СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Антонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Коспект урока

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Антонимы"»

Тема: Антонимы

Цели урока:

Познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам, проводить работу по подбору синонимов и антонимов, раскрыть роль антонимов в речи. Урок нацелен на развитие речи, пополнение словарного запаса учащихся. 

Личностные УУД. Смыслообразование. Саморазвитие. Учебно-познавательный интерес. Обогащение словарного запаса.

Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательная инициатива.

Познавательные УУД. Извлечение информации из учебных текстов и словарей. Синтез знаний. Обобщение и систематизация наблюдений.

Коммуникативные УУД. Совместная деятельность. Сотрудничество с преподавателем и другими учениками.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование:  раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах. Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение.
Для того, чтобы убедиться в этом, выполните следующее задание.

Подберите синоним к следующим словам:

  1. большой -

  2. смеяться -

  3. смотреть -

  4. лгун -

  5. знойный -

  6. мрак -

  7. крохотный -

  8. несложный -

  9. беспокойство -

  10. чудесный

В русском языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.

Посмотрите на картинки, расположенные на доске и скажите, что означают эти слова. Каково их значение?

 

 

Правильно, ребята! Значение этих слов противоположное. Их называют «антонимами». Сегодня мы с вами поговорим о них и их роли в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

Запишите тему урока: «Антонимы»

III. Новая тема

1. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Обратимся к учебнику и прочитаем определение слова "антонимы".  

Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос, например: мокрый– сухой (прилагательное, какой?), друг – враг (существительное, кто?).

Сейчас мы с вами подберём к словам антонимы и определим к какой части речи они относятся:

лето –                                                              громкий -

радость –                                                        сильный -

утро –                                                              светлый –

добро -                                                             печальный -

Не все слова могут иметь антонимы.  Например: телефон, карандаш, цемент.

Антонимы могут существовать только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться.

2.Знакомство со «Словарём антонимов русского языка».

Ребята, существуют словари антонимов. Мы сегодня рассмотрим примеры из “Словаря антонимов русского языка ” М.Р.Львова. Слова в нем расположены в алфавитном порядке.  Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. Грусть - радость

ГРУСТЬ, -и; ж. Чувство и состояние печали, лёгкого уныния.

 РАДОСТЬ, -и; ж. Чувство удовольствия, ощущение большого душевного удовлетворения. 

 Закрепление нового материала.

1.  Игра «Слова «неприятели»». Надо закончить предложение и назвать слова «неприятели» (карточки лежат на партах):

Слон большой, а комар…

Дедушка старый, а внук…

Лев смелый, а заяц…

Зима холодная, а лето…

Днём светло, а ночью…

Работать трудно, а отдыхать…

2.Работа по учебнику. 

Упражнение 370.

3. Вставьте нужные антонимы (карточки лежат на партах ):

Добро всегда побеждает …(зло)

Встречают по одежке, а… (провожают) по уму.

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

Проверим себя 

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)

4. Физкультминутка.

На зарядку солнышко поднимает нас.   

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над ними весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Пошагать придётся нам – выше голова!

Мы шагаем весело в ногу «раз» и «два».

Наблюдай за птичками, головой верти.

Вот зарядка кончилась.

Сядь и отдохни.   

   

5. Подберите антонимы к многозначным словам в следующих словосочетаниях.

А) Бледный луч -.....,      бледное лицо-...,


Б) Легкий вопрос-....,     легкая  походка-...,


В) глубокое знание -......, глубокий след -....

6.  Тест (раздаточный материал на партах учащихся)

1. Какие пары являются антонимами?

           А) холодный - тёплый

           Б) закрыть – заснуть

           В) жара -  пекло

2. Найдите антоним к слову радостный:

           А) беспечный

           Б) грустный

           В) трудный

3.Найдите синоним к слову смелый:

           А) щедрый

           Б) храбрый

           В) хороший

4. Найдите антоним к слову холодный:

           А) ледяной

           Б) горячий

           В) приятный

5. Найдите лишнее слово:

             А) грустный

             Б) трусливый

             В) печальный.

7. Итог урока:

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Где можно найти антонимы к словам?

- Какова роль антонимов в речи?

8. Комментированное выставление оценок.

9. Рефлексия:

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2. Мы узнали…

3. Мы научились …

4. Самым интересным было…

5. Трудным для меня стало…

6. Я поставил бы себе за урок…

10. Домашнее задание: Прочитать параграф 69, упражнение 371