5 класс
МАТЕМАТИКА
Урок №18
Тема: Сложение и вычитание чисел столбиком.
Тип: урок изучение нового материала.
Цель: повторить раннее изученные темы; усовершенствование вычислительных навыков
сложения и вычитания столбиком; содействовать развитию активности и умению
слушать; развитие навыков работы в группах; формирование интереса к
математике.
Автор разработки: Попов Дмитрий Сергеевич.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
II. Проверка выполнения домашнего задания
Учитель вместе с учащимися обсуждают решение задач, которые они должны были решить дома ( №77(а), 78).
III. Постановка темы и целей урока
Часто нам приходится складывать или вычитать многозначные числа. Сегодня мы на уроке будем вспоминать, как слаживать и вычитать числа столбиком.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока «Сложение и вычитание чисел столбиком»
IV. Изучение нового материала
Вы уже знаете, что многозначные числа складывают и вычитают по разрядам, используя переместительный, сочетательный и распределительный законы.
Например, рассмотрим пример: 23 + 42.
23 + 42 = 20 + 3 + 40 + 2 = (20 + 40) + (3 + 2) = 60 + 5 = 65.
Рассмотрим разность 57 и 22. Представим эти числа в виде суммы разрядных слагаемых. Получим (50 + 7) – (20 + 2). Вычтем одноимённые разряды. От 50 отнимем 20, от 7 отнимем 2, сложив результаты, получим тридцать пять.
57 – 22 = 50 + 7 – 20 – 2 = (50 – 20) + (7 – 2) = 30 + 5 = 35.
Обычно сложение и вычитание многозначных чисел выполняют столбиком, записывая числа друг под другом так, чтобы цифры одинаковых разрядов стояли друг под другом, и начинают вычислять с разряда единиц.
Стоит помнить, что если сложение в каком-либо разряде даст в результате число, большее или равное 10, то десять единиц этого разряда заменяют единицей следующего разряда, прибавляя эту единицу к цифре следующего разряда (справа налево).
Например, вычислим 48 + 37.
Начинаем сложение с разрядов единиц: восемь и семь в сумме дают пятнадцать. Записываем в ответе цифру пять в разряд единиц, а единицу прибавляем к сумме разрядов десятков. Получаем восемь – эту цифру записываем в ответе в разряд десятков.
В итоге получили ответ – восемьдесят пять.
Если при вычитании в каком-либо разряде цифра уменьшаемого меньше цифры вычитаемого, то нужно «занять» одну единицу в следующем (справа налево) разряде уменьшаемого. Для того чтобы разобраться или вспомнить как вы это делали, давайте вычтем 19 из 72.
Запишем это выражение в столбик и начнём вычитание с разряда единиц. Нам надо от 2 вычесть 9, это сделать нельзя, поэтому «займём» у семёрки 10, в итоге теперь нам надо от 12 вычесть 9, получаем 3, записываем это число в ответе в разряд единиц. Затем нам надо помнить, что у семёрки мы заняли один десяток, итого у нас осталось 6. Теперь из 6 вычитаем 1. Получаем 5. Записываем это число в разряд десятков.
Значит, разность 72 и 19 равна 53.
V. Решение упражнений
№ 123 – выполняет ученик с низкой успеваемостью;
№ 124 – решается учениками по цепочке (каждый по одному примеру), учащиеся во время решения примера должны комментировать действия, которые они выполняют.
№ 125 (I столбик) – возле доски решает ученик с средней успеваемостью, а остальные – в тетради.
№ 126 – ученики решают самостоятельно в тетради.
№ 128 – работа в группах:
I группа – решает примеры «а» и «б»
II группа – решает примеры «в» и «г»
III группа – решает примеры «д» и «е»
VI. Рефлексия. Подведение итогов урока
– Оцените свою работу на уроке по десятибалльной шкале.
– Понравилась ли вам работа на уроке?
Учитель выставляет оценки, тем самым подводит итоги урока.
VII. Анонс домашнего задания
Прочитать §1.6
Рештиь № 125 (II столбик), №127, №129.