СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Буквы о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Буквы о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных."»

Буквы о – е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.

Цель:

  • cоздать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;

  • развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, мышления, наблюдательности; развивать умения применять знания на практике;

  • воспитывать взаимоуважение, любовь и интерес к русскому языку, чувства прекрасного, творческого воображения.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте. Я рада приветствовать вас на моем уроке.

Николай Васильевич Гоголь так писал про русский язык, обращаясь к потомкам: «Перед вами громада – русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его…»

И мы с Вами вместе будем открывать на уроках новые для нас законы, т. е. правила языка. Сегодня мы продолжим знакомиться с именем существительным: узнаем о правописании букв о – е после шипящих и ц в окончаниях

2.Фронтальный опрос

Предлагаю вам получить на урок « Входной билет». Правильные ответы на вопросы будут являться входным билетом. Первый вопрос:

- Что называется именем существительным?

- Приведите примеры имен существительных.

- Давайте вспомним, когда в корне слова после шипящих пишется ё, а когда о. Сформулируйте правило.

После шипящих в корнях слов под ударением пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово с е: жёлоб – желоба́, пшёнка – пшено́, дешёвый – дешеви́зна, печёнка – пе́чень.

После шипящих в корне существительных пишется буква о, если нельзя подобрать однокоренное слово с е: шорох, шорник, шорты, шов, шоу, трущоба, капюшон.

Правописание букв о – е после шипящих и ц в окончании существительных нужно не путать с правописанием букв о – ё в корне имён существительных.





3.Молодцы .С первым заданием справились.

Откройте тетрадь. Запишите число. Настройтесь на серьезную работу, приготовились.

4.Орфографическая работа.

- Отгадайте загадки, ответ запишите в тетради в строчку через запятую.

1. Зубов много, а ничего не ест. 

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. 

3. Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. 

- Отметьте в словах орфограмму, по которой эти слова можно сгруппировать. Как называется эта орфограмма? (Буква О – Ё после шипящей в корне слова)

- Какое из записанных вами слов лишнее? Почему именно оно лишнее? (Крыжовник, так как это слово-исключение)

- Какие ещё слова-исключения Вам известны? Запишите их.

Слова для справок: расч…ска, ж…лудь, крыж…вник.

-В какой части слова столкнулись с написанием букв О – Ё после шипящих? Запомним это.

5.Изучение нового материала.

- Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться) 

Болеть сердц..м, болеть душ..й.

- Как называются слова, имеющие одно значение? (Синонимы). Значит эти фразеологизмы синонимичны.

- Запишите в тетрадь два словосочетания так же, как у меня. На месте пропуска оставьте окошко.

– Подумайте, в какой морфеме и в какой части речи пропущена орфограмма? (В окончаниях существительных).

- Укажите часть речи. Выделите морфему.

– За какими согласными следует неизвестная гласная? (За шипящими и Ц-).

- Подчеркните согласную двумя чертами. 

- Назовите шипящие согласные, которые вы знаете? (ж,ш,ч,щ и ц).

- А какая это может быть гласная? (о или е).

- Опираясь на исследовательскую работу, попробуйте сформулировать тему нашего урока и запишите ее в тетрадь(Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц).

- Сформулируйте цели урока.

1) Познакомиться с ...

2) Научиться .....

(Основная цель – узнать правило написания о-ё после шипящих и ц в окончаниях существительных и научиться применять его на практике.)

Открытие нового знания.

- Поставьте ударение в словах. Какую букву писать в слове сердцем? (е) Душой? (о)

- Что можно сказать о написании букв о-е после шипящих в окончаниях существительных? (В окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется о, без ударения – е).

Да, действительно, в окончаниях существительных после шипящих под ударением пишется буква о. Без ударения в окончаниях существительных после шипящих пишется буква е. Например, ножо́м (ударение падает на окончание, значит, после шипящей пишем букву о), но ту́чей (ударение падает на корень, окончание безударное, значит, пишем букву е).

После буквы ц также, как и после шипящих в окончаниях существительных пишутся буквы о – е. Условием выбора в написании гласных также является ударение: под ударением пишется о, без ударения – е. Например, овцо́й (окончание ударное, пишем букву о), но пти́цей (окончание безударное, пишем букву е).

Чтобы не ошибиться в выборе гласных о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных, нужно действовать по алгоритму.

1 шаг: Находим и подчёркиваем шипящую или ц.

2 шаг: Выделяем окончание существительного.

3 шаг: Ставим ударение.

4 шаг: Если окончание ударное, пишем букву о.

5 шаг: Если окончание безударное, пишем букву е.

Например, свечой, мудрецом.



- Проверьте в учебнике, так ли сформулировали правило. Параграф 99, стр. 76. Обратите внимание, как выделяется орфограмма. Запишите образец выделения орфограммы. В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже)

- Вставьте пропущенную букву в слова – окошки, которые оставили (сердцем, душой). Обозначьте орфограмму.

- Что определяет выбор букв о – е после шипящих в окончаниях имен существительных? (ударение)

Закрепление материала

Сортировка элементов по категориям

Рассортируйте примеры.

О – Е

Рысц…й, плеч…м, под крыш…й, птенц…в, ключ…м, врач…м, блюдц…м, кирпич…м, еж…м, камыш…м, товарищ…м.

Разбор задания: в окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е (овцо́й, но пти́цей).

Правильный ответ:

О

рысцой

плечом

птенцов

ключом

врачом

кирпичом

ежом

камышом

Е

под крышей

блюдцем

товарищем

Выделение цветом

Выделите цветом слово(а), в окончаниях которых после шипящей пишется буква о.

Упрямц…м, живописц…м, земледельц…м, горц…м, кавказц…м, тунц…м, тамбовц…м, норвежц…м

Разбор задания: в окончаниях существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения – е (овцо́й, но пти́цей).

Правильный ответ: тунцом

1) Объяснительный диктант « Невежда» (у доски ученик записывает словосочетания, обозначая изученную орфограмму. Если ученик допускает ошибку, записывает букву из слова НЕВЕЖДА. Никто из учеников не хочет стать невеждой.)

Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом, пять пальцев, быть молодцом, за лиловой тучей.

2) Выборочный диктант (выписать слова с о – е в окончаниях существительных в два столбика:

1. Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча. 5. Подобрали ребята двух птенцов. 6. Ласточку называют вестницей весны.

- Проверим, 1 столбик -о, второй – е.

- Кто допустил ошибки? Молодцы.

3) – Ребята, а сейчас творческое задание. На слайде будут появляться предметы, вам нужно записать название этих предметов в творительном падеже.

(карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом, малышом, кирпичом, блюдцем, тучей)

- Проверим, выделите орфограмму.

4) Самостоятельная работа. Списать вставить о или е.

1. храбрец..м

8. встреч..й

2. ключ..м

9. чертеж..м

3. каланч..й

10. гребц..в

4. удач..й

11. неудач..й

5. зайц..в

12. мудрец..в

6. сторож..м

13. пейзаж..м

7. ш...пот

14. ш...колад

- Справились, а теперь внимание на слайд. Поменялись тетрадями. Взаимопроверка Исправили ошибки, если есть. А теперь оцените друга (слайд). Вернули тетради, посмотрели на свои ошибки. Поднимите руку те, у кого нет ошибок? Молодцы!

6. Итог урока.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова воспользуемся методикой незаконченного предложения.

- Сегодня на уроке мы познакомились....

- Мне удалось на уроке ....

- Самым интересным для меня на уроке было ....

- Я думаю, что с домашним заданием....

- Хорошо, ребята, сегодня на уроке все работали активно .

7. Домашнее задание: параграф 99, упр 556(п).