Ход урока.
Организационный момент, проверка дз.
- У вас на партах находятся оценочные листы, в них мы будем ставить оценки за задания в течение урока, напишите в них свою фамилию и имя.
Устный счёт:
- Ребята, внимание на экран, найдите значение выражений и прочитайте зашифрованное слово:
4 * 19 * 25 (1 900 Ф);
50 * 75 * 2 (7500 О);
125 * 8 (1 000 Р);
34 – 18 : 2 (25 М);
42 : 7 * 50 (300 У);
1 000 : (12 +8) (50 Л);
(81 + 19) * 8 (800 Ы).
Сообщается тема урока «Формулы».
- Запишите в тетрадях число и тему урока «Формулы». А сейчас проведем небольшой Математический диктант на формулу пути, которую мы рассматривали на предыдущих уроках.
Запишите формулу пути
Найдите по этой формуле путь, если скорость равна 80 км/ч и время 6 часов
Найдите по формуле пути скорость, если S=120 км и t=5 ч
Найдите по формуле пути время, если путь равен 60 км и скорость 15 км/ч
Поменяйтесь тетрадями, и выполним взаимопроверку. Пользуясь критериями, поставьте себе оценку в оценочный лист.
Давайте решим задачу.
Участок земли имеет прямоугольную форму, его обнесли забором, длина которого 126 м. Найдите длину и ширину забора, если известно, что длина в 2 раза больше ширины.
Учащиеся думают, как ее можно решить. Ребята затрудняются.
- Итак, в чем же причина вашего затруднения? (мало данных в задаче, не знаем формулы периметра)
Сделаем вывод: Нам нужно записать формулу периметра прямоугольника.
- Как нам это сделать? Давайте вспомним сначала, что называется формулой?
- Формула – это правило, записанное с помощью букв.
- Давайте составим алгоритм для решения задачи и вывода формулы.
1. Сформулировать правило периметра прямоугольника.
2. Ввести обозначения с помощью букв.
3. Записать формулу и найти неизвестные величины.
- Давайте запишем формулу вычисления периметра прямоугольника, если а – длина, b – ширина, Р – периметр.
Р = 2(a+b)
Используя данный алгоритм, давайте решим эту задачу. Запишем ее решение на доске (вызываю 1 ученика к доске).
Решение.
a=2b , P = 2( 2b+b)
2( 2b+b)=126 а=2*21=42
2b+b=63 а=42 м
3b=63 b=21 м
b=21
Ответ. а=42 м, b=21 м.
Работа в парах.
Задание 1. Заполните таблицу, используя формулу периметра прямоугольника.
a | 21 м | | |
b | | 12 дм | 20 см |
a + b | 50 м | 36 дм | |
P = 2(a + b) | | | 80 см |
Последний случай записать на доске. (1 ученик). Проводится взаимопроверка в парах, после этого высвечиваются ответы на экране и критерии оценивания. Заносим эту оценку в оценочный лист.
Задание 2.
Постройте прямоугольник, у которого периметр 32 см, а разность сторон равна 12 см.
Выполняют задание самостоятельно по алгоритму (на экране).
Решение высвечивается на экране. Проводится проверка.
Решение:
Ширина – a см,
Длина – (12+a) см
P = 32 см
P = 2(a + (12 + a))
2(a + 12 + a) = 32
2a + 12 = 16
2a = 4 14 см
a = 2 (см) – ширина прямоугольника
2+12 = 14 (см) – длина прямоугольника 2 см
Ответ. 2 см и 14 см.
Оцените правильность выполнения задания и поставьте оценку в оценочный лист.
Рефлексия.
Подведем итоги нашего урока.
- Повторим все этапы алгоритма решения задач с помощью формул.
(высвечиваются 3 этапа)
- Какую формулу мы сегодня с вами вывели?(формулу периметра прямоугольника)
- Все ли было понятно на уроке? Что было сложно для вас? Над чем еще нужно поработать?
- Давайте выставим оценку за урок. Найдите среднее значение из трех имеющихся у вас оценок, это и будет вашей оценкой за урок.
-Также за устную работу оценки получают ………
- Оценочные листы передайте на первые парты и сдайте их мне.
- Задание на дом предлагаю вам на выбор:
1 задание. По учебнику стр. 113 № 741, 742.
2 задание. Задача (более высокого уровня). Имеются два участка, которые находятся рядом друг с другом. Их необходимо обнести забором. Найти длину забора для двух участков вместе, если ширина участков одинаковая и равна 25 м, а длина одного из них на 13 м больше длины другого. И известно, что периметр меньшего участка равен 130 м.
- Его я раздам вам на листочках.
- Итак, ребята, урок окончен, спасибо вам за урок.