Литературное чтение
Тема урока: Г. Скребицкий «Весенняя песня»
Цель урока: учить анализировать данное произведение;
объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий.
Задачи:
Образовательные: формирование навыка осознанного выборочного чтения; проверка первичного усвоения содержания текста.
Коррекционно-развивающие: коррекция устной связной речи на основе работы с текстом, с помощью упражнений в анализе и синтезе, сравнении и противопоставлении.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, любви к природе, умения работать самостоятельно, чувства удовлетворённости результатом своей работы.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник по чтению 6 класса, тест.
Ход урока
1 ^ Организационный момент
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
2. Упражнения для совершенствования техники чтения и развития речи.
1. Работа со скороговоркой.
Дятел лечит древний дуб.
Добрый дятел дубу люб.
2. Прочитать:
расчирикались
перелетать
длиннохвостые
- К какой части речи относятся данные слова? (глагол)
- О ком можно сказать эти слова? (о птицах)
- Вспомним, какие птицы живут в наших краях (работа у доски)
3. Чтение 4-стишия (целиком и с договариванием последних слов)
Расхрабрился в. р. б. й:
Прыгнул в мартовский р. ч . й.
А теперь на бр. вн. шке
Сушит свои п. р. шки.
- О каком времени года говориться в этом стихотворении?
3. Проверка домашнего задания.
- на прошлом уроке мы познакомились с авторами, чьи портреты я сейчас держу. Давайте вспомним их? (Агния Львовна Барто, Афанасий Афанасьевич Фет)
- с какими произведениями данных авторов мы познакомились на прошлом уроке?
- проверка ДЗ
- что запомнили из биографии писателей?
- сегодня мы с вами познакомимся еще об одном известном писателе.
4. Сообщение темы урока:
-писатель, который сегодня представит нам свое произведение, очень любил природу. Давайте познакомимся с ним.
Георгий Алексеевич Скребицкий очень любил слушать и читать книги о жизни зверей и птиц, книги о путешествиях, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил наблюдать за животными.
В доме у него всегда жили синицы, сороки, ёжики, зайчишки и белочки.
- Теперь понятно, ребята, что такой человек просто не мог не писать о природе?
- Посмотрите в окно и догадайтесь о каком времени года будет следующее произведение?
4. Работа над произведением.
- Сегодня мы познакомимся со сказкой Георгия Скребицкого «Весенняя песня».
Слушайте внимательно и следите пальчиком, где я читаю.
(Читает учитель)
6. Словарная работа.
- Встретились ли вам непонятные слова?
- Попробуйте объяснить значение данных слов :
пригорок - небольшой холмик
мёрзлая - замёрзшая, затвердевшая от холода
затрепетала крылышками - быстро начала махать крылышками
капель- падение с крыш капелек растаявшего снега
хлопотливого- суетливый
трущобы - труднопроходимое место в лесу
лютая стужа- сильный мороз
7. Проверка первичного восприятия текста.
- Почему Георгий Скребицкий назвал свое произведение именно так, о какой песне идёт речь?
- откуда взлетел жаворонок? (пригорок) Что такое пригорок?
- Что произошло между ними? (спор). О чем спорили?
(найти и прочитать)
- В сказке Зима и Весна представлены девицами, а в жизни в природе эти времена года тоже спорят между собой? А как? - посмотрите за окно.
Теперь я вам предлагаю прочитать текст самостоятельно. После этого ответим на вопросы после текста.
ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ТЕКСТА.
10. Итог урока. Рефлексия.
- А нам пора подвести итог.
- Был ли вам интересен урок?
- О какой птичке сегодня говорили?
- С каким автором сегодня познакомились?
- Сделали ли для себя открытия? О каких неизвестных словах сегодня узнали?
- Весеннего вам настроения! Спасибо!