Конспект урока на тему
«Что такое погода?», 2 класс
Цели: расширить и уточнить понятия о погоде и облачности; формировать умение различать основные типы облаков; продолжать формировать умение наблюдать за изменениями в неживой природе;
воспитывать желание вдумчиво изучать явления природы для практического применения полученных знаний;
развивать способность устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать предметы и делать выводы.
Оборудование: картинки - условные знаки для динамичного календаря погоды; серия рисунков «Типы облачности»; презентация «Погода и облачность»; раздаточный материал для учащихся; опорные слова для таблицы и правил на доске; клей.
Ход урока
І. Приветствие. Мотивация к деятельности.
Слайд 1. Добрый день и хорошего настроения всем. Гости прибыли к нам из разных уголков района. Посмотрим в окно и определим, комфортно ли им было добираться. Каково состояние неживой природы сегодня?
Слайд 2. Минутка синоптика. Создаём календарь погоды.
Какая сейчас температура воздуха?
П
ринято фиксировать температуру воздуха в полдень. Синоптики предсказывают +18оС. Сейчас______. Отметим карандашом. В полдень уточним.
К
аково состояние неба?
Каким знаком покажем?
О
садки?
Д
ует ли ветер?
Молодцы, маленькие синоптики! Вы наблюдательны! А хотите узнать, как работают синоптики-профессионалы и откуда они знают о том, какими будут состояние неба, температура воздуха наперёд?
Тогда внимание на экран! Слайд 3.
ІІ. Актуализация знаний и постановка проблемного вопроса
Просмотр видеофрагмента (до круговороте…)
Где же рождается наша погода?
Слайд 4. В тропиках в океане!
Слайд 5. Пришло время вспомнить, что мы знаем о круговороте воды. Приготовились показать свои знания. Выполнение заданий блока «Повторение»
______________________________________________ Круговорот воды Переход воды из одного состояния в другое в природе – это_____________ ______________________________. Восстанови подписи к схеме, покажи стрелками, как происходит круговорот воды. |
С
лайд 6. Проверка по слайду презентации. Баллы.
Подсчитайте свои успехи. Запишите сумму в первый овал. Молодцы!
III. Открытие новых знаний
Мы готовы послушать дальше о том, что происходит с огромным количеством испарившейся воды.
Слайд 7 (видеофрагмент до _____)
Итак, водяной пар поднимается вверх в атмосферу и скапливается там в виде облаков.
Кинестетическая минутка. Покажем, как это происходит. Водяной пар (показываем движением пальцев) поднимается вверх (тянемся). Сначала образуется небольшое облачко (рисуем руками), затем большее и ещё большее. (Сели)
Слайд 8. Если всю эту испарившуюся воду (держу карточку пар) подхватывают холодные воздушные массы, то водяной пар в облаке… (остывает), пар превращается в (капли) (держу карточку капли), облако сереет, тяжелеет и идёт … (дождь).
А если воздушные массы очень холодные… (пар резко остывает), превращаясь в снег или лёд. Такие облака приносят осадки в виде снега.
А если воздушные массы тёплые, то частички водяного пара разлетаются далеко друг от друга – облака рассеиваются. Частички пара снова соберутся в облако, но в другое время и в другом месте.
IV. Этап первичного закрепления нового понятия во внешней речи
И
пар
капли
льдинки
так, что же такое облака. Уточним это понятие. НА ДОСКЕ:
Облака – это висящие в воздухе __________ , _________ и ____________.
Что у нас получилось? Прочитаем. Правильно ли мы определили?
Сверим с учебником. Слайд 9
V. Этап развития знаний и классификационных умений.
Много раз выходя на улицу мы подимали глаза к небу, учились не только смотреть, но и видеть облака. Все ли облака одинаковы?
Слайд 10
Сегодня мы узнаем о трёх основних видах облаков.
Виды облаков |
| | |
перистые | кучевые | слоистые |
| Слайд 11 | |
Собираем таблицу. Подставляем примеры.
VI. Этап включения в систему знаний и повторения
Слайд 12 А) Узнаем из учебника, где располагаются облака этих видов.
Б) Кинестетическая минутка. Покажем и поиграем. Перистые выше всего, кучевые посередине, слоистые низко. А теперь вразброс.(1-2 раза)
А тепер покажем, как облака переносит ветер.., а как их закручивает циклон...
Слайд 13 В) Циклон налетел на нашу схему и тепер её нужно восстановить. Сделаем это в своих листах контроля.
Н
Облака
состояние неживой природы: температура воздуха, облачность, осадки, ветер.
е забудем соединить стрелочками новые понятия и их объяснения.
Погода
висящие в воздухе водяной пар, капли, льдинки.
С
лайд 14 Проверяем по слайду. Считаем баллы .
VII. Этап рефлексии деятельности
П
ока вы выполняли задания, к вам на парту село
облачко.
Н
а нём баллы за работу на уроке. Впишите их в облака на своих листах. Посчитайте сумму.
Кто набрал 8 и больше баллов? Вы меня порадовали.
Слайд 15 А теперь задания из серии «Наука и жизнь»
Слайд 16 Мы были на прогулке. Какие над нами были облака?
Фото на слайде.
Слайд 17 Садоводу Никите за хорошее поведение няня подарила хризантему с корнем. Он везёт её домой и приговаривает: «Не волнуйся, расточек, сейчас я тебя посажу в новый дом- земельку, а та добрая тучка тебя умоет.» Какое из облаков было над ним?
Слайд 18 Мы танцевали с листочками. Над нами собралось много облаков, а дождя не было. Почему?
Слайд 19 Какими причудливыми бывают облака! Природа и фантазия подсказали Юле, что облака бывают похожи на ресницы модницы.
Слайд 20 А вот ещё удивительные образы в облаках.
Наш урок прошёл не даром.
Дело ведь не только в баллах.
Хорошо мы … отвечали
И усталости … не знали.
Прозвенит сейчас … звонок.
Всем спасибо за … урок.