СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока литературного чтения в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока литературного чтения в 4 классе по теме "Сказка о царе Салтане..." А.С. Пушкина используется по программе "Планета знаний". Учебник "Литературное чтение " под редакцией Э.Э.Кац, 1 часть.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 4 классе»

Конспект урока литературного чтения


4 класс УМК «Планета знаний»

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Цель: продолжить знакомство учащихся с творчеством А.С.Пушкина;
показать яркость языка произведений и многоплановость творчества поэта.
Задачи:

-познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", углубить знания о жизни и творчестве поэта;

-учить видеть прекрасное ; 
-отличать доброе от злого, развивать мышление, речь;
-прививать любовь к родному языку, своей Родине;

-совершенствовать навыки чтения, работать над развитием выразительной речи,

-развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас.

-формировать умение четко и ясно отвечать на поставленные вопросы;
-учить анализировать поступки героев; воспитывать любовь к русской классической литературе.

Личностные УУД

  • Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения.

  • Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач.

Регулятивные УУД

  • Постановка и сохранение учебной задачи.

  • Умение ориентироваться в текстовом массиве, перечитывать текст, отыскивая информацию, необходимую для ответа на вопрос.

  • Воспитание критического мышления.

Познавательные УУД

  • Формирование навыков самостоятельной работы с книгой (чтение-рассматривание), читательской компетенции.

  • Развитие образного и логического мышления, воссоздающего творческое воображение детей.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Коммуникативные УУД

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение и позицию.

  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;

  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Оборудование: презентация о биографии А.С.Пушкина, рисунки детей, детские издания сказок А.С.Пушкина, портрет Н.А.Римского - Корсакова, портрет Врубеля, репродукция картины «Царевна Лебедь», аудиозапись «Полёт шмеля», мультипроектор, выставка книг.


Ход урока

1.Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Открываем художественные книги и 5 минут читаем.

Весь наш мир состоит из противоречий: постоянное и изменчивое переплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире непреходящие ценности, рожденные величайшими гениями и выросшие из народных корней.

2. Актуализация знаний

- Сейчас ребята представят фрагменты из литературных произведений. Фрагмента будет три. Вы должны определить название произведения и автора. На столе у вас лежит листочек. Догадайтесь, кто автор произведения и название, запишите на листочек.

«Унылая пора! Очей очарованье!»
«У лукоморья дуб зеленый»
«Три девицы под окном »
- Похлопали ребятам за выступление.
(Определение фрагментов).
- Что объединяет все эти произведения? Их написал один автор – А.С.Пушкин

3.Сообщение темы и цели урока.
- Исходя из всего сказанного, назовите тему сегодняшнего урока?
А.С.Пушкин и его сказка «Сказка о царе Салтане»
- Какие задачи перед собой вы будете ставить сегодня на уроке?
- Верно. Наша задача сегодня на уроке проанализировать данное произведение, побольше узнать о творчестве Пушкина.
4.Изучение нового материала.
1
) Итак, начнем с картинной галереи. Перед вами портреты писателей и поэтов, нужно найти среди них А.С.Пушкина. 
(Работа на доске – сопоставление портрета с табличкой фамилии автора).
- Молодцы! Быстро справились с заданием!
- А что вы помните об А.С.Пушкине?
  2) Рассказ детей о Пушкине. Показ презентации о жизни поэта.
3) Сейчас мы проверим, на сколько вы знаете творчество А.С.Пушкина.
( Работа в группах. Каждой группе даны по одному фрагменту из произведений Пушкина, дети определяют название произведения.)
1-я группа:
Свет мой, зеркальце, скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, 
Всех румяней и белее? (Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях)
2-я группа:
Вот неделя, другая проходит,
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.(Сказка о рыбаке и рыбке)
3-я группа:
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность, где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири – ку – ку:
Царствуй лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)

-Какие ещё сказки написал А.С.Пушкин? Какие сказки вы читали самостоятельно? В каком классе? Дети демонстрируют книги, в которых напечатаны сказки поэта, рассказывают их сюжеты.)

Физминутка музыкальная
Отдохнули, а теперь приступим к анализу «Сказки о царе Салтане». Проверим, на сколько внимательно вы умеете читать.
5. Анализ текста

1. Работа с текстом до чтения

а).Обсуждение названия сказки.

- Зачем Пушкин ещё раз в названии подчёркивает, что это сказка?

(Наверное, он хочет сказать нам, читателям, больше, чем обычно говорит сказка. Слушай, читай, но не забывай, что это сказка.)

- Что ещё необычного в названии сказки?

(Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, фиксируется отношение автора к ним.)

- Обратите внимание на имена героев. Какие они – сказочные или реальные?

( По словарю личных имён Гвидон – реальное имя, но малоупотребительное.)

- Какими вы представляете себе героев с такими именами?

- У кого из героев нет имени?

2). Словарная разминка.

Стр. 23 №1 в рабочей тетради: напиши синонимы к данным словам.

2. Работа с текстом во время чтения

1) Чтение сказки до слов «Мать и сын теперь на воле»

- На что обратили внимание при первом чтении?

- Какой эпизод особенно взволновал?

2) Деление текста на смысловые части. Составление плана.

- На сколько частей можно разделить прочитанную часть сказки? О чем они?

1. Выбор невесты.

2. Обман царя.

3. Чудесное спасение.

3) Работа с первой частью

- Приведите примеры зачина.

- Как начинаются сказки Пушкина?

- О чём говорит отсутствие зачина?

(И герои, и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

- Что ещё необычного в начале сказки? С чего начинается действие?

(Три девицы-сестрицы прядут и ведут между собой своеобразный разговор-торг – «кабы я была…»)

- С торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите примеры.

(Балда с попом на базаре, старуха с золотой рыбкой.)

- Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки ещё больше приближает слушателя, читателя к её героям.

А в чём необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении?

(Ведёт он себя необычно: подслушивает под окном, стоя «позадь забора»; один на улице, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер.)

3) Выборочное чтении 2 части

- Каков же Салтан? Можно ли его привычно отнести к добрым или злым героям?

(Он разный: добрый, доверчивый: поверил в клевету; любит жену, но бывает несправедливый, гневный. Не зря распоряжение «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр.)

(Каждый вывод подтверждается цитатами из текста.)

- Итак, царь Салтан не похож на традиционных героев сказки, зато похож на многих из нас.

4) Выборочное чтение 3 части

- Вернёмся к другим героям сказки, которые поневоле отправились в путешествие.

- Прочитайте, как царица с сыном плыли в бочке по морю. Как надо читать эти строки?

- Перечитайте начало части и докажите, что у Пушкина в этих строках есть и пейзаж, и разговор, и действия, и чувства.

(Учащиеся находят не просто подтверждение, но и обсуждают, какие пейзаж, и разговор, и действия, и чувства в сказке Пушкина – реальные или сказочные?)

- Как же спасаются герои сказки?

3. Работа с текстом после чтения

- Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?

- Настроение этой сказки тоже задаётся в самом начале. Какое оно? Можно ли его считать трагическим, несмотря на события в жизни царицы и её сына?

- Можете ли вы сказать о каких-то героях сказки, что они являются воплощением добра или зла?

- Какие качества двух сестёр и матери раскрываются в отношении к третьей сестре и дочери?

- Чем, по-вашему, объясняется их поведение?

(Они завидуют царевне.)

6. Закрепление изученного материала

Поиграем в игру «Верно, не верно»

Отвечая на мои вопросы, вы должны сказать “верно” или “не верно”

1.Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон.

2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна.

3. Над лебедью носился в море орёл.

4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем.

5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Баян.

6. Гвидон сам построил город на острове.

7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи.

8. Гвидон трижды летал к Салтану.

9. Лебедь стала женой князя Гвидона.

1. Не верно, указ

2. Верно

3. Не верно, коршун

4. Верно

5. Не верно, Буян

6. Не верно, лебедь сделала ему подарок

7. Не верно, от корабельщика

8. Верно

9. Верно

7. Рефлексия

Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А.С.Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

- С какой новой сказкой мы сегодня познакомились на уроке?

Закончите предложения:
- На уроке мне понравилось 
- Я узнал 
- Мне было интересно 

Оценивание

- Дети, вы видите, что у вас находятся три смайлика. Оцените свою работу на уроке, если вы работали отлично – покажите улыбающееся смайлик. Если вы работали плохо – то грустный смайлик.


8. Домашнее задание


1) Выразительное чтение отрывка.

2) Задание в тетради: выписать из отрывка слова и сочетания слов, которые встречаются в народных сказках.

ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУ