СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Как определить падеж имени существительного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Как определить падеж имени существительного"»

Тема: Как определить падеж имени существительного

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения изменять имена существительные по падежам, познакомить учащихся с понятием «падеж», названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; уточнить представление о начальной форме имени существительного – и. п. ед. ч.; способствовать развитию умения правильно определять падеж имен существительных в единственном числе; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятием «падеж», названиями падежей, шестью парами падежных вопросов; научатся изменять имена существительные по падежам; определять падеж имени существительного в предложении по алгоритму; различать падежные формы имени существительного по ударным окончаниям

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; формировать уважение к своему народу, другим народам, принятие ценностей других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке













ход урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

I.Оргмомент.

Мотивация.

– Проверим готовность к уроку.

-Настроенье каково?

-Во!

-Все такого мнения?

-Все без исключения?

-Может, ляжем отдохнем?

- Лучше мы урок начнем.

А теперь улыбнёмся друг другу,  сядем правильно. Желаю вам на сегодняшнем уроке подняться на новую ступеньку в познании русского языка.

Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.

Девиз урока “Учитесь тайны открывать”.

Время не теряем

И работать начинаем

Сообщают о готовности к уроку.

Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).


II. Актуализация знаний.

Орфографическая разминка.

Минутка чистописания


Так как мы с вами реализуем трек орлёнок эрудит, ребусы дОрога, нАлевО, бАгаж,, атОмОбиль, вОкзал, паССажир.

- Что объединяет эти слова?

Значение: поездка, движение, словарные

-Ребята, что мы должны помнить, отправляясь в поездку или просто идя по улице?

-Почему мы должны соблюдать ПДД?

-какое слово относится к нашей предыдущей теме?

Почему? Что такое наречие?

Остальные слова подскажут вам название раздела, который мы начинаем изучать на сегодняшнем уроке.

-что общего у оставшихся слов?


Словарные, поездка



Отвечают на вопросы учителя.


Записывают слова, ставят ударение, обозначают орфограммы









III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела. Имя существительное. Тема для нас новая?

-Что вы знаете о существительном?

-Какие цели поставим перед собой?

Повторить определение имени существительного, его признаки.

-Что такое имя существительное?

Давайте вспомним признаки имён существительных.

(у доски делим на постоянные и непостоянные)

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

-повторить определение и.с., его признаки

IV. Объяснение нового материала.

– Сегодня мы с вами дополним имеющиеся знания

об имени существительном, и узнаем что-то новенькое.

  1. Из слова пассажир возьмите букву, которая обозначает 3й звук (с)

  2. Из слова регулировщик возьмите букву, которая обозначает последний звук (к)

  3. Из слова полоса возьмите букву, которая обозначает согл звонкий непарный звук (л)

  4. Из слова дорога возьмите букву, которой обозначен гласный ударный звук (о)

  5. Из слова остановка возьмите букву, которая обозначает звонкий непарный звук (н)

  6. Из слова время возьмите букву, которой обозначен гласный ударный звук (е)

  7. Повторите 5ю записанную букву(н)

  8. Из слова водитель возьмите букву, которой обозначен гласный ударный звук (и)

  9. Повторите 6ю записанную букву

-Какое слово получилось?(склонение)

-что это такое? Не знаем.

Значит у нас добавляется ещё одна цель –узнать что такое склонение (вешаю на доску)

Давайте узнавать. И опять нам помогут правила дорожного движения.

Поработаем в группах. Каждой группе даю правило, ваша задача-прочитать его выразительно, выписать на доску выделенное существительное с вопросом, на который оно отвечает, выделить окончание.

Дорога не тропинка,

Дорога не канава,

Сперва смотри налево,

Потом смотри направо.


Знак «Пешеходный переход»,

где на «зебре» пешеход,

Ты у дороги найди и под ним переходи!


Младший брат не удержался

И по дороге за мячом помчался.


Перейти через дорогу

Вам на улицах всегда

И подскажут и помогут

Говорящие цвета.

Учил детишек крот.

— Под дорогой копаю часто я

Подземный переход .


Как бы ни был труден путь,

Ты в дороге вежлив будь.

– Скажите, что менялось в существительном «дорога»? Почему изменялась форма слова, его окончание?

-что сделали мы со словом дорога?(изменили по падежам)

-А я скажу вам по-другому. Слово дорога мы сейчас просклоняли. Значит-что такое склонение?

(вывешиваю)

Давайте проверим себя по учебнику. Стр. 80

Читаем хором.

Правы оказались?

-достигли поставленную цель?

А какая ещё стоит задача перед нами сегодня на уроке?

– В русском языке 6 падежей- вспомним их СТИХИ

ФИЗМИНУТКА

А я тоже знаю стишок о падежах

Физминутка «Падежи».

Именительный подпрыгнул,

А Родительный летал.

Дательный полез на горку,

А Винительный устал.

Наш Творительный поплавал,

А Предложный убежал.

Падежи нам все нужны-

И при этом все важны

-читаем правило дальше.

Да, у каждого падежа есть свои вопросы , а ещё слова –помощники. Давайте их вспомним. Поработаем в парах. У вас в конвертах есть названия падежей, падежные вопросы и вспомогательные слова каждого падежей. Попробуйте найти к каждому падежу нужные вопросы и слова.


А как же определить падеж имени существительного?

1.Найти слово, от которого данное существительное зависит.

2. Задать от главного слова падежный вопрос.

3. По вопросу определить падеж.

Давайте вернёмся к нашему слову и определим падежи.










Записывают буквы, получается слово склонение






















Что? Дорога

У Чего? у дороги

По чему? По дороге

Через что? Через дорогу

Под чем? Под дорогой

В чём? В дороге















Изменение слова по падежам






Повторить падежи имени существительного.

Заранее подготовленные ученики читают стихотворение «Падежи» Фриды Полак.





















Выполняют, выносим на доску

V. Первичное закрепление знаний. 


– Ребята, как вы думаете, а есть ли в других языках падежи? Да, в других языках мира тоже есть падежи: например, в немецком – 4, а в финском – 15. Каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. И наша задача –понять свои 6, чтобы говорить и писать легко, грамотно, красиво. Поэтому очень важно уметь изменять слово по падежам, то есть склонять его, а также определять падеж, в котором слово стоит.

А какие правила на дорогах вы знаете?

Переходи дорога только по зебра и только на зелёный свет светофор.

-Правильное предложение?

-Что забыл автор этого предложения? (поставить сущест. В нужную падежную форму)

Давайте запишем предложение правильно.

Переходи дорогу только по зебре и только на зелёный свет светофора. 

Найдём имена существительные и определим по алгоритму падеж, выделим окончание.






На экране задание:

Запишите в тетради числа от 1 до 10 .

Под соответствующим номером укажите одной буквой падеж.

1. Спит ребёнок. 6. Люблю маму.

2. Перепрыгнул через лужу. 7. Разрезал ножницами.

3. Вышел из ворот. 8. Подарила бабушке.

4. Побежал по коридору. 9. Стучал молотком.

5. Беспокоилась о сыне. 10. Отвечать у доски.



VI. Итог урока. Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

– Что нового узнали на уроке?

– Сколько падежей в русском языке? (6 падежей.)

– Давайте назовем их с вопросами и со словами-помощниками.

ЭКРАН

Отвечают на вопросы

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей,

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про свое призвание

На ушко им поют

Домашнее задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 137 ; выучить названия и вопросы падежей с.81

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы