III. Актуализация знаний | Сформировать конкретные представления по теме и содержанию урока | Словесный (беседа) | —Прочитайте стихотворение. Если сказка в дверь стучится, Ты скорей ее впусти, Потому что сказка — птица: Чуть спугнешь — и не найти. Ты за нею на порог, А ее и нету... Только тысячи дорог Разбрелись по свету. По какой она пойдет? Где она покажется? Плыть ли ей, или ходить, Или мчать откуда, Только там, где сказке быть, Там случится чудо... У нее чудес запас И всегда готово Каждый раз для всех для нас Золотое слово! С. Островой — Как вы поняли смысл этого стихотворения? — Какие сказки вам особенно нравятся? — Прочитайте стихотворение выразительно. -Сейчас я прочитаю отрывок из сказки, а вы должны отгадать ее. -Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещенный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, - Говорит ее сестрица, - То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки-царя Родила богатыря». - Что это за сказка, вы знаете? Сегодня мы в этом разберемся. - Ребята, вы большие молодцы! Отгадали сказку. А кто мне может сказать, кто автор сказки? | (учащиеся читают стихотворение) - Я понял(а), что сказка-это чудо -«Колобок», «Сказка о спящей царевне» (читают стихотворение) -«Сказка о царе Салтане» -Александр Сергеевич Пушкин | Ф | Презентация ( прочтение стихотворения) | | | | |
IV. Изучение нового материала | Изучают новую тему. - обеспечение, усвоение новых знаний и способов действий | Словесный (сообщение), наглядный (портрет писателя), карточка с незнакомыми словами. | - Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Прежде, чем познакомиться со сказкой я хочу немного рассказать вам об этом писателе. -вот его портрет ( вывешиваем портрет, ФИО, годы жизни). -Посмотрите на него, знаком ли он вам? -Предположите о чем он писал в своих произведениях? А правильно ли вы предположили, мы с вами узнаем чуть позже из его произведения -Родился 6 июня 1799 года в Москве. С 1811 по 1817 годы учился в Царскосельском лицее. В 1824 году был отправлен в ссылку на 2 года в Михайловское. 2 марта 1831 года женился на Наталье Гончаровой. У них было 4 детей (2 мальчика и 2 девочки). 8 февраля 1837 года дрался на пистолетах на дуэли с Дантесом. Был ранен, и умер 10 февраля 1837 года, в возрасте 37 лет. Похоронен на территории Святогорского монастыря Псковской губернии. -Выставка книг (показать детям 3-5 красочных книг) -Откройте учебники на странице 92, прочитайте название сказки про себя -Кто желает прочитать название вслух? -Как вы думаете, можно ли по названию определить о чем будет рассказ. -А правильно ли вы предположили, мы узнаем после прочтения сказки. -Сейчас садимся красиво, я вам включу аудиозапись Первичный анализ -Итак, ребята. Правильно ли мы предположили о чем будет говориться в этой сказке? - Понравился ли вам данная сказка? -Чем понравился/ не понравился? - Какие чувства вы испытываете после прочтения сказки? -Как становится у вас на душе? -Почему Пушкин так назвал свою рассказ? Объясните свой ответ. -Чему учит эта сказка? -Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на странице 92. Что изображено на ней? -Что бы вы смогли еще нарисовать? Словарная работа -Встретились ли вам слова, значение которых вам не понятно? -Какие это слова? -Аршин – старая русская мера длины, равная 71 см. -Гонец – в старину: человек, посылаемый куда-нибудь со срочным известием. -Гулливый – разгульный. -Колымага – большая старинная карета. -Двор – придворные, ближайшие к царю или князю люди. -Величать – 1) назвать, знать; 2) в народных обрядах: чествовать поздравительной песней. -Наречься – получить имя, назваться. -Изумруд – драгоценный камень. -Удел – свои владения. -Баять – говорить. -Скажите каким голосом мы с вами будем читать этот рассказ? Почему? Что мы должны передать при чтении? А как вы думаете, какие места мы должны прочитать громче? Почему? Вторичное чтение: -сначала самостоятельно прочитаете сказку, соблюдая правильный темп и знаки препинания. -теперь прочитаем сказу по ролям -чему учит этот рассказ? -как зовут царя? - С кем царица обсуждала жизнь в облике царицы? -Что царица сказала сестрам? Теперь поработаем в группах. Давайте вспомним, как нужно работать в группе? -разделитесь по 4 человека. Я вам раздам карточки с заданием, вам нужно на этих карточках собрать пословицы о добре и зле -покажите свою готовность. -кто желает зачитать пословицы, которые у вас получились? Остальные проверяют на своих карточках. -как вы понимаете пословицу «Делай добро и жди добра?». | -да - Предполагают (-дети поднимают руки) -да -да -да - не понравились очень злые сестры Царевны -понравилась Царевна -жалость, грусть, обида -грустно, обидно - В это сказке рассказывается о царе, его жене и сыне -Что все злые поступки обязательно будут наказаны -Царь Салтан подходит к дому Царевны -ничего -каждый отрывок по разному, в зависимости от ситуации -настроениеи события в сказке -когда кидают бочку в море, когда ее качает -Салтан -со своими сестрами -«Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря». -сообща, выслушивать всех не перебивать, высказывать свою точку зрения (показывают свою готовность -подним-т руки -Если делаешь добро, то ты получаешь его обратно | Ф И Ф | -портрет писателя, годы жизни | | | | |