Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Солнце, растение и человек».
Подготовил учитель начальных классов
Николаева Л.В
2021г.
3- Б класс
урок новых знаний
Тема. Солнце, растения и человек
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем.
Задачи:
1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,
показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений
и живых организмов Земли.
2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление
учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3) Воспитывать позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты обучения:
Личностные
Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации по данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логического мышления учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
У учащихся будут формироваться элементы сознательного отношение к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Учащиеся:
- будут учиться формировать поставленную проблему , осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
-получат возможность ознакомления со способом дыхания и способом питания между живой и неживой природой.
-будут учиться самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся:
-будут учиться формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- будут учиться формировать умение договариваться,
-находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
Регулятивные УУД:
Учащиеся:
- будут учиться контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-будут учиться адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Предметные результаты:
Учащиеся:
-будут развивать умение делать выводы на доступные детям изучаемые темы;
-приобретут навыки нахождения взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений
и живых организмов Земли.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков;
технологическая карта урока;
схемы, раздаточный материал, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)
Учитель:
-Хочу поприветствовать вас стихотворением
Мы сегодня с вами будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Учитель:
Надеюсь на вашу помощь на уроке.
Ум - хорошо, а два - ещё лучше. Настраиваемся на активную работу, ведь дорогу осилит идущий.
II. Актуализация знаний.
Учитель:
На прошлом уроке, какую тему мы изучили с вами?
Тему «Разнообразие растений», сейчас проверим, как вы усвоили эту тему.
Перед вами технологическая карта урока. Вы самостоятельно выполните задания 1 и 2 , сверитесь по эталону и оцените себя. Приступаем.
Самопроверка сравнение с эталоном
Назови группы растений:
*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)
* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)
*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)
* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения) Слайд№1
Учитель:
Проверим ваши ответы. Слайд №2
1. У хвойных растений нет листьев, а есть листья - хвоинки.
2. У лиственницы листья опадают осенью.
3. Хвойные растения не цветут.
4. У хвойных растений нет плодов
III. Мотивация и самоопределение учебной деятельности
Учитель:
Вы хорошо поработали молодцы!!!! Я хочу загадать вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке (учитель во время разгадывания загадок прикрепляет к доске слова - отгадки).
Отгадывание загадок:
1. Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт.
2. Вокруг нас растут, цветут,
Кислород всем нам дают.
3. Может сеять и пахать,
И машиной управлять,
Ну, а если захотите
Может в облака слетать.
Учитель:
Какие слова у вас получились?
Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. Слайд №3
Учитель:
- Это и есть тема нашего урока
-прочитайте тему урока. Слайд 4 («Солнце, растения и человек».)
Учитель:
На какие две группы можно распределить данные понятия?
- Солнце – неживая природа, человек и растения – живая природа.
_ Назовите признаки живой природы.
(дыхание , питание, рост, развитие, размножение)
Учитель
Для того чтобы расти и развиваться нужно дышать и питаться.
- Какие вопросы у вас возникли к данной теме? Как растения дышат? И как растения питаются?
_ Давайте послушаем ваши версии ( Растения дышат корнями и листьями, питание получают из земли с помощью корня….)
Учитель
Возникает такой вопрос…
Сахара и крахмала в почве нет, а в растениях они есть.
Мотивация
Вы хотите узнать, как растения получают эти питательные вещества?
- Сегодня мы ответим на этот вопрос. Попробуем с вами стать исследователями.
- Прогнозирование целей урока учащимися
Учитель:
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Ответы детей.
Учитель:
Какие цели мы поставим перед собой?
Узнать, как растения дышат? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни растений?
IV Изучение нового материала
Дыхание растений
Учитель:
Может кто-то ответит на этот вопрос?
(учитель рассказывает и моделирует на доске схему дыхания растений)
-Растения из воздуха поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
Причем делают это не только листья, но и корни.
Модель дыхания на доске строит учитель
Учитель
-Растения из воздуха поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат кислородом и выделяют углекислый газ.
Как называется процесс, при котором растения поглощают кислород и выделяют углекислый газ?- (ДЫХАНИЕ)
2. Питание растений.
Объяснение учителя.
Учитель:
– Вы теперь знаете, как дышат растения.
– О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)
– Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)
-Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?
Ведь их в природе нет, а в растениях есть?
Долгое время ученые не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана.
Слайд 6
Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.
– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины.
-Почему люди и животные не могут жить без растений?
-Сейчас вы поработаете с учебником.
Работа с учебником. Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого - биолога» стр. 74. Слайд 7.
Учитель:
– скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)
– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений.
- Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)
– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений?
Рассказы учеников:
– Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.
- Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.
V. Физкультминутка.
Работа в группах
Учитель
-Смоделируйте в группе схему питания
Учащиеся собирают модель питания растений
Учитель:
Продолжим наши исследования.
VI. Закрепление изученного материала
– Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.)
- Заполните самостоятельно схемы дыхания и питания растений Работа в технологической карте урока задание 3. Самопроверка по эталону .Слайд 8-9
.
Задание 4 Указать стрелками правильный ответ.
* Процесс, при котором растение
поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.
* Процесс, при котором растение
поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. --------- Питание.
Проверка: Слайд 10.
Учитель:
-Какой вывод мы получили?
Вывод – чтение с доски. Слайд11 .
3.Работа над проектом.
-Я предлагаю вам заняться настоящей исследовательской деятельностью.
Мы с вами уже начали работу над проектом «Живой подарок» Слайд 12
У вас на столах лежат памятки по проекту.
Посовещайтесь в группе и доложите о том, какую работу мы с вами провели по проекту, что уже сделали.
-Наденьте перчатки, мы будем с вами осуществлять 2 этап проекта (практический)
-Возьмите луковицы гиацинта в руки. Найдите донце, оно более уплотненное, сейчас мы посадим наши луковицы, заглубим луковицу в почву так, чтобы третья часть осталась на поверхности. Почву вокруг луковицы уплотним пальцами.
Поместим горшок с луковицей в темный полиэтиленовый пакет, и вы заберете его домой на 2,5 месяца.
- Снимите перчатки.
III этап проекта вы будете проводить дома самостоятельно, наблюдая за влажностью почвы в горшке и за укоренением луковицы.
VII. итог урока.
Слайд 13
Учитель:
- Уметь выращивать растения - это значит быть счастливым. Так гласит восточная мудрость .
– Я надеюсь, что вам понравится заниматься выращиванием растений и вы будете правильно это делать. Сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к растениям.
VIII. Домашнее задание: Слайд 14
Учитель: Продолжить работу над проектом.
учебник, с. 74–77, рабочая тетрадь с.44;
-составить схему на тему: «Что дают растения животным и человеку» ( раб. т. с.44 №4)
- (раб.т. с.44 №5)
IΧ. Рефлексия. Слайд 15
Учитель:
Проанализируйте свою работу на уроке.
Выберите букву, если это утверждение к концу урока к вам относится.
У – у меня многое получилось.
Р – работал с удовольствием.
О – одноклассники доставили удовольствие своей работой.
К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.
Слайд 15
Учитель:
Я благодарю вас за работу на уроке.
Выставление отметок.
Урок окончен. Спасибо всем за работу.