Цель урока: создание условий для закрепления умения правильного написания слов с разделительным твердым знаком.
Образовательные: обобщить знания учащихся о разделительном Ъ знаке; развивать умение осознанно работать по алгоритму для правильного употребления разделительного твердого знака; повторить правило написания разделительного твердого знака в словах; повторить морфемы; закрепить навык правописания ъ после приставок.
Развивающие: развивать устную и письменную речь, мышление, память, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать интерес к учебе, уважительное отношение к родному языку.
Этап урока | Обр. задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма орг. уч. раб. | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1.Актуализация | Организация актуализации раннее изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний. | Словесный: беседа. Практический: задание на карточке. | -Добрый день, ребята! Меня зовут Екатерина Владимировна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. -Ребята, откройте тетради и запишите число, классная работа. Сегодня у нас 23 марта. Словарная работа. -Запишите слова в тетрадь. Здание, костёр, песчаный, иллюстратор, внимание, зашёл, извинение, сверкать, горизонт, оберегать. - Над какой темой вы работали на прошлом уроке? (разделительный твёрдый знак после приставок) -Сегодня мы продолжим изучение этой темы. - Кто может рассказать правило, когда пишется разделительный Ъ знак после приставок? -Назовите части слова, которые вам известны. Откройте учебник на стр.64 упр. 59. -Что нам нужно сделать? (рассмотреть табличку) -Какие слова можно составить с такими корнями и приставками? Запишите их в тетрадь, показав графически признаки орфограммы. | Приветствуют учителя. Записывают число и классная работа. Записывают слова. Разделительный Ъ знак. Рассказывают правило: «Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются согласными, перед гласными е,ё,ю,я» Приставка, корень, суффикс, окончание. Объем, объезд, объяснение, объявление, подъем, подъезд, съёмка, съезд, разъем, разъяснение, отъезд. | Ф,И | Учебник | Устный контроль учителя. Взаимокнотроль Устный контроль учителя | Повторить изученное. | П-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, формулировать их. К- учитывать мнения и интересы, и высказывать своё собственное мнение, аргументировать его. | Готовность и способность к саморазвитию. |
2.Мотивация | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению учебной задачи. | Словесный: слово учителя, опрос. | -Ребята, предлагаю вам подумать над высказыванием великого русского писателя Куприна Александра Ивановича. Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А. И. Куприн -Как вы понимаете это высказывание?( Данное выражение значит, что русский язык очень благозвучен, когда умеешь им пользоваться. Для этого нужно знать множество правил и уметь их применять.) - Как вы считаете, важно ли изучать родной язык? Почему? | Высказывают своё мнение. -Язык объединяет людей, сохраняет историю, традиции, память. Важно изучать родной язык, потому что это важнейшее средство общения во всех сферах жизни и деятельности человека с детства и до глубокой старости. | Ф | | Устный контроль учителя. | Включаться в учебную деятельность. | П-формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремление к его грамотному использованию. | Самоопределение к учебной деятельности. |
3.Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности | | Практический приём. | -Откройте учебник на странице 64 упр.60, выпишите только те слова, в которых имеются все условия для употребления разделительного Ъ знака. Какие это условия? Обоснуйте свой вывод графически. -Если появится необходимость переноса слов, как это можно сделать? -Давайте прочитаем рубрику ВНИМАНИЕ! | Выполняют задание. Есть приставка, которая оканчивается согласными, перед гласными е,ё,ю,я. При переносе разделительный твёрдый знак нельзя отделять от согласных букв в приставке. | И | Учебник | Самоконтроль | Понимать значение разделительногоъ в словах, уметь применить правило. | Р- выполнять учебное задание в соответствии с целью. | Проявлять интерес к изучению темы. |
4.Проверка. | | Словесный :беседа | -Давайте проверим. Какие вы выписали слова? | Съездил, объявить, подъехал, объяснить. | Ф | | Самоконтроль. | Применить правило. | Р- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку. К- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Проявлять интерес к изучению темы. |
5.Локализация индивидуальных затруднений. | | | -Какое задание вы выполняли? -Какие знания вы использовали, чтоб определить, употребляется ли разделительный Ъ знак в словах или нет? Кто не смог выполнить задание? | Отвечают на вопросы. Выделили приставку,посмотрели оканчивается ли она согласным, перед гласными е,ё,ю,я. Если все условия выполняются мы пишем разделительный ъ. | Ф | | Устный контроль учителя. | | | |
6.Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | | Словесный : чтение правила. | -С помощью чего удалось выполнить это задание? (с помощью правила). Давайте ещё раз его прочитаем. Откройте учебник на странице 62. | Читают правило. | Ф,И | Учебник | Устный контроль учителя. | Оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Р- выполнять учебное задание в соответствии с целью. | Проявлять интерес к изучению темы. |
7. Реализация проекта. | Освоение нового знания и способа действий. | Словесный (объяснение) практический (упражнение) | Настало время проверить, как же вы усвоили правило. Откройте учебник на странице 64 упр. 61. -Прочитайте, что нам предлагают сделать? -Задание мы будем выполнять у доски. -Составьте предложение с одним словосочетанием, подчеркните главные члены предложения. | Выполняют упражнение вместе с учителем. | Ф | Учебник, рабочая тетрадь | Устный контроль учителя. | Уметь применить алгоритм написание разделительногоъ после приставок. | П- писать слова с разделительным ъ. | Проявлять интерес к изучению темы. |
8.Обобщение и заструднение во внешней речи. | | Словесный(беседа) Практический(упражнение) | Стр. 65 упр. 62. Что необходимо нам сделать? Это задание мы выполним устно. 1.Растолковать, сделать понятным, ясным.(Разъяснить) 2. Устройство, механизм для поднятия тяжести.(подъёмник) 3.Переднее стекло фотоаппарата( объектив) 4. Крытый вход в здание(подъезд) 5.Соеденить, образовать единство. (объедениться) Стр.65 упр. 64. -Знаете ли вы чем отличается слова объект и субъект? Давайте прочитаем толкование слов. Запишите в тетрадь слова и выделите в них морфемы. объектив, объект, субъект Легко ли найти в этих словах приставку? В некоторых словах непонятно, есть ли приставка или нет, а значит и сложно решить, нужен ли разделительный ъ. - Как вы думаете, почему это могло произойти? (В процессе развития русского языка приставка «приросла» к корню, вошла в корень.) -Где же мы можем посмотреть нужен ли Ъ? | Выполняют задание. Субъект-это конкретное одушевленное лицо или группа лиц. К объектам чаще всего относятся неодушевленные предметы. Субъект выполняет действие, а объект испытывает его на себе. В орфографическом словаре. | Ф | Учебник | Устный контроль учителя. | Определять слово по его значению. | Р – соотносить учебные действия с известным правилом. | Проявлять интерес к изучению темы. |
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Формирование умения самостоятельно применять новый способ действий и проводить рефлексию учебного умения. | Практический: задание на слайде. | У вас на партах лежат карточки с заданием. Эта работа выполняется самостоятельно. Вставь ъ, где это необходимо. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ. Образец: въезд. В...езд в город. На стене об...явление. Пред...явил документы. Раз...ыскал товарища. Раз...яснил задание. Раз...яренный зверь. Под...емный кран. Вы...езд из города. | Читают задание. Самостоятельно выполняют. | И | Слайд презентации | Самоконтроль. | Включаться в работу закрепления по типовым заданиям. | П – приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения | Проявлять интерес к учебе. |
10.Включение в систему знаний и повторений. | Включение нового способа действий в систему знаний. | Практический : игра. | Я вам буду называть слова, если в этом слове есть разделительный Ъ знак – поднимите руку, если нет – руку поднимать не нужно. Съёмка, семья, объяснил, съёжился, ателье. | Выполняют задание. | Ф | | Устный контроль учителя. | Доводов до автоматизма умения и навыки. | К – учитывать разные мнения и интересы | Выполнение задания на саморазвитие. |
11.Рефлексия. | Организация самооценки учащимися результатов учебной деятельности | Словестный :беседа | Ребята, что вы узнали сегодня на уроке? - Когда мы пишем разделительный Ъ знак? -Если вы совсем справились, поднимите зелёный карандаш вверх. Если ничего не поняли и плохо работали на уроке – красный. | Отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке. Оценивают себя. | Ф,И | | Устный контроль учителя. | Достижение цели | Р- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. | Способность и готовность к применению новых знаний. |