1.Актуализация знаний обучающихся Вспомнить некоторые изученные произведения из раздела по готовой модели обложки и уточнить знания о временах года | Организационный момент +Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения. Давайте проверим всё ли готово к уроку? +Посмотрите на модель обложки и скажите, какие произведения ей соответствуют? +Скажите, ребята, какие времена года вы знаете? +Какое время года сейчас? +Назовите названия осенних месяцев. +Какой месяц идёт сейчас? +Какие признаки осени вы наблюдали в природе? +Объясните, почему месяц «ноябрь» называют поздней осенью или «предзимьем». | Самоконтроль готовности к уроку Высказывания детей +Лето, зима, весна, осень. +Осень. +Сентябрь, октябрь, ноябрь. +Ноябрь. Ответы детей +Месяц, после которого начинается зима. | Личностные Коммуникативные Познавательные (логические) Познавательные (логические - анализ объектов с целью выделения признаков) |
2.Целеполагание Определить тему урока, поставить цели, наметить план учебных действий | А начать изучение темы хочется словами поэта. Прочитайте эти строки. Как вы думаете, кто их автор? Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной. Верно – это слова А.С.Пушкина.(слайд1) Любимое время года поэта – осень.В течение нескольких уроков мы будем вести разговор об осени. Познакомимся с произведениями русских писателей и поэтов. Будем учиться выразительному чтению, развивать память, учиться красиво говорить. Проникнемся пониманием того, что к природе надо относиться бережно, научимся видеть и ценить красоту природы. +Для чего вам это нужно? – Каким было ваше домашнее задание? – Какие картины осени вы изобразили? – Какое настроение хотели передать? – Каких краски в ваших работах преобладают? Почему? +Давайте наметим план наших действий На доске: -Познакомиться с произведением -Узнать новое -Научиться читать выразительно +Что мы уже с вами сделали? | Высказывания детей (предположения)  Ответы детей + +Для того, чтобы жить в гармонии с природой, понимать и любить ее. Нарисовать рисунок об осени. Ответы детей +1. Прочитать или прослушать стихотворение +2. Составить модель обложки +3. Перечитать стихотворение +4. Поработать над содержанием стихотворения +5. Подготовить выразительное чтение +6. Оценить свою работу на уроке +Определили тему урока, поставили цели, наметили план действий | Познавательные (информационные - извлечение информации) Коммуникативные Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Личностные (установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом) Регулятивные (составление плана и последовательности действий) |
3.Открытие новых знаний Познакомиться со стихотворением; учиться составлять модель обложки; перечитать стихотворение | +Какова наша 1 цель? +Я предлагаю вам два варианта знакомства со стихотворением: я читаю, вы слушаете или вы читаете про себя - Слушание стихотворения (слайд2) - Первичное восприятие: +Какое настроение передано в стихотворении? (слова на листочках) Ликующее Восторженное Шутливое Печальное Весёлое Праздничное Радостное Спокойное Мечтательное Грустное + Обоснуйте свой выбор. +Какие чувства возникли в вашем сердце? Изумление Радость Восторг Восхищение Грусть Спокойствие Сожаление Печаль Ликование + Обоснуйте свой выбор. +Какой следующий пункт плана наших действий? Я предлагаю вам поработать в группах (повторение правил работы в группах) +Давайте проверим, что у вас получилось? +Сравните модель обложки с той, с которой мы работали в начале урока. - Радует ли героя-рассказчика поздняя осень? (не радует, он называет ее «скучная пора») - Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью? («лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась») - Что это значит? +Какой следующий пункт плана? +Посмотрите на доску. Что мы с вами уже сделали? + Какая 2 цель? +Какие непонятные слова встретились вам в стихотворении? +Кто может объяснить значения этих слов? +А если мы не знаем значение слова, как нам поступить? +Посмотрите на доску. Что мы с вами ещё сделали? | +Познакомиться с произведением +Мы хотим, чтобы вы прочитали  Высказывания детей Высказывания детей +Составить модель обложки Работа в группах Выступление представителей каждой группы с доказательством (называние признаков жанра, определение темы, автора) Вывод: чтение правильной модели обложки ответы детей +Перечитать стихотворение Самостоятельная работа (чтение про себя) деревья сбрасывают последние листья Познакомились со стихотворением (пометить на доске) +Узнать что – то новое Ответы детей Дети пробуют объяснить значение слов +Найти его в словаре (работа со словарём) +Узнали много нового (пометить на доске) | Регулятивные (удержание цели урока) Коммуникативные (планирование сотрудничества) Коммуникативные Коммуникативные Регулятивные Познавательные (поиск информации, знаково-символические) Коммуникативные Познавательные (информационные – представление информации) Познавательные (сравнение, анализ) регулятивные (удержание цели) Познавательные Познавательные (извлечение информации) Коммуникативные Личностные Познавательные |
4.Формирование первичных умений на основе самоконтроля Учиться читать выразительно | +Какова наша последняя цель? +Что значит прочитать выразительно? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под музыку) +Я предлагаю поработать в группе над выразительным чтением. +На ваших партах лежат «Волшебные линеечки». Какие критерии выберем для самооценки? +Предположите, как вы справитесь с выразительным чтением. +Начинаем подготовку +Проверим работу +Отметьте на «Волшебной линеечке» результаты работы +Встаньте те, у кого совпали? +Встаньте те, у кого выше? +Встаньте те, у кого ниже? +Выскажите друг другу пожелания +Какую важную работу мы с вами проделали? | +Научиться читать выразительно Чтение памятки на форзаце учебника (тренировочное чтение отрывка) +Выразительность Помечают Работа в группе Выразительное чтение Помечают (самооценка) Высказывания детей +Учились читать выразительно(пометить на доске) | Регулятивные Регулятивные (контроль, оценка) Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) |
5.Рефлексия Контрольно – оценочный этап Формировать умение оценивать себя | +Подведём итоги урока +Какое стихотворение читали? +Чего вы не знали, а сейчас знаете – новое для вас? +Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни? Где? Как? В осеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, и сверху льёт, и снизу метёт. – Какой поре осени посвящена эта пословица? В народе осень связана со временем сбора урожая. Главным действующим лицом и в жизни крестьянина становится хлеб. Сколько хлеба соберут – так жизнь и сложится. Настроение, и благополучие, и здоровье зависели от сбора урожая. "Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова", – говорилось в народе. Но осень – это не только "хлебный итог", осень – это еще и "очей очарованье" (А.С.Пушкин). (слайд3) Осень – это красота: разноцветные листья, горы румяных яблок, прозрачный ароматный утренний воздух.Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба. И хочется закончить наш урок словами: У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать, Дождь ли снег, Любое время года Надо благодарно принимать. На ваших столах лежат смайлики , оцените свою работу на уроке. | А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…» Ответы детей Ответы детей  Самооценка | Личностные Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) Регулятивные |