СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание"»

Тема урока



Цель урока:


Методическая цель урока:

Задачи урока:

Обучающие:






Развивающие:









Воспитательные:







Результаты




























«Изображение Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»



Воссоздать образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»



Показать работу с синквейном на уроке литературы


  1. актуализировать знания обучающихся о Петербурге в русской литературе XIX века;

  2. показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения;


1. развивать умение обучающихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;

  1. развивать навыки обучающихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.


1.воспитывать интерес к художественному слову

2. формировать нравственные ценности обучающихся


Личностные:

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

- эстетическое отношение к миру;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе;

Метапредметыне:

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

Предметные:

- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

- сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

- сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

- способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

- овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики;

Тип урока

Форма урока

Педагогическая технология (элемент технологии), если применяются на уроке

Методы урока





Средства обучения

Комбинированный урок

урок-погружение

Элементы технологии личностно-ориентированного обучения (Якиманская И.С.), игровых технологий (П.П. Блонский, Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин и др.), информационно компьютерных технологий обучения (А.В. Ильичев, А.И., Яковлев, В.С. Петровский, Г.К. Селевко)



словесно-наглядный метод;

метод проблемно-поисковый;

метод создания эмоционально-нравственных ситуаций;

метод самоконтроля.

Компьютеры, проектор, экран для демонстрации мультимедийных презентаций, колонки, художественный текст романа Достоевского «Преступление и наказание», видеофрагменты, презентация к уроку.





Ход урока.

  1. Организационный момент (1минута)

  2. Учитель объявляет тему, ставит задачу урока.

Мы с вами познакомились с содержанием одного из самых захватывающих романов Достоевского «Преступление и наказание». Поговорили о судьбах и характерах главных героев, причинах и следствиях их поступков. Чтобы активно начать работу, проведем небольшую викторину. Она позволит вам быстро вспомнить прочитанное и погрузиться в детали романа.

Викторина «В комнате какого героя мы могли бы видеть этот предмет?» (3 минуты)

Сегодня мы обсудим с вами еще одну важную тему, поговорим о роли пейзажа в романе. А для этого вам понадобятся все ваши предыдущие знания.

Что такое пейзаж? Какую роль играет пейзаж в художественном произведении? Где происходит действие романа «Преступление и наказание»? Есть ли в романе описание природы? (В романе часто встречается описание обстановки, в которой живут герои, описание города, в эпилоге Соня и Раскольников беседуют на берегу реки)

Таким образом, вместо привычного описания природы, в романе мы видим описание Петербурга, его улиц, дворов, мостов, площадей. Описание не детальное, а созданное как бы отдельными штрихами. Но подробно, в деталях описывает автор комнаты героев. И в конце романа мы видим с вами героев на берегу реки, на лоне природы. Каким же предстает Петербург в романе? Какую роль играет его описание и описание жилья героев? Почему картины природы появляются только в финале? Чтобы ответить на эти вопросы, мы с вами отправимся сегодня в путешествие по Петербургу 19 века. Но сначала вспомним историю этого города.

Знакомство с исторической справкой.

Город, основанный Петром Великим в 1703 году, был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану.      

На левом берегу Невы Петр I заложил Адмиралтейскую судостроительную верфь. По чертежам Петра строился и "Адмиралтейский дом", которому была придана форма "покоя", то есть широкой буквы "П", раскрытой в сторону Невы.

Строительство шло очень быстро, к нему привлекали большое количество людей. Многие из них погибали в тяжелых условиях. Чтобы сдержать наводнения, берега рек были одеты в гранит.

Как называется город сегодня? Какие имена носил еще? Что означает название Санкт-Петербург?

Санкт (Santa- святой) (лат.)

Петр (Peter- камень, скала) (греч.)

бург (Burg- замок, крепость) (нем.)

Замок святого Петра, святой каменный замок

Кто из вас был в Петербурге? Каким показался вам город?



А каким он был в 19 веке? Кто из русских писателей 19 века запечатлел его в своих произведениях? Конечно А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. (5-6 минут)

Давайте вспомним, каким предстает Петербург в произведениях Пушкина и Гоголя, чтобы иметь возможность сравнить его с Петербургом Достоевского. Для этого послушаем небольшие сообщения ваших товарищей. Пока вы слушаете сообщение, составьте синквейн к выражениям Петербург Пушкина и Петербург Гоголя и запишите их в таблицу опросного листа:

Задание 1.

Петербург Пушкина

строгий, стройный, величественный, великолепный, парадный, нарядный, блистательный, город балов и театров; радует, вдохновляет; поэта на создание прекрасных произведений. Торжество, гордость, праздник.

Петербург Гоголя

яркий, сверкающий, ослепляющий, оглушающий, невероятный, обманчивый, город противоположностей; пугает, обманывает, ослепляет, убивает; маленького человека. Фальшь, обман, иллюзия.

(10 минут)

А каким является Петербург в романе Достоевского? Все эпизоды с описаниями обстановки в городе можно разделить на 3 группы: комнаты героев романа, улицы Петербурга, люди на улицах города. В соответствии с этим, выводы, которые вы сделаете в ходе чтения страниц романа, мы запишем 3 колонки таблицы в опросный лист:


Выводы

Комнаты героев романа


Улицы Петербурга

.

Люди на улицах города




Когда мы впервые сталкиваемся с описанием окружающей обстановки в романе? (в первой главе, город и комната Раскольникова) У вас на столах карточки с цитатами из романа, найдите среди них описание комнаты Раскольникова. По ходу чтения отмечайте в тексте прилагательные цвета.

Читаем ее описание, делаем выводы: в какой обстановке живет герой. Духота, грязь, вонь, замкнутое пространство похожей на гроб клетушки давят на него, вызывают болезненные мысли. Так возникает его теория, а за ней и замысел убийства. А одно преступление влечет за собой следующее.

Герой

Описание комнаты

1.

"Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру..."

"...там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца..." "...дурная квартира...точно гроб..."

"...с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, крашеный стол в углу и, наконец, неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Трудно было более опуститься и обнеряшиться..."

2.

"...Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый».

"...В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма..."

3.

... комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…

…Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула.

…небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.

4.

…Небольшая комната … с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…

…Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель.

В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…

…Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.

(10 минут)

А в каких условиях живут другие герои романа? Отметьте в опросном листе в задании 3 имена героев и номера описания комнат, которые им соответствуют.



№ колонки

1

2

3

4

Имя героя, живущего в комнате

Раскольников

Мармеладовы

Соня

Старуха-процентщица

Читаем описание комнат Сонечки, Мармеладовых, старухи-процентщицы. Делаем выводы, что объединяет все униженных героев грязь, смрад, неуютный, нежилой вид. И только комната старухи другая, ведь она не относится к униженным и оскорбленным.

Жилище Раскольникова и других героев – символ более грандиозной, но такой же душной каморки – большого города. Катерина Ивановна говорит об улицах Петербурга, как о «душных каморках без форточек». В этих грязных комнатах рождаются нездоровые мысли и ужасающие теории. Грязь физическая порождает грязь духовную.

На основе вывода запишите синквейн в таблицу: (комнаты героев маленькие, убогие давят, душат, рождают нездоровые мысли в умах людей. Убогость)

Из душных комнат без форточек, где нечем дышать, герои хотят вырваться и выходят на улицы города. Давайте почитаем несколько описаний улиц Петербурга. Что их объединяет?

«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль... Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершали отвратительный и грустный колорит картины»

"Он был до того худо одет... Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках, пестрили иногда общую панораму такими субъектами, что странно было бы и удивляться при встрече с иною фигурой..."

"...в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость. Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся."

"На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики".

«Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота. Вверх и вниз всходили и сходили дворники с книжками под мышкой, хожалый и разный люд обоего пола — посетители».

«Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора (...)так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчётливо рассмотреть даже каждое его украшение... Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина».



В городе та же грязь, духота, вонь, замкнутое пространство каменных мешков двора. Даже красота города отталкивает и пугает героя. Вывод:

В романе мы встречаемся не с парадной красотой города, а с черными лестницами, облитыми помоями, и дворами колодцами, напоминающими душегубку. Перед нами холодный, мрачный город доходных домов, облупленных стен, грязных углов, невыносимой духоты и зловония.

На основе вывода запишите синквейн в таблицу: улицы города грязные, зловонные отвергают, сводят с ума, провоцируют на ужасные поступки. Беспросветность.

Как чувствует себя Раскольников? Другие герои? (Раскольников подавлен, нездоровая теория маньяка, попытки самоубийства)

Выходя из душной каморки, он оказывается среди людей… Давайте посмотрим, какие люди окружают Раскольникова.

"...я убежден, что в Петербурге много народу, ходят, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге..." (Свидригайлов о Петербурге)

«Около харчевен на нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья Раскольникова не обращали на себя ничьего высокомерного внимания».

«…большая группа женщин толпилась у входа, иные сидели на ступеньках, другие на тротуарах..», собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе, своем бедственном положении и рады поглазеть на происходящее.

На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевский собор. Памятник Петра I, сидящего на вздыбленном коне тревожит и пугает Раскольникова. Перед этой величественностью, мнивший себя сверхчеловеком, он ощущает себя "маленьким человеком". Словно иронизируя над Раскольниковым кто-то ударом кнута по спине вразумляет замешкавшегося на мосту героя, а потом рукой купеческой дочери кидает Раскольникову подаяние. Тот швыряет двугривенный в воду.

На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу. Картину мрачности дополняет духовное одиночество людей в огромном городе. Люди здесь относятся друг к другу с подозрением и недоверием, их объединяют лишь злорадство и любопытство к несчастьям ближнего.

На основе вывода запишите сикнвейн в таблицу: люди на улицах Петербурга несчастные, безутешные, ищут, задыхаются, погибают от нищеты и унижения. Одиночество.

Какие прилагательные цвета вы увидели в цитатах романа?

(желтый, грязно желтый, синий)

Вся обстановка романа показывает нам, что в огромном душном каменном и бесчеловечном городе нет приюта маленькому человеку. Так может, и нет другого выхода, кроме как грабить и убивать? (дискуссия по вопросу: общество больное, но Разумихин не грабит и не убивает, находит выход; Соня смирением и добрыми делами преодолевает все трудности)

Выход показывает нам автор в эпилоге романа. Чем заканчивается роман? (Сначала Раскольников не раскаивается, только винит себя за слабодушие. После болезни и бреда, он понимает, что его теория чудовищна, что он не прав. Он берет у Сони библию, он понимает, что любит ее. Душа его воскресает через любовь и раскаяние. Они говорят на берегу реки, и он словно впервые видит природу. (10 минут)

Раскольников, дитя огромного мрачного города, попав в Сибирь, оказывается в новом для себя мире. Это мир вечно обновляющейся Природы. И здесь, вместе с весною, после болезни охватывает его “необъятное ощущение полной и могучей жизни”. Начинается его новый путь, свободный от своеволия и бунта, путь любви и человеколюбия.

И тут мы видим, что каторга - место, предназначенное для ограничения человеческой свободы, оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческой личности, нежели реальная “воля” большого города.

Достоевский показывает, что озлобленность, бунтарство, неверие в Бога, нарушение христианских заповедей и норм морали ведут к преступлению. А преступление разрушает жизнь не только человека, который его совершил, но и жизнь его близких. Вера в Бога, смирение, трудолюбие, сочувствие ближнему помогают человеку выжить в самых трудных условиях.

Рефлексия: создание синквейна «Петербург Достоевского» (5 минут)



Петербург

грязный, душный

губит, убивает, подталкивает

Раскольникова к созданию ужасающей теории

(картины нищеты и безнадежности)

безысходность

Алгоритм синквейна

Первая строка. 1 слово – понятие (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.



Заключительная часть. Подведение итогов, выставление оценок. Зачитываем несколько синквейнов, выставляются оценки за устную работу и доклады, все обучающиеся сдают опросные карты и получают оценки за работу с синквейнами.

Задание на дом: эссе на тему «Цвет в романе Достоевского «Преступление и наказание»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя