Тема: В.А.Осеева «Бабка». Литературный портрет.
Цель урока:
обеспечить условия для усвоения учащимися средств создания образа литературного героя на примере образа Бабки по рассказу В.А.Осеевой «Бабка».
Задачи:
создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного, аналитического и критического мышления, литературно-творческих способностей;
совершенствовать умение анализировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения;
воспитывать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, любовь и уважение к литературе.
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):
Личностные умения
Проявлять:
— интерес к изучению темы;
— желание читать произведения В.А.Осеевой;
— понимание успешности при изучении темы.
Предметные умения
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность, образ героя.
Познавательные умения:
— Прочитывание текста с разными задачами:
- оценка смысла всего произведения по его названию,
- определение нужных частей текста, темы и главной мысли текста и обоснование своего мнения;
- оценка поведения героев произведения;
— определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— соотносить результат с поставленной целью.
Коммуникативные умения:
- чтение текста и работа в группе;
— формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
Оборудование: памятки-инструкции, таблички для кластера, иллюстрации к рассказу, тексты для групп, учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. А. Ефросинина, ноутбук,
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Показ презентации «Семья» с фотографиями учеников
- Давайте придумаем название этому ролику. («Счастливая семья»)
- Как вы думаете, с какой целью я показала его вам? (Возможно, о семье пойдет речь на уроке)
-А какая она, счастливая семья? Закончите предложение:
Семья будет счастливой если в ней ……
-Родной дом, семья – самое ценное, что может быть в жизни человека, потому что наши интересы, привычки, характер формируются в семье. И выходим мы в большую жизнь из семьи, неся с собой эти привычки и характер.
-Эти фото подарили вам радость. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами и позволит о чём-нибудь задуматься.
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
-Какое произведение вы читали дома? (В.Осеева «Бабка»). (слайд )
- Можно ли сказать, что автор рассказывает нам о семье? (Да).
-К какому литературному жанру оно относится? (- Это рассказ)
-Почему В.Осеева назвала рассказ «Бабка», а не «Бабушка»? ()
-В. Осеева хотела через название подчеркнуть отношение домочадцев к бабушке.
- Как бы вы назвали этот рассказ? (добрая бабушка, заботливая бабушка, старенькая бабушка)
Работа в парах. Тестирование. У вас на столе листочки. Восстановите последовательность (порядок) событий происходящих с Бабкой.
1 | Сведения о бабке. |
2 | Бабка встает раньше всех и выполняет всю работу по дому. |
3 | Приход товарища Борьки |
4 | Прозрение Борьки |
5 | Гости в доме. |
6 | Смерть Бабки |
7 | Шкатулка- наследство |
У детей карточка
| Прозрение Борьки. |
| Сведения о бабке. |
| Приход товарища Борьки. |
| Бабка встает раньше всех и выполняет всю работу по дому. |
| Гости в доме. |
| Шкатулка- наследство. |
| Смерть Бабки. |
- Самопроверка. Фронтальная проверка по слайду. 1 ученик у доски соединяет.
Вывод: Значимые события и основные моменты рассказа вы усвоили
3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы продолжим работу над этим рассказом и хорошо познакомимся с героями. (прикрепляю ЗНАКОМСТВО)
- Давайте улыбнёмся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.
-Когда вы смотрели друг на друга на что вы обращали внимание?( На внешность, одежду, жесты, походку, мимику …)
(после ответов учитель прикрепляет блоки ВНЕШНОСТЬ, ОДЕЖДА, ПОХОДКА, ЖЕСТЫ)
- Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? ( Нет.)
- На что ещё необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека? ( На поступки, речь, поведение, отношение к другим, увлечения, род занятий, обязанности.) (на слайде ПОСТУПКИ, РЕЧЬ, РОД ЗАНЯТИЙ, ПОВЕДЕНИЕ, ОБЯЗАННОСТИ, УВЛЕЧЕНИЯ)
- Вы назвали основные признаки по которым можно судить о человеке. Для чего нужно обращать внимание на всё это? ( Чтобы не ошибиться в человеке; чтобы принять его или нет; сделать выбор: будет другом или нет…оценить и т.д. чтобы создать определенный образ)
- У вас создаётся определённый образ, мнение о человеке. Сегодня работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, потому что будем видеть друг друга, будем общаться.
- А может ли эта схема нам помочь при знакомстве с Бабкой и с теми, кто находится с нею рядом? (ДА)
(учитель заменяет ЗНАКОМСТВО на Бабка).
- Давайте попробуем сформулировать цель урока. На доске появляется понятие литературный портрет.
Литературный портрет - изображение внешности, черт лица, одежды в совокупности с особенностями поведения, манерой держаться, жестами, мимикой, чертами характера, миром душевных переживаний и поступками.
Цель нашего урока?
-Итак, мы будем составлять литературный портрет Бабки. (учиться работать с текстом, отвечать на вопросы, выразительно читать, делать выводы и т.д)
4.Работа по теме урока. Составление портрета литературного героя.
- Работу над темой урока будем проводить в малых группах.
Инструкция напомнит вам о правилах работы в группах. Задания для группы найдёте на цветной карточке. Время ограничено – 5-6 минут. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.
-Вам необходимо сначала прочитать вопросы, ответы на которые будете искать в тексте рассказа.
- По итогу работы группы нужно подготовить небольшой рассказ о Бабке и др героях с зачитыванием необходимых отрывков.
(Работа в группе: - обмен мнениями; работа с учебником, нахождение цитат; выводы)
Памятка – инструкция № 1 Портрет Бабки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы
* Какова внешность Бабки? (Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом., неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.) стр 73
* Как зовут бабку? (у нее нет имени)
* Во что одета Бабка? Зачитайте. (В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой) стр 73
* На чем спит Бабка? Удобно ли ей? Зачитайте.( Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех)стр 74
* Какова речь Бабки? (приятная, вежливая, богатая)
*Какую работу выполняла бабка в доме?( Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. )стр 76
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах бабки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 2 Портрет Бабки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы
*Как называли бабку в семье? Приведите примеры. (Бабка, старая старушенция, мама, мать, мамаша стр 84 )
*Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? Подтвердите словами из текста.)
(Тяжёлая жизнь и судьба.)
*О чём рассказали морщины бабки? Зачитать по тексту. стр 83
* Как бабка обращалась к зятю?(Петруша стр 75) К Борьке? (Батюшка мой –стр 74, Борюшка, голубчик)
*Какой наказ даёт бабка своему внуку?( Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!) стр 78
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах бабки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Вывод: бабка обращалась к ним ласково, любя.
Памятка – инструкция №3 Портрет Борьки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете Борьку?
* Какова речь Борьки? Зачитайте в тексте. (Иди ты, бабка. Да ну тебя! Бабка, поесть!) –стр 75 (груб, неприветлив)
* Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем?( Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями.)
* С каким вопросом он стал обращаться к бабке? (Обижаем мы тебя?) стр 82
*И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова. (Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)стр 82
?*Поняли ли его родители? (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа) (Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.) – стр 82
* Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке? (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение, не всегда был грубым, проявлял заботу: ты ела?).
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Борьки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 4 Портрет товарища Борьки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете товарища Борьки? (воспитанный мальчик, приветливый)
* Как он относится к бабке?(с уважением)
* Что удивило товарища в доме Борьки?(неуважительное отношение к старым людям) –стр 81
*Что рассказал товарищ об отношении в его семье к бабушке? (Бабушка в их семье главная) –стр 81
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах товарища.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция №5 Портрет родителей
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
*Какие наставления дает мать Бабке? Зачитайте.
(Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:— Поэкономней, мама. Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.) стр 75-76
* Как отец обращается к бабке? Приведите пример из текста (Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.)-стр74 (А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!)-стр 75
* Как отнеслись родители к словам Борьки о том, что наша Бабка лучше всех, а живет хуже всех? Зачитайте.(Мать удивлялась, а отец сердился:
— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите?)-стр 82
* Почему мать низко наклонилась над сундуком, а отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)
* Почему они чувствуют вину перед бабкой? (Потому что они ее обижали.)
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах дочери бабки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу
Выступление детей.
1.О Бабке.
Работа с мудрыми словами во флипчарте
Собрать предложение на доске. Сказать о реальном событии и соотнести с подходящей ситуацией текста.
-
От плохого человек крепче делается, от хорошего – у него душа зацветает. (Бабка слушала Борьку во время обеда и приговаривала…) стр 77
-
Трудней всего три вещи в жизни: Богу молиться, долги платить, да родителей кормить. (После обеда Бабка давала наставления Борьке стр 78
-
Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать. (К Борьке пришел товарищ) стр 81
-
Не я учу – жизнь учит. стр 82
Вывод: Обратите внимание, бабка очень умная и добрая. Она старается научить внука главному – любить и уважать родных людей. Пословицы и поговорки очень украшают её речь.
2. О Борьке
3.О Товарище
Инсценирование
Товарищ - Здравствуйте, бабушка!
Борька: (весело толкает локтем). Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабушка (тихо шевеля губами). Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать... В соседней комнате.
Товарищ: А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
Борька: Как это – главная?
Товарищ: Ну, старенькая... всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.
Товарищ (нахмурившись).Чудно!
Борька: Не взгреет! Он сам с ней не здоровается...
Вывод: Самое удивительное то, что уважительному отношению к родной бабушке Борьку научили не родители, а школьный товарищ. Это в семье товарища родители понимают, что пожилому человеку мало быть сытым и здоровым, ему необходимо человеческое тепло, уважение, помощь. Хотя бы потому, что это родители, которые дали им жизнь. Можно только порадоваться за Борьку, что у него такой товарищ. Именно после разговора с ним Борька впервые стал называть её бабушкой, а не старушенцией.
Физминутка
-Прошу встать тех ребят, кто считает себя веселым
-Поднимите руки те, у кого есть любимая бабушка
Улыбнитесь те, кто ощущает себя любимым бабушкой
-Хлопните над головой те, кто считает себя защищенным
-Сделайте два прыжка те, о ком заботятся родители
-Сделайте три приседания те, кто проводит незабываемое радостное время с бабушками.
-Улыбнитесь те ребята, кто считает себя счастливым!
4.О Родителях
Вывод: Как вы думаете изменится ли их отношение к близким людям?(Изменится, они осознали свою вину перед Бабкой)
Составление и зачитывание синквейна к слову Бабка. 2-3 мин
6. Рефлексия.
-Вернёмся к цели нашего урока – составить литературный портрет героя рассказа В.А.Осеевой «Бабка».
-Достигли мы цели или нет?
-Ребята, а вы мне ничего не хотите сказать? (На доске предложение с которым мы еще не поработали.)
Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами. Франческо Петрарка
Семья начинается с детей.
Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости. Э.Золя
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
-Совершенно верно. Выскажите свое мнение.
-Я хочу вам пожелать, чтобы о вас тоже всегда кто-то переживал, заботился, но и вы в ответ тоже должны проявлять внимание и неравнодушие к родным людям.
Спасибо за урок!
Отец | Мать | Борька | Бабка |
Какими делами занимались по дому? |
| | | |
Как называли друг друга? |
Мамаша мать | мама | Бабка, старушенция | Голубчики мои, батюшка мой, Петруша, доченька, Борюшка |
Какие глаголы речи использовали? (речевая характеристика) |
Усмехался ворчал набрасывался | робко возражала | Кричал Бурчал Ворчал Покрикивал Иди ты | шептала |
|
| | | |
Как восприняли смерть бабушки? |
никак | Тихо всплакнула | Плакал Вздыхал Просил на могилке прощение | |
Памятка – инструкция № 1 Портрет Бабки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы
* Какова внешность Бабки?( Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом., неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.) стр 73
* Как зовут бабку? (у нее нет имени)
* Во что одета Бабка? (В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой) стр 73
* На чем спит Бабка? Удобно ли ей?( Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех)стр 74
* Какова речь Бабки? (приятная, вежливая, богатая)
*Какую работу выполняла бабка в доме?( Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. )стр 76
*Как называли бабку в семье?(Бабка, старая старушенция, мама, мать, мамаша стр 84 )
*Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? Подтвердите словами из текста.)
(Тяжёлая жизнь и судьба.)
*О чём рассказали морщины бабки? (зачитать по тексту)стр 83
* Как бабка обращалась к зятю?(Петруша стр 75) К Борьке? (Батюшка мой –стр 74, Борюшка, голубчик)
Вывод: бабка обращалась к ним ласково, любя.
*Какой наказ даёт бабка своему внуку?( Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!) стр 78
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах бабки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 2 Портрет Бабки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы
*Какую работу выполняла бабка в доме?
*Как называли бабку в семье?
*О чём рассказали морщины бабки? (зачитать по тексту)
* Как бабка обращалась к зятю? К Борьке?
*Какой наказ даёт бабка своему внуку?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах бабки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция №3 Портрет Борьки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете Борьку?
* Какова речь Борьки? Зачитайте в тексте. (Иди ты, бабка. Да ну тебя! Бабка, поесть!) –стр 75 (груб, неприветлив)
* Поступки Борьки
* Когда Борька стал задумываться над словами товарища?
* Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем?( Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями.)
* С каким вопросом он стал обращаться к бабке?(Обижаем мы тебя?) стр 82
*И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова. (Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)стр 82
* Поняли ли его родители? (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа) (Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.) – стр 82
* Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке? (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение, не всегда был грубым, проявлял заботу: ты ела?).
* Как Борька стал относиться к родителям?
* Почему Борька так расстроился, увидев содержимое заветной бабкиной шкатулки?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Борьки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 4 Портрет товарища Борьки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете товарища Борьки? (воспитанный мальчик, приветливый,
* Как он относится к бабке?(с уважением,
* Что удивило товарища в доме Борьки?(неуважительное отношение к старым людям) –стр 81
*Что рассказал товарищ об отношении в его семье к бабушке? (Бабушка в их семье главная) –стр 81
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах товарища.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Вывод: Самое удивительное то, что уважительному отношению к родной бабушке Борьку научили не родители, а школьный товарищ. Это в семье товарища родители понимают, что пожилому человеку мало быть сытым и здоровым, ему необходимо человеческое тепло, уважение, помощь. Хотя бы потому, что это родители, которые дали им жизнь. Можно только порадоваться за Борьку, что у него такой товарищ. Именно после разговора с ним Борька впервые стал называть её бабушкой, а не старушенцией.
Памятка – инструкция №5 Портрет родителей
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Какими вы представляете родителей Борьки?
*Какие наставления дает мать Бабке? Зачитайте
(Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:— Поэкономней, мама. Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.) стр 75-76
* Как отец обращается к бабке? Приведите пример из текста (Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.)-стр74 (А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!)-стр 75
* Как отнеслись родители к словам Борьки о том, что наша Бабка лучше всех, а живет хуже всех? (Мать удивлялась, а отец сердился:
— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите?)-стр 82
* Почему мать низко наклонилась над сундуком, а отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)
* Почему они чувствуют вину перед бабкой? (Потому что они ее обижали.)
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах дочери бабки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
-
Ребята, а когда человеку плохо на душе куда он идет? (К близким людям.)
-
А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом) стр 89
-
Почему? (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку).
-
Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях.
-
Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.
“Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.
-
Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах? (Когда просит прощения.)
-
У кого просит прощение Борька? (У бабки.)
-
Почему же всё равно так горько и больно Борьке? (Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)
- Ребята, а чьей мамой была бабка? Папиной или маминой? (Маминой)
И это тем более удивительно, ведь отношения между дочерью и мамой всегда были особенно нежными: «У матери дочь и в тридцать лет дочурка», «Для родной дочки мать кольцо вместе с пальцем отдаст» - говорят пословицы. Отношение к матери издревле было священным - не только на Руси, но и у всех народов: «Нет лучшего дружка, чем родная матушка»
5. Проверка работы в группах (1-2 ученика)
- Докладчики выступают перед детьми, а один ученик дополняет кластер на доске.
6. Рефлексия.
-Вернёмся к цели нашего урока – составить литературный портрет героя рассказа В.А.Осеевой «Бабка».
-Достигли мы цели или нет?
- Мы выделили ее основные черты? Можно ли все эти черты отнести к одному определению «Мудрость…»?
-Сумел ли автор показать, что герой его мудрый? (Высказывания учащихся).
- В заключении мне хотелось бы, чтобы каждый из вас высказал свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. (Слайд)
Зачитывание синквейнов.2-3 мин
Памятка – инструкция № 1 Портрет Бабки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Какова внешность Бабки?( Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом., неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.) стр 73
* Как зовут бабку? (у нее нет имени)
* Во что одета Бабка?( В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой) стр 73
* На чем спит Бабка? Удобно ли ей?( Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех)стр 74
* Какова речь Бабки? (приятная, вежливая, богатая,)
*Какую работу выполняла бабка в доме?( Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. )стр 76
*Как называли бабку в семье?(Бабка, старая старушенция, мама, мать, мамаша стр 84 )
*Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? Подтвердите словами из текста.)
(Тяжёлая жизнь и судьба.)
*О чём рассказали морщины бабки? (зачитать по тексту)стр 83
* Как бабка обращалась к зятю?(Петруша стр 75) К Борьке? (Батюшка мой –стр 74, Борюшка, голубчик)
Вывод: бабка обращалась к ним ласково, любя.
*Какой наказ даёт бабка своему внуку?( Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!) стр 78
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах бабки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 2 Портрет Бабки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы
*Какую работу выполняла бабка в доме?
*Как называли бабку в семье?
*О чём рассказали морщины бабки? (зачитать по тексту)
* Как бабка обращалась к зятю? К Борьке?
*Какой наказ даёт бабка своему внуку?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах бабки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
?Игра. Мудрые высказывания. Сказать о реальном событии, соотнести с подходящей ситуацией текста
-
Темный человек – глух и нем.
-
Чей род – того и род.
-
Все хорошо, Борюшка, плохое и хорошее – хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего – у него душа зацветает.
-
Вырастешь, Борюшка, заботься о матери, не бросай мать.
-
Трудней всего три вещи в жизни: Богу молиться, долги платить, да родителей кормить.
-
Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать.
-
Не я учу – жизнь учит.
-
Что убьёте – то не вернете.
-
По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге можно прочитать.
-
Большой дождь, и тот в земле ямки роет.
Памятка – инструкция №3 Портрет Борьки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете Борьку?
* Какова речь Борьки?Зачитайте в тексте.(Иди ты, бабка. Да ну тебя! Бабка, поесть!) –стр 75 (груб, неприветлив)
* Поступки Борьки
* Когда Борька стал задумываться над словами товарища?
* Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем?( Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями.)
* С каким вопросом он стал обращаться к бабке?(Обижаем мы тебя?) стр 82
*И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова. (Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)стр 82
* Поняли ли его родители? (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа) (Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.) –стр 82
* Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке? (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение, не всегда был грубым, проявлял заботу: ты ела?).
* Как Борька стал относиться к родителям?
* Почему Борька так расстроился, увидев содержимое заветной бабкиной шкатулки?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Борьки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 4 Портрет товарища Борьки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете товарища Борьки? (воспитанный мальчик, приветливый,
* Как он относится к бабке?(с уважением,
* Что удивило товарища в доме Борьки?(неуважительное отношение к старым людям) –стр 81
*Что рассказал товарищ об отношении в его семье к бабушке? (Бабушка в их семье главная) –стр 81
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах товарища.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Вывод: Самое удивительное то, что уважительному отношению к родной бабушке Борьку научили не родители, а школьный товарищ. Это в семье товарища родители понимают, что пожилому человеку мало быть сытым и здоровым, ему необходимо человеческое тепло, уважение, помощь. Хотя бы потому, что это родители, которые дали им жизнь. Можно только порадоваться за Борьку, что у него такой товарищ. Именно после разговора с ним Борька впервые стал называть её бабушкой, а не старушенцией.
Памятка – инструкция №5 Портрет родителей
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Какими вы представляете родителей Борьки?
*Какие наставления дает мать Бабке? Зачитайте
(Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:— Поэкономней, мама. Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.) стр 75-76
* Как отец обращается к бабке? Приведите пример из текста(Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.)-стр74 (А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!)-стр 75
* Как отнеслись родители к словам Борьки о том, что наша Бабка лучше всех, а живет хуже всех? (Мать удивлялась, а отец сердился:
— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите?)-стр 82
* Почему мать низко наклонилась над сундуком, а отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)
* Почему они чувствуют вину перед бабкой? (Потому что они ее обижали.)
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах дочери бабки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Готовое!!!инструкция
Памятка – инструкция № 1 Портрет Бабки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Какова внешность Бабки? Зачитайте.
* Как зовут бабку?
* Во что одета Бабка? Зачитайте.
* На чем спит Бабка? Удобно ли ей? Зачитайте.
* Какова речь Бабки?
*Какую работу выполняла бабка в доме? Зачитайте.
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Бабки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 2 Портрет Бабки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы
*Как называли бабку в семье? Приведите примеры
*О чём рассказали морщины бабки? Зачитать.
* Как бабка обращалась к зятю? К Борьке? Зачитайте.
*Какой наказ даёт бабка своему внуку? Зачитайте.
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Бабки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция №3 Портрет Борьки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете Борьку?
* Какова речь Борьки? Зачитайте.
* Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем?
* С каким вопросом он стал обращаться к бабке? Зачитайте.
* Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке?
* И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова.
* Как Борька стал относиться к родителям?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах Борьки.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция № 4 Портрет товарища Борьки.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Каким вы представляете товарища Борьки?
* Как он относится к бабке?
* Что удивило товарища в доме Борьки?
*Что рассказал товарищ об отношении в его семье к бабушке?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах товарища.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
Памятка – инструкция №5 Портрет родителей
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
*Какие наставления дает мать Бабке? Зачитайте.
* Как отец обращается к бабке? Приведите пример из текста.
* Как отнеслись родители к словам Борьки о том, что наша Бабка лучше всех, а живет хуже всех? Зачитайте.
* Почему мать низко наклонилась над сундуком, а отец отвернулся?
* Почему они чувствуют вину перед бабкой?
3. Старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.
4. Сделайте выводы о качествах родителей.
5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.
6. Спасибо за работу!
25.02 в 3 в классе
Памятка – инструкция № 1.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Какова внешность Бабки? ( Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом., неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.) стр 73
* Каким вы представляете Борьку?
* Какова речь Борьки? Зачитайте в тексте.(Иди ты, бабка. Да ну тебя! Бабка, поесть!) –стр 75 (груб, неприветлив)
Памятка – инструкция № 2.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке? (Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение, не всегда был грубым, проявлял заботу: ты ела?).
* Каким вы представляете товарища Борьки? (воспитанный мальчик, приветливый)
Памятка – инструкция № 3.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Как зовут бабку? (у нее нет имени)
*Как называли бабку в семье? (Бабка, старая старушенция, мама, мать, мамаша) стр 84
*Какие наставления дает мать Бабке уходя на работу? Зачитайте.
(Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:— Поэкономней, мама. Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней...Потом сыпались на бабку другие наставления. Бабка принимала их молча, без возражений.) стр 75-76
Памятка – инструкция № 4.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* На чем спит Бабка? Удобно ли ей? Зачитайте (Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех) стр 74
* Какова речь Бабки? Приведите пример из текста. (приятная, вежливая, богатая,)
Памятка – инструкция № 5.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? (Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями.)
*Какую работу выполняла бабка в доме?(Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала.) стр 76
Памятка – инструкция № 6.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Что удивило товарища в доме Борьки?(неуважительное отношение к старым людям) –стр 81
* Как отец обращается к бабке? Приведите пример из текста (Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.)-стр74 (А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!)-стр 75
Памятка – инструкция № 7.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
* Как отнеслись родители к словам Борьки о том, что наша Бабка лучше всех, а живет хуже всех? Найдите в тексте и прочитайте. (Мать удивлялась, а отец сердился:
— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!
И, разволновавшись, набрасывался на бабку:
— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите?) - стр 82
*Что рассказал товарищ об отношении в его семье к бабушке? Зачитайте. (Бабушка в их семье главная) –стр 81
Памятка – инструкция № 8.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
*О чём рассказали морщины бабки? Зачитать по тексту.стр 83
* Как бабка обращалась к зятю? (Петруша стр 75) К Борьке? (Батюшка мой –стр 74, Борюшка, голубчик)
Памятка – инструкция № 9.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
*Что менялось в Борьке во время вкусного обеда? Докажите примером. Зачитайте.
*Почему бабка считает, что родителям надо не удивляться и не сердиться на Борькины слова, а радоваться? Почему надо радоваться? (Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:
— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьете, то не вернете.) Стр 82
Памятка – инструкция № 10.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
*Сравните: как приветствовал Борька бабку, когда приходил из школы? (никак, он только кричал команду, словно собаке) и как встречала бабка внука? Зачитайте.
*Что осталось от бабушки в наследство? (Шкатулка)
Почему мать низко наклонилась над сундуком, а отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)
Памятка – инструкция № 11.
1. Прочитайте инструкцию до конца.
2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста.
*Какой наказ даёт бабка своему внуку? Зачитайте.( Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери. Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!) стр 78
*Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю. “Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”. Что автор хотел сказать нам этой строкой?