– Сегодня мы с вами дополним имеющиеся знания об имени существительном, и узнаем что-то новенькое. Из слова пассажир возьмите букву, которая обозначает 3й звук (с) Из слова регулировщик возьмите букву, которая обозначает последний звук (к) Из слова полоса возьмите букву, которая обозначает согл звонкий непарный звук (л) Из слова дорога возьмите букву, которой обозначен гласный ударный звук (о) Из слова остановка возьмите букву, которая обозначает звонкий непарный звук (н) Из слова время возьмите букву, которой обозначен гласный ударный звук (е) Повторите 5ю записанную букву(н) Из слова водитель возьмите букву, которой обозначен гласный ударный звук (и) Повторите 6ю записанную букву -Какое слово получилось?(склонение) -что это такое? Не знаем. Значит у нас добавляется ещё одна цель –узнать что такое склонение (вешаю на доску) Давайте узнавать. И опять нам помогут правила дорожного движения. Поработаем в группах. Каждой группе даю правило, ваша задача-прочитать его выразительно, выписать на доску выделенное существительное с вопросом, на который оно отвечает, выделить окончание. Дорога не тропинка, Дорога не канава, Сперва смотри налево, Потом смотри направо. Знак «Пешеходный переход», где на «зебре» пешеход, Ты у дороги найди и под ним переходи! Младший брат не удержался И по дороге за мячом помчался. Перейти через дорогу Вам на улицах всегда И подскажут и помогут Говорящие цвета. Учил детишек крот. — Под дорогой копаю часто я Подземный переход . Как бы ни был труден путь, Ты в дороге вежлив будь. – Скажите, что менялось в существительном «дорога»? Почему изменялась форма слова, его окончание? -что сделали мы со словом дорога?(изменили по падежам) -А я скажу вам по-другому. Слово дорога мы сейчас просклоняли. Значит-что такое склонение? (вывешиваю) Давайте проверим себя по учебнику. Стр. 80 Читаем хором. Правы оказались? -достигли поставленную цель? А какая ещё стоит задача перед нами сегодня на уроке? – В русском языке 6 падежей- вспомним их СТИХИ ФИЗМИНУТКА А я тоже знаю стишок о падежах Физминутка «Падежи». Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны- И при этом все важны -читаем правило дальше. Да, у каждого падежа есть свои вопросы , а ещё слова –помощники. Давайте их вспомним. Поработаем в парах. У вас в конвертах есть названия падежей, падежные вопросы и вспомогательные слова каждого падежей. Попробуйте найти к каждому падежу нужные вопросы и слова. А как же определить падеж имени существительного? 1.Найти слово, от которого данное существительное зависит. 2. Задать от главного слова падежный вопрос. 3. По вопросу определить падеж. Давайте вернёмся к нашему слову и определим падежи. |