СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Хохлома"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по программе Б.М.Неменского в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Хохлома"»

План урока.



Тема урока: «Народные промыслы. Хохломская роспись».

Цель урока: показать особенности хохломской росписи, вызвать интерес к народным промыслам.

Содержание задания: коллективно составить узор хохломской росписи из подготовленных элементов, дополнить его недостающими деталями.

Задачи урока:

1.Знакомство учащихся с историей развития хохломской росписи.

2.Формирование умений составления декоративного орнамента по мотивам хохломской росписи.

3.Воспитание интереса и бережного отношения к народному искусству.


Оборудование и материалы

для учителя: презентация «Хохломская роспись», слайды с изображением изделий хохломской посуды, с фотографиями детских творческих работ, компьютер, проектор, экран, указка, набор хохломской посуды, салфетка, кнопки или магниты и магнитная доска;


для учащихся: клей карандаш, основа – «поднос», элементы хохломской росписи, кисть, гуашевые краски.



Ход урока.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

У нас с вами сегодня совсем необычный урок, но вы не волнуйтесь, зовут меня Ольга Анатольевна, я добрая учительница и обещаю не ставить вам «двоек» и «единиц». Мы, я думаю, поймем друг друга и поддержим, так как я тоже волнуюсь. Но при этом, вы узнаете, увидите и создадите что-то новое. Я надеюсь, что вам будет интересно работать и вы с удовольствием поделитесь со своим друзьями и родителями о том, как проходило наше сегодняшнее занятие.

Ребята, а вы знаете, что такое народные промыслы? ... А какие вы знаете промыслы? (Подтверждаю высказывания детей слайдами). Правильно! А чтобы вам была понятнее история возникновения промыслов, я расскажу легенду.

В стародавние времена полюбил парень девушку. Лицом он был некрасив, и поэтому боялся лишний раз на глаза показаться, не то, что речи о любви заводить. Думал он, как быть, и надумал сделать ей такой подарок, чтобы без слов поняла про его любовь.

Парень этот был искусный резчик. Ковши, ложки, чашки резал. Вот и затеял он вырезать ковш по форме и красоте словно птица-утица: и по земле ходит, и по воде плывет, а захочет - в небо летит. Пусть и девица-красавица, как сказочная птица, вольна в своих действиях будет. Пришелся подарок девице по сердцу. Ай да мастер, какую красоту сотворил - как не полюбить такого. Вскоре свадьбу сыграли, и родился у них первый сын, весь в батюшку. И у него к резьбе дар был. Отцовскую утицу повторил, да еще узорами украсил. А внук, когда подрос, тоже к резному делу всей душой прикипел. К тому ковшу изобрел - приладил маленькие ковшики - утята для малых ребят. Так и повелось: от отца к сыну передавалось мастерство, и, сохраняя отцово и дедово, добавлял каждый мастер свое умение и выдумку, душу вкладывал. Вслед за этой семьей и вся деревня за резьбу принялась. Летом хлеб растят, а зимой разные поделки режут. Вначале для себя делали, а потом и на продажу. Тем и стали промышлять - сложился промысел.


Множество на Руси было промыслов, где по дереву работали. На одних – с резными украсами, на других – с росписью. Из росписи деревянной посуды – самая знаменитая -?

Тема урока: «Народные промыслы. Хохломская роспись».


Цель урока: показать особенности хохломской росписи, вызвать интерес к народным промыслам.



Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи- перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точеной сарафан парчовый,

По волнам узоров яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд?

Роспись хохломская словно колдовская,

В сказочную песню проситься сама.

И ни где на свете нет таких соцветий –

Всех чудес чудесней наша хохлома!


Хохлома - большая торговая деревня на Волге. Первые упоминания о ней относится к временам царя Ивана Грозного. В 17 в. Потянулись в Заволжье «утеклецы» - староверы, не согласные с новыми церковными правилами и крепко стоящие за старую веру и дедовские обычаи. Среди них были и иконописцы.

«Травники» - так назывались художники, которые взялись за роспись деревянной посуды, так как травка - главный элемент росписи. Травки, ягодки, цветы, фантастические рыбы и сказочно нарядные птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, мечту о счастье.

А как же возникло такое золотое свечение на деревянной посуде? Будто солнышко изнутри греет.

В хохломской росписи применяется секретный способ золочения посуды. В чем же он состоит? Когда готово «белье» (так называют белую, еще не раскрашенную посуду), начинается подготовка к росписи. Сперва натирает художник посудину жиденьким слоем глины. Это для того, чтобы все поры в дереве сгладить, потом олифой покрывает да несколько раз. А как высохнет посуда, обсыпают ее плотно алюминиевым порошком.

Когда все готово, возьмет народный мастер серебристую чашку, всмотрится, приглядится. Вот и пришло время за кисть браться.

Кисть беличья легка и упруга. Окунет ее живописец в красную краску и поплывет, заскользит по серебристому полю. Сначала тоненькой ниточкой, потом наберет, наберет силу, расширится и тогда на полном ходу взлетит вверх и замрет. И зовется эта роспись - кудриной. Раньше у каждого мастера была своя травка. Травка всегда на первом месте, а все остальное вспомогательное.

Когда роспись закончена, покроет ее художник лаком, да не единожды, раз пять-шесть, и тогда уж в печь посудину калить поставит. Вот тут-то и волшебство происходит. Из-за жары лак пожелтеет и блеск металлический из-под него зазолотится. Из печи чашу уже золотой вынимает. Вот она какая, золотая хохлома!

Ребята, перед нами стоит задача – создать узор хохломской росписи. Скажите мне, на что вы обратили внимание во время моего рассказа и просмотра изделий хохломы, что необходимо понять, чтобы стать мастером?

Правильно, 3 основных цвета, элементы узора – фантастические рыбы, жар-птицы, травки, ягоды, цветы, листья. Я хочу обратить ваше внимание на то, что, если мы берем какие-то ягоды для узора, например, смородины, то листья и цветы тоже – смородины. Заметьте, на узорах нет ни одной прямой линии! В центр обычно самый…

А теперь посмотрите на то, что лежит перед вами на столе, внимательно рассмотрите. Самый большой элемент – имитация деревянного хохломского подноса. На каждом столе – он разного цвета и формы. На данном этапе урока перед вами стоит задача – украсить поднос элементами хохломской росписи, которые вы видите перед собой. Элементы разные, но они одинаковы на каждом столе. Вам необходимо выбрать те, которые подходят именно к вашей форме изделия, к вашему основному цвету.

С чего надо начинать? Правильно, с основной травки или волнистого стебля! Затем выбрать ягоды, цветы и листья, расположить красиво их на подносе и приклеить. В конце заполнить оставшееся пространство различной по размеру кудрявой травкой.

Еще раз посмотрите на изделия хохломы, они подскажут вам идею вашего узора, и приступайте к работе.


Итог урока: Ребята, вам понравились изделия хохломских мастеров? Вы запомнили их особенности? А работы, которые создали вы и ваши одноклассники? Они похожи на хохломскую роспись?...

Я дам вам задание на дом: найти дома изделия народных промыслов, возможно деревянные ложки или что-то другое и рассказать своим родителям и учителю изобразительного искусства: как хохломские мастера изготавливают и расписывают посуду.

Оценки…



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!