегда был грубым, проявлял заботу: ты ела?).

* Как Борька стал относиться к родителям?

* Почему Борька так расстроился, увидев содержимое заветной бабкиной шкатулки?

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Борьки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Памятка – инструкция № 4 Портрет товарища Борьки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Каким вы представляете товарища Борьки? (воспитанный мальчик, приветливый,

* Как он относится к бабке?(с уважением,

* Что удивило товарища в доме Борьки?(неуважительное отношение к старым людям) –стр 81

*Что рассказал товарищ об отношении в его семье к бабушке? (Бабушка в их семье главная) –стр 81

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах товарища.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!


Вывод:  Самое удивительное то, что уважительному отношению к родной бабушке Борьку научили не родители, а школьный товарищ. Это в семье товарища родители понимают, что пожилому человеку мало быть сытым и здоровым, ему необходимо человеческое тепло, уважение, помощь. Хотя бы потому, что это родители, которые дали им жизнь. Можно только порадоваться за Борьку, что у него такой товарищ. Именно после разговора с ним Борька впервые стал называть её бабушкой, а не старушенцией.



Памятка – инструкция №5 Портрет родителей

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Какими вы представляете родителей Борьки?

*Какие наставления дает мать Бабке? Зачитайте

(Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:— Поэкономней, мама. Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.) стр 75-76

* Как отец обращается к бабке? Приведите пример из текста(Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.)-стр74 (А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!)-стр 75

* Как отнеслись родители к словам Борьки о том, что наша Бабка лучше всех, а живет хуже всех? (Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!

И, разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите?)-стр 82


* Почему мать низко наклонилась над сундуком, а отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)

* Почему они чувствуют вину перед бабкой? (Потому что они ее обижали.)

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах дочери бабки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!





































Готовое!!!инструкция


Памятка – инструкция № 1 Портрет Бабки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.


* Какова внешность Бабки? Зачитайте.

* Как зовут бабку?

* Во что одета Бабка? Зачитайте.

* На чем спит Бабка? Удобно ли ей? Зачитайте.

* Какова речь Бабки?

акую работу выполняла бабка в доме? Зачитайте.

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Бабки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!



Памятка – инструкция № 2 Портрет Бабки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы


*Как называли бабку в семье? Приведите примеры

*О чём рассказали морщины бабки? Зачитать.

* Как бабка обращалась к зятю? К Борьке? Зачитайте.

*Какой наказ даёт бабка своему внуку? Зачитайте.

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Бабки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!














Памятка – инструкция №3 Портрет Борьки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.


* Каким вы представляете Борьку?

* Какова речь Борьки? Зачитайте.

* Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем?

* С каким вопросом он стал обращаться к бабке? Зачитайте.

* Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке?

* И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова.

* Как Борька стал относиться к родителям?

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Борьки.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!



Памятка – инструкция № 4 Портрет товарища Борьки.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.


* Каким вы представляете товарища Борьки?

* Как он относится к бабке?

* Что удивило товарища в доме Борьки?

*Что рассказал товарищ об отношении в его семье к бабушке?

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах товарища.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!






















Памятка – инструкция №5 Портрет родителей

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.


*Какие наставления дает мать Бабке? Зачитайте.

* Как отец обращается к бабке? Приведите пример из текста.

* Как отнеслись родители к словам Борьки о том, что наша Бабка лучше всех, а живет хуже всех? Зачитайте.

* Почему мать низко наклонилась над сундуком, а отец отвернулся?

* Почему они чувствуют вину перед бабкой?

3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах родителей.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!
























































25.02 в 3 в классе

Памятка – инструкция № 1.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Какова внешность Бабки? ( Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом., неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.) стр 73

* Каким вы представляете Борьку?

* Какова речь Борьки? Зачитайте в тексте.(Иди ты, бабка. Да ну тебя! Бабка, поесть!) –стр 75 (груб, неприветлив)


Памятка – инструкция № 2.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке? (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение, не всегда был грубым, проявлял заботу: ты ела?).

* Каким вы представляете товарища Борьки? (воспитанный мальчик, приветливый)


Памятка – инструкция № 3.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Как зовут бабку? (у нее нет имени)

*Как называли бабку в семье? (Бабка, старая старушенция, мама, мать, мамаша) стр 84

*Какие наставления дает мать Бабке уходя на работу? Зачитайте.

(Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:— Поэкономней, мама. Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.) стр 75-76


Памятка – инструкция № 4.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* На чем спит Бабка? Удобно ли ей? Зачитайте (Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех) стр 74

* Какова речь Бабки? Приведите пример из текста. (приятная, вежливая, богатая,)



Памятка – инструкция № 5.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? (Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями.)

акую работу выполняла бабка в доме?(Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала.) стр 76


Памятка – инструкция № 6.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Что удивило товарища в доме Борьки?(неуважительное отношение к старым людям) –стр 81

* Как отец обращается к бабке? Приведите пример из текста (Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.)-стр74 (А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!)-стр 75


Памятка – инструкция № 7.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

* Как отнеслись родители к словам Борьки о том, что наша Бабка лучше всех, а живет хуже всех? Найдите в тексте и прочитайте. (Мать удивлялась, а отец сердился:

— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!

И, разволновавшись, набрасывался на бабку:

— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите?) - стр 82

*Что рассказал товарищ об отношении в его семье к бабушке? Зачитайте. (Бабушка в их семье главная) –стр 81


Памятка – инструкция № 8.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

*О чём рассказали морщины бабки? Зачитать по  тексту.стр 83

* Как бабка обращалась к зятю? (Петруша стр 75) К Борьке? (Батюшка мой –стр 74, Борюшка, голубчик)


Памятка – инструкция № 9.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

*Что менялось в Борьке во время вкусного обеда? Докажите примером. Зачитайте.

*Почему бабка считает, что родителям надо не удивляться и не сердиться на Борькины слова, а радоваться? Почему надо радоваться? (Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:

— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.) Стр 82


Памятка – инструкция № 10.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

*Сравните: как приветствовал Борька бабку, когда приходил из школы? (никак, он только кричал команду, словно собаке) и как встречала бабка внука? Зачитайте.

*Что осталось от бабушки в наследство? (Шкатулка)

Почему мать низко наклонилась над сундуком, а отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)



Памятка – инструкция № 11.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.

*Какой наказ даёт бабка своему внуку? Зачитайте.( Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!) стр 78

*Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю. “Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”. Что автор хотел сказать нам этой строкой?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя