Учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 18 им. Р.С.Рамазанова»
Абакарова Е.И.
Тема: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Семантика жанра.
Ход урока.
Организационный момент.
II. Разминка
У доски 2 ученика выполняют задание:
Выбрать карточки с именами богов – демиургов и разнести в схеме согласно принадлежности к определенной мифологии
Выстроить с помощью карточек план «Основные признаки жанра баллады»
2. С классом – фронтальная беседа.
1) Словарная работа
а) Разведите по значению прилагательное в словосочетаниях
ВЕЩИЙ ЯЗЫК ВЕЩИЙ ОЛЕГ
Назовите слово по его значению (по тексту)
б) Занимающийся чарами, ворожбой, умеющий совершать чудеса?
(Кудесник)
в) Воодушевленный, способный к высшим проявлениям духовных сил?
(Вдохновленный)
г) Прислушивается, жадно слушает, усваивает услышанное? (Внемлет)
д) Доля, участь? (Жребий)
е) Насыпной холм над древней могилой знатного человека? (Курган)
ж) Все, что завещано, свято наказано? (Завет)
з) Глубоко задумался? (чело омрачился думой)
и) Отнестись с недоверием, отвергнуть? (презреть предсказание)
к) Поминальное пиршество? (Тризна)
2) Пересказ древней легенды о смерти князя Олега
3) Продолжение беседы
а) Что связывает эту легенду с пушкинским произведением? (Сюжет)
б) назовите основные элементы сюжета и сопоставьте их текстом «Песни…»
в) Чем отличается текст Пушкина от древней легенды? (Большим объемом, наличием диалога, описаний…)
г) В чем состоит главное отличие литературного произведения от фольклорного? (Выраженной авторской позиций по какому-либо вопросу).
д) Какими средствами может быть выражена авторская позиция? (Прямой оценкой, тропами…)
III. Работа по теме урока
1. Истолкование темы. Постановка проблемного вопроса. Начало записей в тетрадях.
Проблемный вопрос:
«Как связаны смысл произведения и его жанр?»
2. Эвристическая беседа
1) Какое указание на жанр содержится в названии? (Песнь)
2) Песнь и песня – это одно и тоже? В чем разница?
(Песнь гимн в честь к-л бога)
3) Можно ли определить жанр мы пушкинского произведения как песнь? (Найти в тексте)
4) Признаки какого жанра мы видим в этом произведении? (Баллады) Найти в тексте
5) На что же указывает слово песнь в названии? (На связь с богами, с высшими силами)
6) Как в тексте прослеживается эта связь с высшими силами? (Упоминание бога Перуна, образ волхва, словно жребий, роковая)
7) Выстроим синонимический ряд: жребий-рок - …? (Судьба, доля, участь)
8) Что захотел узнать у волхва Олег? (Свою судьбу)
9) А что такое судьба? (Сила, предопределяющая все, что происходит в жизни, не зависящая от воли человека)
10) Как Олег воспринял предсказание волхва? Согласился ли ждать, когда оно сбудется? (нет)
11) Как можно назвать решение Олега расстаться с верным конем?
(Попытка избежать своей судьбы, обмануть ее)
2) Как вы думаете, о чем размышлял Пушкин, когда работал над этим произведением?
Кого, что он связывал в своих размышлениях? (Человек и судьба)
Записи в тетрадях: