ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»
План-конспект урока «Музыка и движение» в 8 классе:
«Музыкальные инструменты»
Учитель музыки: Рыбакова Лариса Владимировна
Смоленск 2025
Цель урока:
Продолжить знакомство обучающихся с русскими народными музыкальными инструментами, историей их создания, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приемами исполнительского развития в народной музыке.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
раскрыть истоки создания инструментов;
воспитать уважение к народным традициям и культуре русского народа;
развивать умение слышать и различать звуки;
продолжить формировать музыкально-ритмические навыки через выполнение музыкально-ритмических движений;
расширить музыкальный кругозор.
Личностные учебные действия:
Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий.
Коммуникативные учебные действия:
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Регулятивные учебные действия:
Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников.
Познавательные учебные действия:
Выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
Тип урока: урок-фантазия, комбинированный, предусматривающий подготовительный этап к восприятию нового материала.
Формы организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая.
Методы: практический, демонстративно-иллюстрационный, эвристический (умение отвечать на проблемные вопросы), словесный, наглядный, демонстрационный.
Учебные материалы и оборудование для учителя и учащихся:
Музыкальный инструмент (фортепиано), компьютер, презентация к уроку, музыкальные клипы к песням, физкультпаузе и произведению для слушания, карточки с обозначением музыкальных инструментов русского народного оркестра.
Музыкальный материал:
«Песенка друзей» - муз. В. Герчик, сл. Я Кима;
«Во поле береза стояла» - РНП;
«Бравые солдаты» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Физкультминутки:
«Мишка с куклой громко топают»
«Что манит птицу» - танец-игра.
Здоровьесберегающие технологии:
Психологический настрой, логопедическая распевка, физкультминутка, смена динамических поз и деятельности, технология сотрудничества (снятие тревожности) и развивающего обучения (снятие нервно - психического напряжения), рефлексия.
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап. (Мотивация и снятие психофизического напряжения).
Приветствие учителем учеников:
«Здравствуйте, ребята!» (Нараспев, по звукам I октавы).
Приветствие учениками учителя - ответ:
«Здравствуйте!» (Нараспев, по трезвучию, по ступеням вниз: 5-3-1 - I октавы)
Учитель:
«Как дела, ребята?». (Нараспев, по звукам I октавы).
Ученики ответ:
«Хорошо!» (Нараспев, по трезвучию, по ступеням вниз: 5-3-1 - I октавы).
II. Повторение пройденного материала:
Пение: «Песенка друзей», «Во поле береза стояла».
III. Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному восприятию нового материала.
Прослушивание «Во поле береза стояла» - РНП, «Посеяли девки лен» - РНП (Инструментальное исполнение).
Учитель: Ребята, вы прослушали две композиции. Какая они была по характеру грустные или веселые?
Ученики: веселые.
Учитель: Как вы думаете композитор написал эти произведения или это народная музыка?
Ученики: народная.
Учитель: Правильно! Это русская народная музыка. А что значит народная?
Ученики: ее сочинил народ.
Учитель: По каким признакам вы определили, что это народная музыка?
Какие вы услышали инструменты?
Ответы учеников: балалайка, баян, ложки, гармонь.
Учитель: Музыка звучала в исполнении одного инструмента или нескольких?
Ученики: Звучало много инструментов.
IV. Подача нового материала.
Учитель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а отгадав ее, вы поймете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке:
«Балалайки, гусли, домры
И баяны, и гармошки.
Есть трещотки, дудки, бубны
Даже расписные ложки.
Все играют звонко, дружно,
Слушать их не надоест
Отгадать, ребята нужно
Что это?»
Ответы детей.
Ребята, как вы думаете, о каком оркестре пойдет сегодня речь на нашем уроке? Что такое оркестр?
Ученики: о народном оркестре, оркестр – это когда играют много музыкантов.
Изучение нового материала: (рассказ учителя)
- Как вы думаете, каким был первый музыкальный инструмент? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему, и дерево зазвучало! Сначала человек немного испугался – звук совсем не похож ни на его собственный голос, ни на крик зверя. Но потом, освоился с необычным деревом. человек ударил по нему, то ускоряя, то, замедляя темп: бум-бум-бум! Мелодию на нем, конечно, не сыграешь, зато можно подать сигнал. Правда, для этого приходится каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал инструмент поменьше, чтобы брать с собой. Взял кусок древесины и выдолбил его.
А однажды за ужином человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, куда громче, чем глухое бормотание выдолбленной деревяшки.
Неужели полую кость и кусок выдолбленного дерева уже можно считать музыкальными инструментами? Оказывается можно! Из одного полого предмета извлекается глухой звук, из другого – более звонкий. Если дуть в длинную кость, звук получается низкий. А если в короткую – высокий. тетива лука, когда пускаешь стрелу, тоже звенит. И звенит по-разному, смотря по тому, как она натянута – сильнее или слабее.
Так появилась мелодия, а вместе с мелодией – музыкальные инструменты.
Можно сказать, что тетива лука, полая кость и выдолбленное дерево – родоначальники всех музыкальных инструментов.
Прослушивание русской народной плясовой песни: «Светит месяц» в исполнении оркестра русских народных инструментов.
V. Актуализация знаний. Игра «Знакомство с инструментами оркестра русских народных инструментов»:
1) Треугольная доска, а на ней три волоска.
Волосок – тонкий, голосок – звонкий. (Балалайка)
2) Заливается трёхрядка, и народ идёт вприсядку!
А трёхрядка неплоха – есть и кнопки, и меха.
И весёлые старушки под неё поют частушки. (Гармошка)
3) Деревянная подружка, без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка, и накормит всех вокруг.
Кашу прямо носит в рот, и обжечься не даёт. (Ложка)
4) Приложил к губам я трубку — полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий, называется ... (Свирель)
5) Тараторит, словно тётка.
Называется…. (Трещотка)
6) Мы собрали хоровод. Пригласили весь народ,
Дополняет наш кружок пастуший…. (Рожок)
7) Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон.» (Колокольчик)
8) А Садко на них играл и душевно напевал,
Перебрал он много струн, вышел из моря Нептун. (Гусли)
9) Птица-свиристелка, звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори, что там у тебя внутри?
Верь, не верь, же, мой хороший, и внутри-то ничего,
Кроме двух сухих горошин и дыханья твоего. (Свистулька)
10. Есть бубенчики на нем, по нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем, дайте в руки звонкий … (Бубен)
11.Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.
Подумайте минуточку… Что же это? (Дудочка)
12. На дуге висят спокойно, стоит лишь дугу встряхнуть -
Мелодично и привольно украшают долгий путь. (Бубенцы)
Физкультминутка: «Мишка с куклой громко топают». «Что манит птицу»
Слушание музыки К. Сен-Санс «Длинноухие персонажи», обращаем внимание не:
название;
имя композитора;
о чем это произведение?
характер музыки;
что изображает музыка?
VI. Выводы по пройденному материалу:
Закрепление знаний об инструментах народного оркестра. Просмотр презентации «Оркестр русских народных инструментов»
VII. Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомились и уже сумели оценить музыкальные инструменты русского народного оркестра.
- Какие инструменты вам были уже знакомы?
- А с какими инструментами вы сегодня познакомились впервые?
- на каких инструментах вы играли?
- Понравился ли вам урок? С каким настроением вы работали?
- Что вы можете сказать о своей работе на уроке?
Учитель: Наш урок подошел к концу.
Я очень рада, что вам было весело и интересно. И желаю, чтобы это настроение осталось у вас не только до конца урока, но и до конца дня. Но для этого вы должны быть послушными и внимательными. Спасибо за работу. До встречи.