СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока однокоренные слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока.                                                                       

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока однокоренные слова»

Тема урока: Однокоренные слова

Цели урока: совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять корень в словах; развивать мышление.

Ход урока.

I.Орг.момент.

С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!

Девиз урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

-Как вы понимаете эти слова?

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II.Чистописание.

-Сейчас поработаем над чистописанием.

-Зачем оно нам нужно?

-А вот какую будем писать букву, вы узнаете, отгадав загадку

Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает.

(Книга)

-Сегодня мы с вами будем писать букву «К» заглавную и строчную. Пропишите строку этой буквы. Найдите и обведите самые красивые.

-Мы с вами уже знаем части речи. Давайте подберем на букву «К» по два примера разных частей речи, запишем их.

III. Актуализация знаний.

(карточка1)

-Определите закономерность и продолжите ряд своими примерами.

-Какая закономерность в строках? Зачитайте свои примеры.

IV. Самоопределение к деятельности.

-Прослушайте сказку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- А я тоже корень, - отвечает другой.
- Я в земле живу, сказал первый, - а ты где живешь?
- А я живу в словах,- ответил второй.
- Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый. - Вот я корень так корень!
- Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?
- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй.
- От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло из одного корня ЛЕС.
- Подумаешь! - не унимается первый. - Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов даже не съешь!
- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! Не сдается второй.
Услышали их спор люди и говорят:
- Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.

Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.

-Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке?(Об однокоренных словах)

Также как и у кустов, корень даже есть у слов!

-Сформулируйте тему и цели урока.

-Тема нашего урока «Однокоренные слова», цели нашего урока: будем учиться находить, образовывать однокоренные слова, правильно выделять корень слова. Учиться отличать однокоренные слова от других слов с такими же корнями

V. Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику.

-Откройте учебники на странице 61, упражнение 107.

-Прочитайте однокоренные слова в правом столбике.

-Определите, что обозначает каждое слово. (Березка- маленькая береза, березняк- березовый лес, подберезовик- гриб, который растет под березой )

-А что общего в лексическом значении этих слов(все эти слова каким-то образом связаны со словом «береза»

-Что общего в написании всех этих слов?

-Как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» это общее значение?

-Прочитайте предложение. Найдите в нем слова, однокоренные словам из правого столбика. Докажите, что эти слова однокоренные.

-Запишите однокоренные слова с корнем берез.

-Прочитайте ниже сведения о языке, отметьте галочкой, чтобы не забыть выучить дома.

- Какие слова называются однокоренными?

-Как пишется корень в однокоренных словах?

2. Игра «Один лишний»

(карточка2)

-А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть?(Нет)

-Что у них еще должно быть?(Общее значение)

-Найдите лишнее слово в каждой группе слов. В однокоренных словах обозначьте корень.

V. Физминутка.

VI. Закрепление.

1)Игра «Найди родственников»

-Сейчас я вам каждому раздам по одному слову. Вы должны к своему слову подобрать однокоренные слова из слов, которые находятся на доске.

2)Работа со словом из словаря.

-Отгадайте загадку

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали-

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети? (Картофель)

-Запишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

-Составьте предложение со словом картофель, запишите.

-Запомните написание этого слова.

VII. Рефлексия.

-Спишите однокоренные слова, выделите в них корень. (карточка 3)

-Какие слова называются однокоренными?

-Как пишутся корни в однокоренных словах?

-Оцените свою работу на уроке.

VIII. Итог урока. Д/з.

-О чем мы с вами говорили на уроке?

-Что такое однокоренные слова? (Слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)

Домашнее задание упражнение 109 с. 62. Необходимо слова разделить на группы однокоренных слов.