Конспект урока чтения во 2 классе
Тема: А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Цель: учить выразительному чтению и анализу стихотворения.
Задачи:
1) образовательная: раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое содержание;
2) развивающая: развивать эмоциональный и духовный мир учащихся, речь, словарный запас;
3) воспитательная: воспитывать любовь к природе, чуткость к поэтическому слову.
Оборудование: компьютер, презентация А.С.Пушкин.
Ход урока:
I. Организация класса.
II. Вступительная беседа.
- Сегодня наш урок посвящён творчеству А.С. Пушкина. Его имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его сказки в раннем детстве, ещё не умея читать, уже повторяем со слов бабушки и мамы: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет..»
Пушкин будит в наших сердцах любовь к слову, завораживает музыкой и простотой своих стихов
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье потомка знатного дворянского рода.
Отец поэта, Сергей Львович, любил литературу, собрал большую библиотеку.
Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой.
В доме Пушкиных часто бывали в гостях известные музыканты, поэты того времени.
В семье было трое детей: старшая сестра Ольга и два сына, Александр и Лев.
Большую роль в жизни поэта сыграла его няня Арина Родионовна.
Арину Родионовну, простую крестьянскую женщину, взяли для воспитания и выкармливания сестры поэта – Ольги. Няню ценили в этой семье, за хорошую службу ей выделили собственную избу в одной из деревень. Для вдовы с детьми это было неплохое подспорье.
Когда на свет появился будущий известный поэт и писатель, лучшей кандидатуры чем Арина Родионовна, в качестве няни, нельзя было представить. Она находилась при Пушкине вплоть до его поступления в Царскосельский лицей. После того, как повзрослели все её воспитанники, она осталась жить в семье Пушкиных.
Пушкин боготворил свою няню и посвятил ей несколько произведений – «Няне», «Зимний вечер». Она вдохновляла и поддерживала поэта в тяжёлые для него времена.
Арина Родионовна умерла в возрасте 70 лет в Санкт-Петербурге от тяжёлой болезни.
- У Пушкина было самое любимое время года – осень. Ему он посвятил много стихов.
- Давайте послушаем сейчас стихи поэта об осени.
Ш Чтение учителем стих.
-Понравились ли вам стихи?
- Какую картину осени вы себе представили?
- Почему Пушкин любит именно это время года?
-О чем эти стихи? (Об осени, о природе)
- Какую картину осени вы себе представили?
Какие это стихи? (лирические )
Что для нас важно в лирическом стихотворение? (настроение рассказчика)
-Какой здесь рассказчик? лирический
-Для нас очень важно определить , какую картину видит рассказчик и какое настроение вызывает у него эта картина.
IV/Работа над произведением
1.Прочитайте первые 5 строчек
-Какую картину видит рассказчик? (Небо осенью дышит, редко блистает солнце, день становится короче)
-Как понимаете «небо осенью дышало» ? (пасмурное небо, редко выглядывает солнце, веет холодом) , поэт небо одухотворяет, это божественная связь неба и земли.
Солнышко блистало - называет ласково, блистало –выглядело ярко
Что такое таинственная сень?
СЕНЬ – покров, который образуется кронами деревьев, их ветками и листьями.
Таинственная - загадочная
Что значит сень обнажалась? (Опадают листья с деревьев)
Какое настроение вызывает у рассказчика вся эта картина?
(грустное, печальное, тоскливое, немного таинственное, загадочное)
2.Прочитайте следующие 5 строчек
Какую картину видит рассказчик? (По утрам туман на полях)
Что он слышит? (Крики улетающих гусей на юг)
Какое настроение вызывает эта картина? Как он называет эту пору?(Довольно скучная пора)
-Почему приближение ноября рассказчик считает скучной?
(Ноябрь это поздняя осень, природа готовится к зиме)
-Так какую картину видит рассказчик и какое настроение она вызывает?
(грустное, печальное, тоскливое, немного таинственное, загадочное)
Мы разгадали настроение рассказчика, а теперь попробуйте прочитать и передать при чтение настроение рассказчика.
V.Работа над выразительным чтением
VI.Рефлексия.
-Понравилось ли работать на уроке-
-Чему учились? Что особенно понравилось читать, слушать или работать над стихами?
V.Дом. зад.выучить 1 часть стих «Уж небо осенью дышало»,уметь передать настроение рассказчика.