Дата____________________
Тема: Урок 2 5. Длина ломаной
Цели: познакомить с двумя способами нахождения длины ломаной; развивать умение сравнивать и преобразовывать величины; совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить длину ломаной линии; определять время; использовать графические модели при решении задач; слушать собеседника и вести диалог; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
Организационный момент
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Актуализация знаний
1Логическая разминка
Решите задачи.
Купили книгу, ручку, цветные карандаши и чернила. За книгу и цветные карандаши заплатили больше, чем за ручку и чернила. Ручка дороже, чем книга. Что дороже: цветные карандаши или чернила? (Цветные карандаши.)
Ко мне в гости пришли три девочки и два мальчика. Лена старшая из девочек, пришедших в гости. Верно ли, что Лена старше всех детей, пришедших в гости? (Нет, так как в условии задачи ничего не сказано о возрасте мальчиков.)
2Устный счет
Выполните задание на полях на с. 33 учебника.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Работа с моделью часов
Вспомните, что показывает большая стрелка, маленькая стрелка.
Какое время показывают часы?
(Учитель показывает время на макете.)
Покажите 5 ч, 7 ч, 9 ч.
На каком числе стоит минутная стрелка? (12.)
Вспомните, сколько минут от одной цифры до другой. (5 мин.)
Покажите 4 ч 25 мин.
Где будет стоять маленькая стрелка? (На цифре 4.)
Где будет стоять большая стрелка? (На цифре 5.)
Поставьте стрелки.
Покажите 6 ч 15 мин, 8 ч 40 мин.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Работа над задачами
Составьте по рисунку задачу о котятах.Из 48 вычтите сумму чисел 20 и 20. (8.)
Сколько нужно вычесть из суммы чисел 13 и 7, чтобы осталось 8? (12.)
Какое число прибавили к разности чисел 17 и 8 и получили 29? (20.)
Из 20 вычли сумму чисел 6 и неизвестного числа, и осталось 8. Назовите второе слагаемое. (6.)
Прибавьте к сумме чисел 6 и 5 разность этих чисел. (12.)
- Составьте две обратные задачи.
Самоопределение к деятельности
(На доске нарисованы фигуры.)
Какая фигура здесь лишняя? (3 — нет углов.)
Как называется фигура 3? {Криваялиния.)
Какая фигура из оставшихся лишняя? ( / — все отрезки выходят из одной точки.)
Как называются остальные линии? {Ломаные.)
Можно ли узнать длину этих линий? (Да.)
Какими способами это можно сделать? (Ответы детей.)
Сформулируйте тему урока.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Работа по теме урока
Работа по учебнику
(У учащихся на партах лежат цветные нитки, линейки и циркули.)
Рассмотрите рисунок на с. 33.
Прочитайте задание.
Как с помощью предметов, которые лежат у вас на парте, узнать, какая дорожка длиннее: от домика до колодца или от домика до беседки? {Можно сравнить длину дорожек с помощью цветных ниток методом наложения.)
Сравните. Что вы можете сказать? {Красная нитка длиннее. Дорожка от домика до беседки длиннее, чем дорожка от домика до колодца.)
А точнее сказать можно? {Нет.)
Каким способом можно точно узнать длину дорожек? {Измерить линейкой.)
Чему равна длина дорожки от домика до колодца? (5 см.)
Как вы узнали? {2см + Зсм = 5см.)
Чему равна длина дорожки от домика до беседки? {6 см.)
Как вы узнали? (3 см + 3 см = 6см.)
Какой вывод можно сделать? {Дорожка от домика до беседки на 1 см длиннее, чем дорожка от домика до колодца.)
Как измерить длину дорожек с помощью циркуля и линейки? {Измерить длину одного звена и отложить на линейке затем измерить длину второго звена и отложить на линейке сразу за первым отрезком. Полученная величина и будет длиной дорожки.)
Найдите длину дорожек этим способом. (От домика до колодца — 5 см, от домика до беседки — 6 см.)
А как найти длину дорожек в сантиметрах при помощи ниток? (Наложить нитки на линейку и измерить.)
Какой длины ваши нитки? (5см и 6см.)
Какие три способа измерения ломаной линии мы узнали? (Ответы детей.)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Но если дунет ветер,
Мы быстро полетим.
Мы летели, мы летели И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал И листочки все поднял.
Мы немного полетали,
Ветер стих, и мы устали,
Стали тихо оседать,
Чтоб на травушке поспать.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№ 1 (с. 32).
Найдите длину ломаной линии любым понравившимся вам способом.
Какова длина ломаной линии?
Каким способом вы воспользовались?
№2 (с. 32).
Какие фигуры изображены на рисунке? (Ломаные линии.)
Сколько звеньев в каждой ломаной линии? (Три.)
Чем отличаются ломаные линии? (Замкнутая и незамкнутая.)
Найдите длины ломаных линий: вариант 1 — линии 1, вариант 2 - линии 2.
Какова длина ломаной линии 1 ? (7 см.)
Какова длина ломаной линии 2? (7 см.)
Сравните длины ломаных. (Они одинаковые.)
№4 (с. 33).
Какой вопрос можно поставить к первой задаче? (На сколько метров высота березы больше, чем высота клена?)
Какой вопрос можно поставить ко второй задаче? (На сколько масса арбуза больше массы тыквы ?)
Какой вопрос можно поставить к третьей задаче? (Сколько ягод на второй веточке?)
Решите задачи самостоятельно.
(Три ученика, решившие задачи первыми, записывают решения и ответы на доске. Проверка. Самооценка. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить составить и решить задачи, обратные задаче 3.)
№6 (с. 33).
Прочитайте задачу.
Назовите условие задачи.
Назовите вопрос задачи.
Составьте краткую запись задачи.
(Один ученик работает у доски.)
— Решите задачу самостоятельно.
(Со слабоуспевающими учащимися можно выполнить схематический чертеж.)
Решение:
10 + 20 = 30 (мин) — едет на автобусе;
30+ 10 = 40 (мин).
Ответ: папа тратит на дорогу 40 мин.
Запишите решение задачи одним выражением. (10 + 20 + + 10 = 40 (мин).)
№ 3 (с. 32).
Вспомните единицы измерения длины.
Сколько сантиметров в 1 дм? (10см.)
Сколько миллиметров в 1 см? (10мм.)
Сколько миллиметров в 1 дм? (100мм.)
(Первый столбик выполняется с комментированием и записью на доске, второй столбик — самостоятельно. Коллективная проверка.)
*№ 8 (с. 33).
(Самостоятельное выполнение.)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
Работа в тетради с печатной основой
№20 (с. 35).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Оцените свою работу на уроке.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов урока
Что мы делали сегодня на уроке?
Что нового вы узнали о ломаной линии? Что вспомнили?
Можно ли прямоугольник назвать ломаной линией?
Как можно найти длину ломаной линии?
Домашнее задание
Учебник: № 5, 7 (с. 33).
Тетрадь с печатной основой: № 21 (а) (с. 33, по желанию).
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________