Поурочный план по | русскому языку |
Дата проведения урока | 12.10 |
Номер урока в соответствии с КТП | 24 |
Класс | 5-А, 5-Б |
Тема урока | Работа над ошибками. Р. р. №6 Подготовка к написанию изложения с продолжением |
Цель урока | Научиться писать изложение, близкое к тексту; составить план изложения |
Задачи | Учебно-образовательные: вспомнить, что такое изложение; учить правильному и последовательному построению предложений. Развивающие: развивать связную устную речь учащихся; развивать логическое мышление учащихся путем отработки причинно-следственных связей; развивать связную письменную речь учащихся. Воспитательные: прививать учащимся интерес к предмету; призывать учащихся помогать тем, кто попал в беду. |
Планируемые результаты урока | Учащиеся должны составлять план прочитанного текста, определять тему текста и основную мысль; строить правильно и последовательно предложения, опираясь на план. |
Тип урока | Объяснение нового материала. |
Оборудование | Фрагмент текста из рассказа «Ласточки» И. Соколова-Микитова, тетради, раздаточный материал, презентация. |
Ход урока
1. Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.
а) Выполнение работы над ошибками
В тетрадях для контрольных работ записать число, работа над ошибками.
Начался – начаться, летели – полёт, моросили – морось, сентября – сентябрь, осень – осенний, смешала – смешивать, далёкие – даль, листву – лист, золотую – золото, позолота, казались – кажется, сменялась – сменный.
Ложились, обнажились.
Коричневую.
Шёл – шедший, чёрный – чернеть.
Дождь – дожди, сквозь – сквозной, мягкими – мягок.
Летели, облетевшей.
б) Физминутка
Сегодня на уроке мы будем готовиться к написанию изложения по рассказу. Давайте вспомним, что такое изложение.
2. Подготовка к усвоению нового материала
Изложение – пересказ текста.
- Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль, придумать продолжение.
- Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)
- В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о ласточках. Что вы знаете о ласточках? Каков их внешний вид? (Это небольшие птицы, для которых характерно вытянутое узкое тело; короткий толстый клюв, с помощью которого ласточка захватывает насекомых в полете; узкие крылья и длинный хвост с глубоким вырезом посередине. Окраска сверху сине-чёрная с металлическим отблеском, снизу бледно-бежевая. На лбу и передней части шеи имеются светло-коричневые пятна).
3. Изучение нового материала
а) Чтение текста изложения вслух.
Сегодня на уроке мы будем писать изложение по рассказу, который называется «Ласточки». Давайте прочитаем этот рассказ.
Помню, ещё в далёком детстве увидел я однажды над крышею нашего дома… метавшихся в беспокойстве ласточек. Они то садились на крышу, то взлетали. Ясно было, что там что-то случилось.
Приятель мой, Сашка, забрался на крышу и увидел, что одна белогрудая птичка застряла лапкой в расщепе деревянной крыши. Другие ласточки старались её спасти. Сашка снял с крыши ласточку, спустился вниз. Мы увидели, что одна лапка сломана... Я перевязал тряпочкой лапку, положил ласточку в коробку, наполненную ватой.
Некоторое время эта ласточка жила у меня, потом выпорхнула в окно, и я часто видел ее, когда она подлетала к своему гнезду. Самое удивительное, что эта ласточка на следующее лето вернулась.
(По И. Соколову-Микитову)
РАСЩЕ́П, -а, м. Расщеплённое, разрезанное место вдоль чего-либо. Перо с расщепом. Дятел зажимает шишку в какой-нибудь расщеп коры – и долбит.
Ребята, вам понравился этот рассказ?
Каким он вам показался грустным или веселым? Почему?
Тип речи? (повествование)
Докажите, почему это текст-повествование.
Определите тему текста (спасение ласточки).
Определите основную мысль (необходимо помогать тем, кто попал в беду).
б) Беседа по содержанию текста.
О чем говориться в рассказе?
Что говориться о ласточке?
Кто спас ласточку? Как вы относитесь к поступку ребят?
в) Составление и запись на доске плана изложения.
Учитель читает текст по частям.
Вопросы к 1-й части:
О чем говориться в этой части?
Что говориться о ласточках?
Как можно озаглавить эту часть? («Метавшиеся в беспокойстве ласточки»)
Вопросы ко 2-й части:
Кто забрался на крышу?
Что увидел Сашка?
Как автор описывает ласточку?
Что сделали мальчики?
Как можно озаглавить эту часть? («Белогрудая птичка застряла в расщепе»)
Вопросы к 3-й части:
Что случилось с ласточкой после спасения?
Как озаглавить эту часть? («Выпорхнула в окно»)
Вопросы к 4-й части:
Что оказалось самым удивительным?
Как озаглавить эту часть? («Возвращение»)
Ребята, для чего нам нужен план?
Будет ещё одно задание. Написать продолжение текста. 5-й пункт плана «Я узнал свою ласточку».
г) Лексико-стилистическая работа
На доске записываются постепенно слова, после того, как учитель задает вопросы типа: «Найдите в тексте и прочитайте описание ласточки. Скажите в двух словах, какая она – «белогрудая птичка». Разбирается правописание каждого слова. Дается установка на то, что их можно и нужно использовать при написании изложения.
Ласточка-белогрудая птичка, метавшихся, расщеп.
4. Закрепление изученного материала
а) Повторное чтение текста.
б) Пересказ текста по плану.
5. Домашнее задание
Подготовиться к написанию изложения.
Ласточки
Помню, ещё в далёком детстве увидел я однажды над крышею нашего дома… метавшихся в беспокойстве ласточек. Они то садились на крышу, то взлетали. Ясно было, что там что-то случилось.
Приятель мой, Сашка, забрался на крышу и увидел, что одна белогрудая птичка застряла лапкой в расщепе деревянной крыши. Другие ласточки старались её спасти. Сашка снял с крыши ласточку, спустился вниз. Мы увидели, что одна лапка сломана... Я перевязал тряпочкой лапку, положил ласточку в коробку, наполненную ватой.
Некоторое время эта ласточка жила у меня, потом выпорхнула в окно, и я часто видел ее, когда она подлетала к своему гнезду. Самое удивительное, что эта ласточка на следующее лето вернулась.
(По И. Соколову-Микитову)
РАСЩЕ́П, -а, м. Расщеплённое, разрезанное место вдоль чего-либо. Перо с расщепом. Дятел зажимает шишку в какой-нибудь расщеп коры – и долбит.
6