Разработала и провела Винидиктова Ю.Н.,
учитель начальных классов МБОУ «Рыльская СОШ №4»
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 класс
Автор УМК: А. А. Плешаков
Тема урока: Урок – исследование «Что такое почва?»
Тип урока: Урок изучения нового матери
Цели:
Образовательные:
- сформировать представление о почве, её составе;
- выявить в ходе опытов состав почвы;
- продолжить обучение учащихся постановке опытов и формулировке их результатов.
Развивающая:
- развивать умение работать с научным текстом;
- выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой;
- делать выводы на основе проведённых опытов;
- развивать познавательный интерес, речь, мышление наблюдательность учащихся; умения доказывать выдвигаемые предположения;
- развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов.
Воспитательная:
воспитывать коммуникативные качества, сотрудничество, в процессе постановки опытов – организованность, аккуратность;
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе, родному краю.
Формировать УУД:
Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами.
Планируемые результаты:
Предметные: что такое почва, состав почвы, значение плодородия почвы для жизни растений, животные почвы, охрана почвы.
Личностные: умение проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности.
Метапредметные:
Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять, высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их, исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез, анализировать схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке.
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия.
Осуществлять запись информации, использовать модели, схемы для решения учебных задач, строить сообщения в устной и письменной форме устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать.
Основные понятия: почва, состав почвы, плодородие почвы, образование и разрушение почвы, охрана почвы.
Оборудование: почва на тарелках, прозрачные стаканы с водой, палочки, у учителя набор химической посуды, ноутбук, мультимедиапроектор, презентация. Ход урока |
I. Мотивация к учебной деятельности.
-Чтобы узнать тему урока нужно отгадать загадку.
Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
А называется.....
- А, что вы представляете , когда говорите слово земля? Сколько значений имеет слово земля? СЛАЙД 1
-Это и название планеты, на которой мы живём.
-Это и суша.
II. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня будем говорить о земле, на которой все растёт, о нашей кормилице.
- Как вы думаете, о какой земле пойдёт сегодня речь на уроке?
- Какое научное название этого слова?
Главное слово на уроке – ПОЧВА
III. Постановка учебной задачи
-Что вы знаете о почве?
-Что бы вы хотели узнать?
- Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: (на доске)
1. Что такое …….?
2. Из чего …….. почва?
3. …………. почвы.
4. Кто ……… в почве?
Тема урока: "Что такое почва"
- Сегодня мы узнаем состав и свойства почвы.
IV . Поиск решения проблемы.
Самостоятельная работа в группах.
Предлагаю вам на 1 вопрос попробовать ответить самостоятельно.
-Повернитесь друг к другу, образуйте 4-ки., обсудите, как вы понимаете, что такое почва.(1мин)
-Что у вас получилось?
Где можем узнать правильное определение?
-Найдите и сравните определение «почва» в учебнике с. 64
- У кого был верный или похожий ответ? Молодцы!
-Что значит плодородный?
Прочитайте, как в словаре. СЛАЙД 3
-Это основное свойство почвы.
-Почему же почва плодородна ?
-Почему на ней вырастает богатый урожай?
- Выскажите ваше мнение. (дети высказывают свои предположения)
- Чтобы узнать так ли это, изучим состав почвы.Побываем в роли исследователей.
И как все учёные исследователи мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности при работе с приборами.
-Кто напомнит правила?
V. Практическая работа
Работа в группах
Приступим к нашему научному исследованию по плану:
1.Опыт
2.Сделаем вывод.
2.Записываем результат в тетрадь.
Опыт 1 СЛАЙД4
Берём стакан с водой. Бросаем комочек сухой почвы. Что наблюдаем?
–Для чего нужен воздух в почве?
Опыт 2 СЛАЙД5
Докажем, что в почве есть вода. Возьмём бумажную салфетку. Положим на неё немного почвы. Сильно сожмём. Стряхнём почву. Что осталось на салфетке?
-Для чего нужна вода в почве?
Опыт 3 СЛАЙД6
Почву в пробирке начнём нагревать на огне. Почувствуем запах. Значит есть перегной.который образуется из остатков растений и животных. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Перегной придаёт почве тёмный цвет.
Опыт 4 СЛАЙД7
Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой и размешать. Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина).
Песок и глина-основа почвы.
Опыт 5СЛАЙД8
Размешаем почву с водой стеклянной палочкой. Профильтруем раствор. Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарится. Что осталось на стекле? Это минеральные соли. Мин. соли -питательные вещества, без которых растение не может жить.
VI. Первичное закрепление с комментарием во внешней речи.
-Мы завершили наше исследование.
- Какова была цель нашего исследования?
- Что мы хотели узнать?
-Мы исследовали почву и заполнили таблицу «Состав почвы». Что нам стало ясно из этих опытов?
-Какой вывод мы сделаем?
- Из чего состоит почва?
ВЫВОД: В состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, минеральные соли и микробы.
VII. Работа по учебнику.
- Сверимся с выводом в учебнике с 66 2 абзац.(дети читают)
- Всё это необходимо для роста растений.
Первичное закрепление
( ФИЗМИНУТКА)
Игра-хлопки. Есть -хлопаем.
Песок, стекло. глина, вода, воздух, бумага, целлофановые пакеты, перегной.
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторений
Кто может назвать животных живущих в почве?
-Посмотрите в учебнике с 64
-Какую роль они играют для почвы?
Прочитайте в учебнике с 66 (послед абзац)
-Какую роль играют животные?
Работа над пословицей.
- Объяснить смысл пословицы : СЛАЙД 9
ДОБРАЯ ЗЕМЛЯ БОЛЬШЕ ПОДНИМЕТ.
-Прочитайте сведения о почве.
-Что узнали?
СЛАЙД 10
- 1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет.
-Нужно ли почву охранять?
-Что может погубить почву?
-Охраняется ли почва у нас в окрестностях города??
СЛАЙД 11 (ТАБЛИЧКА)
Прочитайте о чём она.
-Посмотрите на портрет. Это учёный Василий Васильевич Докучаев он изучал почву.
Послушайте сообщение о нем (выступает ученик)
Вот и подошёл к концу наш урок.
IX. Рефлексия.
Оцените себя и дайте аргументированный ответ.
Своей работой на уроке я…..
Урок для меня показался…..
Материал урока мне был…..
Мое настроение….
X. Итог урока.
- Какую тему изучали?
- Какую проблему рассматривали?
- Можем ли мы ответить на основные вопросы урока:
- Что такое почва?
- Что входит в состав почвы?
- Что нового узнали?
- Что понравилось на уроке?
XI. Домашнее задание. (инструктаж)
- Всем спасибо за плодотворную работу на уроке.