Дата: 17.02 | Предмет: окружающий мир | Тип урока: урок «открытия» нового знания |
Тема урока: | Когда изобрели велосипед? |
Цель содержательная: | Формирование представления о времени появления велосипеда |
Цель деятельностная: | Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов |
Задачи | 1) уточнить знания об устройстве велосипеда; познакомить с историей и разнообразием современных моделей велосипеда; закрепить знание безопасной езды на велосипеде; 2)развивать познавательный интерес, умение наблюдать и анализировать; 3) учить соблюдать чистоту, формировать бережное отношение к окружающему миру. |
Основное содержание темы, термины и понятия: велосипед |
Личностные результаты: -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; Познавательные УУД: -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные УУД: -доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.. Предметные умения: научатся сравнивать старинные и современные велосипеды; обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; получат возможность научиться соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. |
Межпредметные связи: литературное чтение |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах |
Ресурсы | учебник, компьютер, презентация, карточки с заданием для работы в пар, группе |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | Чтобы хорошо учиться Надо очень много знать, Каждый день копилку знаний Непременно пополнять. -Присаживайтесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? -Помните о правильной осанке. | Проверяют готовность к уроку Слушают учителя |
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | -Что мы изучали на наших уроках окружающего мира? А для чего нам это нужно? А сейчас проверим вашу готовность к уроку. - Рассмотрите картинки, что на них изображено?(пиджак, пальто, платье, туфли и т.д.) - Назовите эти предметы одним словом (одежда) - Может ли одежда быть всегда одинаковой? Почему. Какая одежда бывает? | Вспоминают изученный материал Отвечают на вопросы |
III. Этап выявления места и причины затруднения | - Муравьишка задаёт вопрос. Посмотрите на картинку: «Сегодня я надел спортивный костюм, футболку, кроссовки. Куда в таком виде я могу отправиться?» (На тренировку) -А вот на чем поеду я, отгадайте загадку У него - два колеса и седло на раме. Две педали есть внизу, крутят их ногами ( велосипед). -Как вы думаете какая тема нашего урока? – Я не сомневаюсь, что вы все видели велосипед и даже ездили на нем. А кто знает, когда изобрели велосипед? Как давно люди используют его как транспортное средство. - Давайте сформулируем тему урока. Тема урока «Когда изобрели велосипед?» - План урока наш таков: 1.История изобретения 2.Детали велосипеда 3. Виды велосипеда 4.Безопасность движения | Высказывают свои предположения Отгадывают загадку , , , Формулируют тему урока |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения | — Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.— - Какая цель может быть поставлена в связи с темой? - Что должны узнать сегодня на уроке? | Формулируют цели и задачи урока |
V. Этап реализации построенного проекта | Из истории велосипеда ,Первые упоминания о велосипеде появились по разным данным в конце 15 - начале 16 веков. Есть основания полагать, что первый эскиз велосипеда был нарисован гениальным итальянским художником, учёным, изобретателем Леонардо да Винчи в конце 15 века. 200 лет назад жил на Урале купец Ефим Михеевич Артамонов. Он придумал машину- самокат, у которой было 2 колеса с железными ободьями, педали и руль. Вложил свою лепту в развитие велостроения и наш соотечественник Иван Петрович Кулибин, установивший в 1791 г. на "самобеглую коляску" тормоза, педальную передачу и даже подшипники. На сегодняшний день существует более десятка различных стилей катания и для каждого из них существуют "свои" велосипеды. Таким образом, человечество уже более 500 лет занимается изобретением велосипеда, пытаясь создать идеальный. Будем надеяться, что это когда-нибудь получится. -Ребята, а из каких частей состоит велосипед? - Работа по учебнику. (стр. 82) - Назовите части велосипеда. - Проверь себя: Слайд 10 - Ребята, послушайте маленький стишок. Руль держи, крути педали И езжай в любые дали! Слайд 11-12 У него - два колеса, И седло на раме. Две педали есть внизу, Крутят их ногами. Физкультминутка -А сейчас представьте себе, что мы попали в волшебную страну и ваши стулья превратились в велосипеды. Поднимите ноги и покрутите педали. Теперь поворачиваем руль. Получилось? А теперь крутим педали вместе с героем мультфильма “Приключения кота Леопольда”. (Видеокассета с записью песни “Кручу педали”.) | Высказывают предположения Слушают учителя Отвечают Выполняют разминку |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Виды велосипеда -Рассмотрите рис на с.17 На всех ли велосипедах вы могли прокатиться? -В зависимости от назначения и особенностей конструкций велосипеды делятся: дорожные, спортивные, подростковые, детские, специальные. - Дорожные велосипеды имеют прочную раму, широкие шины, высоко расположенный руль. - Спортивные велосипеды имеют облегчённую конструкцию, сделаны из специальной стали, у них низко опущен руль, есть переключатель скоростей и ручные тормоза. Где используются такие велосипеды? Разновидностью спортивного велосипеда является тандем – двухместный двухколёсный велосипед. Он может развивать скорость до 70 километров в час. подростковые Детские специальные велосипеды – это цирковые , грузовые, трёхколёсные и велоколяски. Есть велосипеды грузовые с прицепной коляской, в которую можно сложить несколько килограммов груза . На них доставляют почту. Есть трёхколёсные велосипеды для взрослых. Они специально созданы для пожилых людей. Существуют водные велосипеды. | Работают с учебником Слушают учителя |
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Работа в группах. Правила езды на велосипеде. - Ребята, а с какого возраста можно кататься на велосипеде по улицам и дорогам? (С 14 лет.) - Составьте правила езды на велосипеде. Велосипед, изображенный на синем фоне— разрешающий знак. Он обозначает велосипедную дорожку, то есть то место, где вы сможете ехать. («Велосипедная дорожка») Любой знак в красном круге — запрещающий. В этом месте нельзя ехать на велосипеде. ( «Движение на велосипедах запрещено») Можно провести такое сравнение: красный свет светофора говорит нам: «Стой, идти нельзя!», а дорожный знак в красной рамочке говорит: «Стой, на велосипеде ехать здесь нельзя!» | Работают самостоятельно |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения | - Назовите тему урока? Когда изобрели велосипед?( Более 200 лет назад) - Назовите части велосипеда? - С какого возраста можно ездить на велосипедах по дорогам? - Где можно ездить на велосипеде? - Какие знаки дорожного движения вы узнали? | Отвечают на вопросы Подводят итоги урока |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | - Вот и подходит к концу наш урок. Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану: (рассматриваем слайд) Я знал… Я узнал… Мне бы хотелось больше узнать о…. - Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок! Вы все - молодцы! | Анализируют свою работу |