СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Инфекционные заболевания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дать представление об инфекционных заболеваниях и мерах по их предупреждению.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Инфекционные заболевания"»

9 класс Медицина

Тема: Инфекционные заболевания.

Цель: Дать представление об инфекционных заболеваниях и мерах по их предупреждению.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с основными инфекционными заболеваниями и механизмами их передачи.

- научить мерам профилактики основных распространенных заболеваний.

коррекционно - развивающие:

- расширять словарный запас через включение в речь новых слов;

- развивать познавательную активность

- корригировать произвольное внимание, зрительное восприятие через выполнение упражнений.

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и соблюдению правил личной гигиены.

Оборудование: ПК, презентация, таблица для заполнения, карточки с заданиями на закрепление,

Словарь: инфекция, иммунитет,

Методы обучения:

словесные (рассказ, беседа);

наглядные (демонстрация презентации);

практические (самостоятельная работа обучающихся)

Межпредметные связи: биология, письмо, чтение

План урока

1. Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, давайте поздороваемся. Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся.

1 слайд – картинка улыбка

2. Повторение пройденного материала.

Что делает труд? (кормит) Ильнар

Где можно получить профессию? Ильдар

После окончания училища, что вы получите? (диплом) Гульназира

Кто такой работник? Иремель

Кто такой работодатель? Илья

Нужны ли какие-нибудь документы при приеме на работу? Динара

Карточка №1. Выбери, какие документы нужны для устройства на работу:

- заявление о приеме на работу,

- свидетельство о браке

- медицинская справка,

- квитанции об оплате за коммунальные услуги

- документ об образовании,

- страховое пенсионное свидетельство,

- сберегательная книжка

- паспорт

- медицинский полис

Индивидуально:

Документы необходимые для поступления на работу:


Поменяйтесь карточками и проверим.

Молодцы!


I. Организационный момент

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, мы выполним еще одно задание. Из этих буквенных рядов найти слова.

Карточка №2

Рамсанаторийекджполиклиникамтгв

Заболеваниекорушстоматологпруезп

Паргшврецептадзклпедиатроажтьеву

Пвнтемпературакдпкзаистационарузж

Карточка №2 «Четвертый лишний» (индивидуально )

Зачитать полученные слова, сравнить со слайдом

Каким общим разделом можно объединить данные слова (Медицинская помощь)

Сегодня мы продолжим расширять знания, полученные по данной теме в предыдущие годы обучения.

Эпиграф нашего урока – слова знаменитого древнегреческого целителя и врача Гиппократа, который вошёл в историю как «отец медицины».

«Любую болезнь легче предупредить, чем лечить» (Слайд).

Ш. Сообщение темы и цели урока

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, если составите правильно слова. Вам необходимо зачеркнуть через одну начиная со второй буквы в каждом слове.

Илнофкещкдцвилопнрнаыуе зуалбеотлведвгаиныидя

Тема урока: Инфекционные заболевания. (запись числа и темы урока)

Цель нашего урока: Познакомиться с инфекционными заболеваниями и узнать о мерах их профилактики.

Чтобы достигнуть цели на уроке нам необходимо решить ряд задач.

  1. Узнать какие бывают инфекционные заболевания.

  2. Каким путем они передаются.

  3. Какие меры профилактики необходимо соблюдать

IV. Знакомство с новой темой.

Что же это такое инфекционные заболевания?

Со словом «инфекция» какие слова ассоциируются? Перечисление:

болезнь зараза больница врач вирус грипп заражение лечение боль укол таблетки лекарства болеть кашель бактерии лечить больной заболевание ВИЧ микробы доктор прививка карантин простуда кровь человек рана чума палата температура СПИД грязь ангина эпидемия инфекционный корь вакцина занести ветрянка ОРЗ.

Инфекционные заболевания - это заболевания, которые возникают в результате проникновения в организм человека болезнетворных микроорганизмов (бактерий, вирусов, грибка). Они  «живут» везде: в воздухе, воде, пище, земле, на поверхности предметов и книг, и настолько малы, что их можно увидеть только в микроскоп.  В передаче возбудителей участвуют несколько основных факторов: воздух, вода, пищевые продукты, почва, предметы обихода, живые переносчики.

Словарная работа:

Инфéкция

Обратите внимание на правописание слова, на ударение в слове, хоровое чтение.

В переводе с латинского,  слово инфекция означает — заражение.


Знакомство с новой темой с использованием презентации. Учащиеся по ходу изучения темы заполняют таблицу.

Виды инфекционных заболеваний

Заболевания

Способ заражения

Кишечные


холера, брюшной тиф, ботулизм, дизентерия

Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи)

Кровяные

Клещевой энцефалит, малярия, чума

Через укусы животных, насекомых

Инфекции дыхательных путей

Грипп, ангина, оспа, туберкулез

Воздушно-капельный путь

Инфекции наружных покровов


Чесотка, сибирская язва, трахома, столбняк

Контактный путь


  1. группа Кишечные инфекции

Покупая маринованные грибочки у бабушек на улице, питаясь просроченными консервами, отправляясь в путешествие или просто забывая помыть перед едой руки и фрукты-овощи, мы рискуем подцепить кишечную инфекцию. В лучшем случае, это грозит многочасовым просиживанием в уборной. В худшем — инфекционной больницей и даже смертью. Кишечные инфекции — это целая группа заразных заболеваний, которые в первую очередь повреждают пищеварительный тракт. Заражение происходит при попадании возбудителя инфекции через рот, как правило, при употреблении зараженных пищевых продуктов и воды. Всего таких заболеваний более 30. Из них самое безобидное — так называемое пищевое отравление, а самые опасные — холера, брюшной тиф, ботулизм, дизентерия и т.д.

Распространение кишечных инфекций среди детей и взрослых осуществляется тремя путями: с пищей, с водой, контактно-бытовым путем.

- Каким же образом происходит заражение организма?

Сообщение Ильнар.

- Заражение может происходить при употреблении пищи, зараженной во время кулинарной обработки, её хранения, мытья или раздачи, особенно продуктами, не подвергающимися тепловой обработке.

В воду возбудители попадают различными путями: при спуске в водоемы сточных вод канализации, с талыми и дождевыми водами, при неправильном устройстве и содержании колодцев, попадании в воду трупов грызунов. Передача инфекции происходит при питье зараженной воды, при использовании ее в хозяйственных нуждах, купании. В пищу возбудители попадают через грязные руки больного или носителя инфекции, через мух, грызунов, через мясо, молоко и другие продукты от больного животного, при неправильной перевозке, хранении и приготовлении пищевых продуктов.

  1. Кровяные инфекции делятся на 2 группы

  1. когда передача возбудителя происходит через переносчиков - комары, блохи, клещи, инфекция проникают в кровь при укусе.

Сообщение учителя.

  1. Кровяные инфекции, когда заражение происходит при инъекциях, переливании крови. Это ВИЧ-инфекция, гепатит В и С.

Поскольку рост гепатита С растет с каждым годом, хочется сказать , что этот рост связан с распространением наркомании, так как 38-40% молодых людей, заболевающих гепатитом С, инфицируются при внутривенном введении наркотических веществ.

Гепатит С - это инфекционное заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита С, который попадает в кровь человека.

Заражение возможно в следующих ситуациях:

- при использовании наркоманами одного шприца для внутривенного введения наркотических веществ;

- при выполнении пирсинга и татуировок инструментами, загрязненными кровью больного или носителя инфекции;

- при совместном использовании бритв, маникюрных принадлежностей, зубных щеток;

- при переливании препаратов крови

- половой путь передачи

- передача инфекции от инфицированной матери к плоду (инфицирование происходит при родах)

  1. Инфекции дыхательных путей

Это грипп, коклюш, корь, ветряная оспа.

Пути передачи воздушно-капельный путь распространения. Заражение здорового человека происходит при попадании заразных частиц слизи в дыхательные пути.

Как вы думаете, как по воздуху могут распространяться болезни?

Сообщение Ильдар

Воздух служит фактором передачи, так называемой капельной инфекции. В воздух возбудители попадают с каплями слизи при чихании, кашле и разговоре, а затем оседают на окружающие предметы. После высыхания капель слизи и мокроты возбудители попадают в пыль и проникают с вдыхаемым воздухом в организм здорового человека.


Физминутка:

Согласны ли вы с формулой Гиппократа:

«Любую болезнь легче предупредить, чем лечить»?

Давайте и мы попробуем предупредить болезни, которые нас окружают. А для этого проведем небольшой точечный массаж.

1. Указательными пальцами массируем точку на лбу между бровями « третий глаз».

2. Парные точки по краям крыльев носа.

3.Парные точки в височных ямках.

4. Парные точки в областях козелка уха.

4 Инфекции наружных покровов

Инфекции наружных покровов распространяются контактным путем, заражение происходит через кожу или слизистые оболочки

Это герпес, ветряная оспа, лишай, сибирская язва).

Переносчиками инфекций являются также дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или тесном контакте с больным животным. Одним из них является БЕШЕНСТВО. Самая распространённая инфекция наружных покровов это чесотка.

Сообщение Иремель.

Чесотка – это заболевание кожи, вызываемое клещом-паразитом, Sarcoptes scabiei. Передается оно через контакт с кожей больного или при использовании его личных вещей. В редких случаях заражение происходит через поручни транспорта и другие предметы в общественных местах.

Признаки инфекционных болезней:

• Повышение температуры

• Озноб

• Разбитость в теле

• Головная боль

• Кашель

• Чихание

• Выделения из носа

• Рвота

• Жидкий стул

• Боли в животе

• Сыпь

Для того чтобы не болеть, что же нужно делать?

Профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболевания.

Сегодня вы много узнали об  инфекционных  болезнях, способах их передачи. А теперь попробуйте сами выделить из материала  урока, что же не нужно или наоборот нужно делать, чтобы не заразиться  инфекционными  болезнями.

(версии детей)

1. Соблюдение гигиенических норм (мытье рук перед едой и после туалета; тепловая обработка пищевых продуктов, кипячение воды).

2. Уничтожение насекомых и грызунов, больных животных.

3. Соблюдение этических норм (половые контакты)

4. Вакцинация населения (прививки)


V Закрепление изученного

Работа с таблицей, самопроверка по слайдам.

Задание: Прочитай, расставь стрелки в нужном направлении.

Название

Стрелка

Способ распространения

Инфекции дыхательных путей (грипп, ангина, корь, коклюш, туберкулёз, ветряная оспа)


Через продукты питания, воду, грязные руки (мухи)

Кишечные инфекции (дизентерия, брюшной тиф, холера, инфекционный гепатит)


Воздушно – капельный путь

Кровяные инфекции (малярия, чума, клещевой энцефалит)


Контактный путь

Инфекции наружных покровов (чесотка, сибирская язва)


Через укусы кровососущих (комары, клещи, блохи, вши, москиты).


VI Подведение итогов.

Какова была цель нашего урока?

Достигли мы ее на уроке?

А для чего нам необходимы эти знания, где вы их сможете применить?

- Ребята теперь вы знаете о том, что такое инфекционные заболевания, как они передаются, как предупредить их.

- Но мало знать, надо проводить профилактические меры.

- Они должны стать привычкой. Привычкой быть здоровыми. Потому, что жить здоровым - здорово!

- Кто должен заботиться о твоем здоровье?

- Как мы должны относиться к своему здоровью?


В завершении нашего урока я хочу подарить вам памятки-правила, которые помогут вам сохранить здоровье.

  1. Мыть руки перед едой, после пребывания на улице, в транспорте, после посещения туалета, работ с землей, общения с животными, больными людьми.

  2. Во время вспышек инфекционных заболеваний носить марлевую повязку, укреплять иммунитет, заранее делать прививки.

  3. Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи.

  4. Не вступать в контакты с малознакомыми людьми.




Рефлексия:

Игра-энергизатор

Я желаю вам крепкого здоровья! А чтобы оно было, давайте по очереди продолжим фразу: Я не заболею инфекционными заболеваниями, потому что буду… или потому что не буду …. На слайде





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!