Урок 44
Тема: РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ .
Педагогические задачи: продолжать знакомство с задачами на встречное движение; закреплять умение решать задачи и выражения изученных видов; развивать навыки счета, прививать аккуратность.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
Предметные: знают, как из двузначного числа, оканчивающегося нулем, вычесть однозначное число, двузначное число, оканчивающееся нулем, двузначное число, которое не оканчивается на нуль; как сложить двузначное число и однозначное; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; отличительные особенности задачи; умеют: складывать и вычитать двузначные числа в случаях вида: 36 + 2, 36 + 20, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24; решать задачи и выражения изученных видов; выполнять чертеж к задаче, сравнивать числовые выражения.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): регулятивные: формулируют учебную задачу урока; планируют собственную деятельность и прогнозируют ее результаты, контролируют свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; корректируют свои действия, оценивают собственную деятельность - выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; способны к саморегуляции; познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию, структурируют знания; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; анализируют, сравнивают; создают алгоритмы деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли; уважают всех участников образовательного процесса, при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая.
Образовательные ресурсы:
http://forum.numi.ru/index.php?showtopic=2946
Основные понятия и термины: увеличить, уменьшить, сложение, вычитание, сумма, разность, прибавить, вычесть, задача, простая задача, составная задача, движение, навстречу, выражение, чертеж, магический квадрат.
Организационная структура (сценарий) урока
I. Каллиграфическая минутка.
85 85 85 85 85... 23 23 23 23 23...
П. Устный счет.
1. «Цепочка».
2. Какое число пропущено?
| | 6 | + | | = | 11 | | | | | – | 7 | = | 6 | | | | 14 | – | | = | 5 | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | 8 | + | | = | 12 | | | | | – | 8 | = | 9 | | | | 11 | – | | = | 3 | | |
3. Дополните числа.
Дополните до 20 числа: 17, 19, 18, 16, 15.
Дополните до 50 числа: 44, 48, 49, 46, 45.
III. Сообщение темы и целей учебной деятельности.
– Сегодня на уроке, ребята, мы будем решать задачи изученных видов, как те, с которыми вы познакомились давно, так и те, которые узнали недавно. Также вы будете решать и сравнивать числовые выражения, а еще… вам предстоит проверить магические квадраты.
IV. Работа над задачами.
– Прочитайте задачу 1 (с. 65).
– Соотнесите текст задачи с чертежом, расположенным ниже.
– Какое расстояние прошла одна из девочек? Покажите это на чертеже.
– Какое расстояние прошла другая девочка? Покажите это на чертеже.
– Как узнаем длину всей дорожки? Как это показано на чертеже?
– Запишите решение задачи удобным для вас способом. Сформулируйте ответ задачи.
Физкультминутка
Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили. Вот так, вот так – Головой своей крутили. | (Повороты головой вправо-влево.) |
Медвежата мед искали. Дружно дерево качали. Вот так, вот так – Дружно дерево качали | (Наклоны туловищем вправо-влево.) |
И вразвалочку ходили, И из речки воду пили. Вот так, вот так – И из речки воду пили | (Наклоны вперед.) |
А еще они плясали! Дружно лапы поднимали! Вот так, вот так – Дружно лапы поднимали! | (Поднимают попеременно руки.) |
Вот болотце на пути! Как его нам перейти? Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи, дружок! | (Прыжки.) |
Продолжение работы над задачами. Аналогично задаче 1 разбирается задача 2 (с. 65). Схема задачи составляется учащимися коллективно (на доске), под руководством учителя. | |
Затем разбирается задача 3 (с. 65). К данной задаче учащимися может быть составлена схема-чертеж либо выполнен рисунок. Решение и ответ задачи учащиеся записывают самостоятельно, после чего выполненная ими работа проверяется фронтально. |
V. Решение и сравнение выражений.
На доске записаны выражения из задания 6 (с. 65) или выражения, подобранные учителем.
– Сравните выражения, не находя их значений. Докажите, что вы правы (устно).
– Выполните задание 4 (с. 65) с комментированием. Найдите значения выражений.
В заключение учащиеся под руководством учителя проверяют «магические квадраты». Учитель должен предварительно объяснить ученикам особенность таких квадратов: значения всех сумм (по строчкам, по столбикам и по диагоналям) должны быть равны. | | | | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
(Оба квадрата являются «магическими»: суммы в первом квадрате равны 15, во втором – 12.) Учитель может предложить учащимся дома самостоятельно составить «магический квадрат».
VI. Рефлексия учебной деятельности.
– Что нового узнали на уроке? Что особенно понравилось? Чем?
-Что вы бы изменили в уроке? Какова ваша работа сегодня на уроке?