Тема урока: Однокоренные слова
Цели урока: совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять корень в словах; развивать мышление.
Ход урока.
I.Орг.момент.
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
Девиз урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
-Как вы понимаете эти слова?
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II.Чистописание.
-Сейчас поработаем над чистописанием.
-Зачем оно нам нужно?
-А вот какую будем писать букву, вы узнаете, отгадав загадку
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
-Сегодня мы с вами будем писать букву «К» заглавную и строчную. Пропишите строку этой буквы. Найдите и обведите самые красивые.
-Мы с вами уже знаем части речи. Давайте подберем на букву «К» по два примера разных частей речи, запишем их.
III. Актуализация знаний.
(карточка1)
-Определите закономерность и продолжите ряд своими примерами.
-Какая закономерность в строках? Зачитайте свои примеры.
IV. Самоопределение к деятельности.
-Прослушайте сказку и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Встретились однажды корень куста и корень слова.
- Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?
- А я тоже корень, - отвечает другой.
- Я в земле живу, сказал первый, - а ты где живешь?
- А я живу в словах,- ответил второй.
- Ну, какой же корень может жить в словах! - усмехнулся первый. - Вот я корень так корень!
- Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?
- Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй.
- От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло из одного корня ЛЕС.
- Подумаешь! - не унимается первый. - Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов даже не съешь!
- А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, ни фруктов, ни ягод даже и назвать-то нельзя! Не сдается второй.
Услышали их спор люди и говорят:
- Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно.
Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть тоже общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли.
-Кто догадался, о чем пойдет речь на нашем уроке?(Об однокоренных словах)
Также как и у кустов, корень даже есть у слов!
-Сформулируйте тему и цели урока.
-Тема нашего урока «Однокоренные слова», цели нашего урока: будем учиться находить, образовывать однокоренные слова, правильно выделять корень слова. Учиться отличать однокоренные слова от других слов с такими же корнями
V. Работа по теме урока.
1.Работа по учебнику.
-Откройте учебники на странице 61, упражнение 107.
-Прочитайте однокоренные слова в правом столбике.
-Определите, что обозначает каждое слово. (Березка- маленькая береза, березняк- березовый лес, подберезовик- гриб, который растет под березой )
-А что общего в лексическом значении этих слов(все эти слова каким-то образом связаны со словом «береза»
-Что общего в написании всех этих слов?
-Как называется общая часть однокоренных слов, которая «хранит» это общее значение?
-Прочитайте предложение. Найдите в нем слова, однокоренные словам из правого столбика. Докажите, что эти слова однокоренные.
-Запишите однокоренные слова с корнем берез.
-Прочитайте ниже сведения о языке, отметьте галочкой, чтобы не забыть выучить дома.
- Какие слова называются однокоренными?
-Как пишется корень в однокоренных словах?
2. Игра «Один лишний»
(карточка2)
-А достаточно ли однокоренным словам иметь общую часть?(Нет)
-Что у них еще должно быть?(Общее значение)
-Найдите лишнее слово в каждой группе слов. В однокоренных словах обозначьте корень.
V. Физминутка.
VI. Закрепление.
1)Игра «Найди родственников»
-Сейчас я вам каждому раздам по одному слову. Вы должны к своему слову подобрать однокоренные слова из слов, которые находятся на доске.
2)Работа со словом из словаря.
-Отгадайте загадку
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали-
Не одну нашли, а десять!
Как ее названье, дети? (Картофель)
-Запишите это слово в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
-Составьте предложение со словом картофель, запишите.
-Запомните написание этого слова.
VII. Рефлексия.
-Спишите однокоренные слова, выделите в них корень. (карточка 3)
-Какие слова называются однокоренными?
-Как пишутся корни в однокоренных словах?
-Оцените свою работу на уроке.
VIII. Итог урока. Д/з.
-О чем мы с вами говорили на уроке?
-Что такое однокоренные слова? (Слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)
Домашнее задание упражнение 109 с. 62. Необходимо слова разделить на группы однокоренных слов.