СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Изложение с продолжением"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Изложение с продолжением"»

Поурочный план по

русскому языку

Дата проведения урока

12.10

Номер урока в соответствии с КТП

24

Класс

5-А, 5-Б

Тема урока

Работа над ошибками.

Р. р. №6

Подготовка к написанию изложения с продолжением

Цель урока

Научиться писать изложение, близкое к тексту;

составить план изложения

Задачи

 Учебно-образовательные:

  • вспомнить, что такое изложение;

  • учить правильному и последовательному построению предложений.

Развивающие:

  • развивать связную устную речь учащихся;

  • развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей;

  • развивать связную письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  • прививать учащимся интерес к предмету;

  • призывать учащихся помогать тем, кто попал в беду.

Планируемые результаты урока

Учащиеся должны составлять план прочитанного текста, определять тему текста и основную мысль; строить правильно и последовательно предложения, опираясь на план.

Тип урока

Объяснение нового материала.

Оборудование

Фрагмент текста из рассказа «Ласточки» И. Соколова-Микитова, тетради, раздаточный материал, презентация.



Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

а) Выполнение работы над ошибками

В тетрадях для контрольных работ записать число, работа над ошибками.

    1. Проверяемая гласная в корне слова.

Начался – начаться, летели – полёт, моросили – морось, сентября – сентябрь, осень – осенний, смешала – смешивать, далёкие – даль, листву – лист, золотую – золото, позолота, казались – кажется, сменялась – сменный.

    1. ЖИ/ШИ

Ложились, обнажились.

    1. ЧК/ЧН

Коричневую.

    1. Буквы О/Ё после шипящих.

Шёл – шедший, чёрный – чернеть.

    1. Оглушение согласного.

Дождь – дожди, сквозь – сквозной, мягкими – мягок.

    1. (Какие однокоренные слова встречаются в тексте?) Найдите однокоренные слова к слову ЛЁТ.

Летели, облетевшей.

    

б) Физминутка


  • Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию изложения по рассказу. Давайте вспомним, что такое изложение.


2. Подготовка к усвоению нового материала

Изложение – пересказ текста.

- Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль, придумать продолжение.

- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о ласточках. Что вы знаете о ласточках? Каков их внешний вид? (Это небольшие птицы, для которых характерно вытянутое узкое тело; короткий толстый клюв, с помощью которого ласточка захватывает насекомых в полете; узкие крылья и длинный хвост с глубоким вырезом посередине. Окраска сверху сине-чёрная с металлическим отблеском, снизу бледно-бежевая. На лбу и передней части шеи имеются светло-коричневые пятна).


3. Изучение нового материала

а) Чтение текста изложения вслух.

  • Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу, который называется «Ласточки». Давайте прочитаем этот рассказ.


Помню, ещё в далёком детстве увидел я однажды над крышею нашего дома… метавшихся в беспокойстве ласточек. Они то садились на крышу, то взлетали. Ясно было, что там что-то случилось.

Приятель мой, Сашка, забрался на крышу и увидел, что одна белогрудая птичка застряла лапкой в расщепе деревянной крыши. Другие ласточки старались её спасти. Сашка снял с крыши ласточку, спустился вниз. Мы увидели, что одна лапка сломана... Я перевязал тряпочкой лапку, положил ласточку в коробку, наполненную ватой.

Некоторое время эта ласточка жила у меня, потом выпорхнула в окно, и я часто видел ее, когда она подлетала к своему гнезду. Самое удивительное, что эта ласточка на следующее лето вернулась.

(По И. Соколову-Микитову)


РАСЩЕ́П, -а, м. Расщеплённое, разрезанное место вдоль чего-либо. Перо с расщепом. Дятел зажимает шишку в какой-нибудь расщеп коры – и долбит.



  • Ребята, вам понравился этот рассказ?

  • Каким он вам показался грустным или веселым? Почему?

  • Тип речи? (повествование)

  • Докажите, почему это текст-повествование.

  • Определите тему текста (спасение ласточки).

  • Определите основную мысль (необходимо помогать тем, кто попал в беду).

б) Беседа по содержанию текста.

  • О чем говориться в рассказе?

  • Что говориться о ласточке?

  • Кто спас ласточку? Как вы относитесь к поступку ребят?

в) Составление и запись на доске плана изложения.

Учитель читает текст по частям.

Вопросы к 1-й части:

  • О чем говориться в этой части?

  • Что говориться о ласточках?

  • Как можно озаглавить эту часть? («Метавшиеся в беспокойстве ласточки»)

Вопросы ко 2-й части:

  • Кто забрался на крышу?

  • Что увидел Сашка?

  • Как автор описывает ласточку?

  • Что сделали мальчики?

  • Как можно озаглавить эту часть? («Белогрудая птичка застряла в расщепе»)

Вопросы к 3-й части:

  • Что случилось с ласточкой после спасения?

  • Как озаглавить эту часть? («Выпорхнула в окно»)

Вопросы к 4-й части:

  • Что оказалось самым удивительным?

  • Как озаглавить эту часть?  («Возвращение»)

  • Ребята, для чего нам нужен план?

Будет ещё одно задание. Написать продолжение текста. 5-й пункт плана «Я узнал свою ласточку».

г) Лексико-стилистическая работа

На доске записываются постепенно слова, после того, как учитель задает вопросы типа: «Найдите в тексте и прочитайте описание ласточки. Скажите в двух словах, какая она – «белогрудая птичка». Разбирается правописание каждого слова. Дается установка на то, что их можно и нужно использовать при написании изложения.

Ласточка-белогрудая птичка, метавшихся, расщеп.


4. Закрепление изученного материала

а) Повторное чтение текста.

б) Пересказ текста по плану.



5. Домашнее задание

Подготовиться к написанию изложения.





Ласточки

Помню, ещё в далёком детстве увидел я однажды над крышею нашего дома… метавшихся в беспокойстве ласточек. Они то садились на крышу, то взлетали. Ясно было, что там что-то случилось.

Приятель мой, Сашка, забрался на крышу и увидел, что одна белогрудая птичка застряла лапкой в расщепе деревянной крыши. Другие ласточки старались её спасти. Сашка снял с крыши ласточку, спустился вниз. Мы увидели, что одна лапка сломана... Я перевязал тряпочкой лапку, положил ласточку в коробку, наполненную ватой.

Некоторое время эта ласточка жила у меня, потом выпорхнула в окно, и я часто видел ее, когда она подлетала к своему гнезду. Самое удивительное, что эта ласточка на следующее лето вернулась.

(По И. Соколову-Микитову)



РАСЩЕ́П, -а, м. Расщеплённое, разрезанное место вдоль чего-либо. Перо с расщепом. Дятел зажимает шишку в какой-нибудь расщеп коры – и долбит.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!