СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Гидросфера - водная оболочка Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первичное понимание о составе гидросферы, о мировом круговороте воды.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Гидросфера - водная оболочка Земли"»

Тема урока: Гидросфера – водная оболочка Земли.



Тип урока: Урок изучения, усвоения и первичного закрепления новых знаний.

Форма проведения: проблемное изложение с использованием ИКТ.

Цель урока: первичное ознакомление с понятием гидросфера.

Класс: 5


Планируемые результаты.

Предметные: Знать что такое гидросфера (первичное понятие) и её состав (мировой океан, воды суши, вода в атмосфере), понятие круговорот воды. Уметь объяснять круговорот воды в природе, определять по карте океаны и роль воды на Земле.

Метапредметные: чтение схем, работа с географической картой, с иллюстрациями и текстом учебника.

Личностные: осознание целостности природы, перенос географических знаний на объяснение различных жизненных ситуаций.

Задачи: 1) спроектировать учебную ситуацию для актуализации знаний об оболочках Земли и определение нового понятия о гидросфере.

2) первичное понимание о составе гидросферы.

3) описывать мировой круговорот воды.

Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование для учителя: - мультимедийная презентация;

- компьютер, интерактивная доска, проектор;

- физическая карта полушарий.

Оборудование для учеников: учебник География. Начальный курс. 5 кл. для общеобразовательных учреждений/ И.И. Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, Дрофа, 2013г.; атлас.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка  готовности к уроку.

Учитель. Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

Настройтесь и раскрепоститесь.

Урок начнем мы, как всегда,

С вопроса: Все готовы?

Ученики. Да!

Как всегда Вы пришли на самый интересный и загадочный урок – урок географии. Сегодня отгадать тему урока Вам помогут слайды презентации.

2. Мотивация к обучению.

1) Понятие о гидросфере.

Ребята, посмотрите на слайды, перед вами планеты, может, кто из вас назовет эти планеты. Марс, Сатурн, Юпитер, Земля

А чем отличается наша планета от других планет Солнечной системы?

Почему на Земле есть жизнь? Какие то условия для этого необходимы? (оболочки – воздушная, водная, почвенная, живые организмы) Слайды

Ребята, посмотрите параграф 23 стр.113 и скажите, о какой оболочке мы сегодня будем говорить?

- Да, верно, сегодня речь пойдет о гидросфере. Откройте тетради и запишите тему урока.

Сегодня на уроке мы должны: Слайд

1 – дать определение понятий гидросфера и мировой круговорот воды,

2 – определить состав гидросферы,

3 – уметь описывать мировой круговорот воды.


«Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью. Ты – самое большое богатство на свете». Это слова французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери.


Ребята, Какие сведения о воде Вам уже известны? Что мы знаем о воде? Давайте вспомним, в каких состояниях находится вода (жидкая, твердая, газообразная)


Ребята, На глобусе какого цвета больше? Почему?

В настоящее время вода занимает ¾ поверхности Земли.

Как называется водная оболочка Земли? - гидросфера

Давайте запишем определение понятия гидросфера. Гидросфера – водная оболочка Земли.

2) Состав гидросферы.

Ребята, а какие части входят в гидросферу?

Давайте определим состав гидросферы. По тексту учебника и иллюстрациям определите самостоятельно части гидросферы (работа в парах)

Проверим, справились ли вы с заданием. На доске представлена модель.








Работа в группах – определить части гидросферы, дополнить материал о составе гидросферы, Вам необходимо на листочках показать состав каждой части гидросферы, это могут быть рисунки, слова.

1 группа – о мировом океане, 2 группа – о водах суши, 3 группа – о воде в атмосфере.

Давайте проверим, как вы справились с работой.


Физкультминутка

Голова чтоб не болела,
Ей вращаем вправо-влево.
А теперь плечами крутим —
И для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.

Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.

Учитель. Все, закончили разминку.

Сели прямо, держим спинку.

Чтобы уложиться в срок,

Мы продолжим наш урок.

3) Мировой круговорот воды.

Ребята, вот мы с вами определили состав гидросферы.

Ребята, объясните, как вода с материков попадает в Мировой океан?

Как в атмосферу попадает вода?

Каким образом вода снова попадает на сушу?


По иллюстрациям на стр. 113 и тексту учебника в тетради составьте схему круговорота воды.

Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками. (один ученик выходит к доске и показывает схему круговорота воды) Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане. В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная! Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается.

Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.

3. Закрепление нового материала.

Сегодня что узнали нового?

А теперь проверьте свои знания самостоятельно с помощью следующего теста.

1.Водная оболочка Земли называется:

А. литосфера Б. гидросфера В. Атмосфера

2. Вода на Земле находится в разных состояниях:

А. жидком и газообразном Б. жидком, твердом, газообразном

В. Твердом и жидком

3. Из каких частей состоит гидросфера:

А. мирового океана Б. мирового океана и вод суши

В. Мирового океана, вод суши и атмосферы.

4. Мировой океан включает:

А. океаны, моря, реки Б. моря, реки, озера В. Океаны, моря

5. какой океан самый большой по площади:

А. Тихий Б. Индийский В. Атлантический Г. Северный Ледовитый

6. Мировой круговорот воды происходит под действием:

А. силы тяжести Б. солнца В. Приливов и отливов

Ответы: 1. Б, 2. Б, 3. В, 4. В, 5. А, 6. Б.

« Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром и дает жизнь и движение всему ее окружающему» С.А. Аксаков.

4. Домашнее задание

Прочитать пар. 23 и ответить на вопросы, найдите загадки о воде.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!