СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.08.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Кодирование текстовой информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способами кодирования  и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц и компьютера;
  • развивать логическое и алгоритмическое мышление обучающихся, познавательные интересы учащихся;
  • воспитывать умение слушать и слышать, самооценку у обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Кодирование текстовой информации"»

План-конспект урока

Предмет: Информатика.

Класс: 10 (социально-экономический профиль, 1 час в неделю).

Тема урока: “Кодирование текстовой информации”.

Тип урока: комбинированный урок.

Учитель: Петрушова Л.А., учитель информатики МБОУ «Гимназия №1 имени К.И.Щёлкина» города Белогорска Республики Крым.

Цели урока:

  • познакомить учащихся со способами кодирования и декодирования текстовой информации с помощью кодовых таблиц и компьютера;

  • развивать логическое и алгоритмическое мышление обучающихся, познавательные интересы учащихся;

  • воспитывать умение слушать и слышать, самооценку у обучающихся.

Задачи урока:

  • формировать знания учащихся по теме “кодирование текстовой информации”;

  • развить навыки анализа и самоанализа;

  • формировать умения планировать и оценивать свою деятельность.


Оборудование:

  • рабочие места учеников (персональный компьютер с ОС Linux);

  • рабочее место учителя;

  • интерактивная доска;

  • таблицы кодировок;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация;

  • система оперативного контроля знаний InterWrite PRS;

  • карточки с заданиями.


I. Организационный момент

Учитель: Сегодня на уроке вы узнаете, как представляется текстовая информация в компьютере. Научитесь кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью кодовых таблиц и ПК.

Выполняя задания урока, вы будете их самостоятельно оценивать и результаты заносить в рейтинговую таблицу. В результате работы на уроке вы накопите баллы, которые затем будут переведены в отметку. Познакомьтесь с рейтинговой картой. (знакомство с рейтинговой картой).


Рейтинговая таблица

Дата _________________

Тема: Кодирование текстовой информации.

ФИ ученика _____________________________________


Задание

Решение задач

(правильно решенная задача 1 балл)

Тестирование


Количество баллов, полученных после прохождения теста

(взять результаты в таблице)

Итоговая

отметка

1

2

3

4

5

Балл









Просуммируйте все баллы, полученные за урок ______.

Определите итоговую отметку по следующим критериям: 9 - 10 баллов - «5»

7 - 8 баллов - «4»

5 - 6 баллов - «3»

II. Ход урока

    1. Объяснение нового материала.


Учитель: Сегодня на уроке мы будем кодировать и декодировать текстовую информацию.

Что такое кодирование?

Ответ учащихся: Кодирование – это процесс преобразования информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.

Учитель: Декодирование?

Ответ учащихся: Декодирование – это процесс обратный кодированию, который заключается в том, что происходит преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

Учитель: Какой принцип кодирования информации используют в компьютере?

Ответ учащихся: В компьютере используют принцип двоичного кодирования информации. Все информация представляется в виде последовательности из 0 и 1.

Учитель: Традиционно для кодирования одного символа используется 1 байт информации или 8 бит. Какое количество различных символов можно закодировать?

Ответ учащихся: N = 2I = 28 = 256.

Учитель: Верно. Этого достаточно для представления текстовой информации, включая прописные и строчные буквы русского и латинского алфавита, цифры и другие символы?

Подсчитаем количество различных символов:

- 33 строчные буквы русского алфавита + 33 прописные буквы = 66;

- для английского алфавита 26 + 26 = 52;

- цифры от 0 до 9 и т.д.

Учитель: Ваш вывод?

Вывод учащихся: Получается, что нужно 127 символов. Остается еще 129 значений, которые можно использовать для обозначения знаков препинания, арифметических знаков, служебных операций (перевод строки, пробел и т.д.. Следовательно, одного байта вполне хватает, чтобы закодировать необходимые символы для кодирования текстовой информации.

Учитель: В компьютере каждый символ кодируется уникальным кодом.

Принято интернациональное соглашение о присвоении каждому символу своего уникального кода. Составлены таблицы, которые называются кодовыми таблицами.


Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.


Определение таблицы кодировки записать в тетрадь.

В качестве международного стандарта принята кодовая таблица ASCII (American Standard Code for Information Interchange).

В этой таблице представлены коды от 0 до 127 (буквы английского алфавита, знаки математических операций, служебные символы и т.д.), причем коды от 0 до 32 отведены не символам, а функциональным клавишам. Запишите название этой кодовой таблицы и диапазон кодируемых символов.

Давайте с помощью кодовой таблицы декодируем текст: 90 105 116 (Bit).

Учитель: Самостоятельно закодируйте и раскодируйте при помощи таблицы кодировки ASCII слова, предложенные вам на карточках. (Задача 1, Задача 2).


Задача 1. Декодируйте тексты, заданные десятичным кодом:

085 112 032 038 032 068 111 119 110 (Up & Down)

Задача 2. Закодируйте с помощью копировочной таблицы ASCII следующий текст Windows. (87 105 110 100 111 119 115)


Учитель: Кто справился? У кого не получилось?


Учитель: Оцените свою работу и перенесите результаты в рейтинговую таблицу.

Рассмотрим кодовую таблицу ASCII подробнее.




Стандартная часть кодировочной таблицы ASCII

Номер

Символ

Номер

Символ

Номер

Символ

Номер

Символ

32


56

8

80

P

104

h

33

!

57

9

81

Q

105

i

34

58

:

82

R

106

j

35

#

59

;

83

S

107

k

36

$

60

84

T

108

l

37

%

61

=

85

U

109

m

38

&

62

86

V

110

n

39

63

?

87

W

111

o

40

(

64

@

88

X

112

p

41

)

65

A

89

Y

113

q

42

*

66

B

90

Z

114

r

43

+

67

C

91

[

115

s

44

,

68

D

92

\

116

t

45

-

69

E

93

]

117

u

46

.

70

F

94

^

118

v

47

/

71

G

95

_

119

w

48

0

72

H

96

`

120

x

49

1

73

I

97

a

121

y

50

2

74

J

98

b

122

z

51

3

75

K

99

c

123

{

52

4

76

L

100

d

124

|

53

5

77

M

101

e

125

}

54

6

78

N

102

f

126

~

55

7

79

O

103

g

127

 


Учитель: Какой код имеет прописная буква А?

Ответ учащихся: (65).

Учитель: Строчная буква а?

Ответ учащихся: (97).

Учитель: На сколько отличается код строчной буквы от прописной?

Ответ учащихся: (на 32).

Разбор задачи на доске (без применения кодовых таблиц): Десятичный код буквы «i» в таблице кодировки символов ASCII равен 105. Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать слову LINK?

Восстановим последовательность букв и кодов.

Буква

i

j

k

l

m

n

Код

105

106

107

108

109

110

Учитывая, что разница между десятичным кодом строчной буквы латинского алфавита и прописной буквой равна 32, то определим код буквы «L»: 108-32=76,

Буква

l

i

n

k

код

108

105

110

107

Буква

L

I

N

K

код

76

73

78

75





Самостоятельно.

Задача 3.

С помощью последовательности десятичных кодов: 99 111 109 112 117 116 101 114 зашифровано слово «computer»? Какая последовательность десятичных кодов будет соответствовать этому же слову, записанному прописными буквами? При решении задачи кодовую таблицу не использовать.

Ответ: 67 79 77 80 85 84 69 82


Учитель: Коды с 128 по 255 выделены для национальных стандартов каждой страны. Этого достаточно для большинства развитых стран.

Для России были введены несколько различных стандартов кодовой таблицы

(коды с 128 по 255). КОИ8-Р, СР1251, СР866, Мас, ISO.

Разбор и решение задач

Учитель: Рассмотрим пример кодировки текста в различных кодировочных таблицах. Возьмите в руки кодировочные таблицы КОИ8-Р и CP1251. (На интерактивной доске размещаются изображения таблиц кодировок КОИ8-Р и CP1251). Закодируем слово “ЭВМ”.

СР1251: 221 194 204

КОИ8-Р: 252 247 237

Вывод: в разных кодовых таблицах одни и те же буквы имеют различные коды.


Понятие кодировки Unicode

В мире существует примерно 6800 различных языков. Если прочитать текст, напечатанный в Японии на компьютере в России или США, то понять его будет нельзя. Чтобы буквы любой страны можно было читать на любом компьютере, для их кодировки стали использовать два байта (16 бит).

Вопрос: Сколько символов можно закодировать двумя байтами?

Ответ учащихся: 65536

Такая кодировка называется Unicode и обозначается как UCS-2. Этот код включает в себя все существующие алфавиты мира, а также множество математических, музыкальных, химических символов и многое другое. Существует кодировка и UCS-4, где для кодирования используют 4 байта, то есть можно кодировать более 4 млрд. символов.


Учитель: Кодировать и декодировать информацию можно с помощь ПК. Для того, чтобы вывести на экране символ по его номеру кода, необходимо запустить программу gedit Text Editor и удерживая нажатыми на клавиатуре клавиши в латинской раскладке “Ctrl+Shift+U” набрать код символа на клавиатуре.

Пройдите к ПК и запустите программу gedit Text Editor.

Приложения\Стандартные\ gedit Text Editor

Удерживая комбинацию клавиш “ Ctrl+Shift+U ”, наберите коды на клавиатуре:

0414 0438 0441 043А

Какое слово получили?

Ответ: диск.

Учитель: Чтобы закодировать текстовую информацию можно воспользоваться таблицей кодов, которая находится Приложения\Стандартные\ Таблица символов. Запустите ее.

Выбирая нужную букву в таблицы в нижнем левом углу окна высвечивается ее код.

Самостоятельно.

Задача 4.

Расшифруйте указанные коды, удерживая нажатыми клавиши Ctrl+Shift+U+код буквы:

а) 0411 043В 043Е 043А - блок

б) 041F 0440 043E 0446 0435 0441 0441 043E 0440 - процессор

в) 0413 0438 043C 043D 0430 0437 0438 044F -гимназия

Задача 5.

Зашифруйте фразу: Красота спасет мир

041A 0440 0430 0441 043E 0442 0430

0441 043F 0430 0441 0435 0442

043C 0438 0440

Учитель: Оцените свою работу и перенесите результаты в рейтинговую таблицу.

Учитель: А теперь посмотрим, как вы усвоили теоретический материал урока.

Выполним тест для оценки ваших теоретических знаний.

Тестирование.

Учитель: Возьмите, пожалуйста, пульты. Читайте вопрос (по цепочке), выбирайте правильный на ваш взгляд ответ и нажимайте соответствующую кнопку.


Тест.

№ вопроса

Вопрос

Варианты ответа

1

Какое количество символов достаточно для представления текстовой информации в компьютере

  1. 32

  2. 33

  3. 256

  4. 512

2

Какой принцип кодирования информация используется в компьютере

  1. десятичный

  2. двоичный

  3. шестнадцатеричный

  4. автоматический

3

Сколько различных кодировок существует для кодирования русских букв

  1. 1

  2. 2

  3. 4

  4. 5

4

Интернациональная таблица кодировок

  1. Mac

  2. ASCII

  3. ISO

  4. CP1251

5

Какая таблица кодировок использует 2 байта для кодирования 1 символа

  1. Unicode

  2. Mac

  3. ASCII

  4. КОИ8-Р

Посмотрите свои результаты. Оцените свою работу и перенесите баллы в рейтинговую карту.

III. Подведение итогов урока

Учитель: Сегодня на уроке вы научились кодировать и декодировать текстовую информацию различных видов.

По рейтинговой карте подсчитайте количество баллов, которые вы набрали за урок.

Выставите себе отметку за урок и сдайте рейтинговые карты.


IV. Домашнее задание

Учебник Н.Д. Угриновича § 1.1.1, ответить на вопрос.

До свидания, спасибо за урок.


Список используемых информационных источников


  1. Крылов, С. С. Единый государственный экзамен 2008. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / С. С. Крылов, В. Р. Лещинер, П. А.  Якушкин / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2007 – 120 с.

  2. Кузнецов, А. Информатика. Тестовые задания / А. Кузнецов, В. Пугач, Т. Добудько, Н. Матвеева. – М. : Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 496 с. : ил.

  3. Ровнягина Л.В. Кодирование текстовой (символьной) информации (2007 / 2008 учебный год) // http://festival.1september.ru/articles/502820 (дата обращения: 22 октября 2009 год).

  4. Угринович, Н. Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И.  Михайлова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 400 с. : ил.

  5. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : учебник для 10 класса/Н. Д. Угринович. – 4-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 212 с. : ил.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!