СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Параллелепипед"

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Параллелепипед"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема «Параллелепипед. Прямоугольный параллелепипед. Куб»

Цели урока:

  • Рассмотреть понятие параллелепипеда и его видов;

  • закрепить знания о свойствах при решении задач обязательного уровня;

Обучающие:

  • рассмотреть понятие параллелепипеда и его видов;

  • доказать свойства параллелепипеда;

  • дать определение прямоугольного параллелепипеда и доказать его свойство диагоналей;

  • рассмотреть примеры применения свойств в решении задач;

Развивающие:

  • способствовать развитию внимания, умений сравнивать, классифицировать, выделять главное;

  • переносить знания в новую ситуацию;

  • анализировать условие задачи;

  • логического мышления, математической речи;

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию интереса к математике;

  • содействовать воспитанию графической культуры;

  • содействовать воспитанию культуры речи учащихся, умения общаться.


Тип урока: изучение нового материала.


Оборудование: учебник А. В. Погорелова «Геометрия 10-11», модели геометрических тел, раздаточный материал: таблица сравнения параллелепипедов.


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изучение нового материала

  4. Первичное закрепление знаний

  5. Подведение итогов

  6. Домашнее задание


Ход урока:

  1. Организационный момент

Проверка готовности помещения к уроку, приветствие учеников, проверка посещаемости.


  1. Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы знакомились с многогранниками – представителями геометрических тел, а именно с призмой. Сегодня продолжаем изучение призм, подробнее изучим знакомый из школьного курса математики параллелепипед, предварительно вспомнив главное о призме.

Что называют призмой? (Призмой называется многогранник, который состоит из двух плоских многоугольников, лежащих в разных плоскостях и совмещаемых параллельным переносом, и всех отрезков, соединяющих соответствующие точки этих многоугольников).

Среди представленных моделей выберите призмы (Учащиеся выбирают призмы, оставляя пирамиды и тела вращения).

Показываю учащимся модель призмы и прошу рассказать как изобразить эту призму на листе в тетради.

Расскажите алгоритм построения призмы? (В соответствии с правилами параллельного проектирования изображение призмы строится следующим образом. Сначала строится одно из оснований Р. Это будет некоторый плоский многоугольник. Затем из вершин многоугольника Р проводятся боковые ребра призмы в виде параллельных отрезков равной длины. Концы этих отрезков соединяются, и получается другое основание призмы. Невидимые ребра проводятся штриховыми линиями).

Разделите призмы на две группы, предварительно выбрав основание классификации Обсудив, что можно выбрать в качестве основания для классификации, выбираем многоугольник, лежащий в основании. Учащиеся выбирают группу моделей, в основании которых лежит параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат).

На какие еще группы можно еще разделить выбранные модели? ( Прямые и наклонные)


  1. Изучение нового материала

Перейдем к изучению новой темы: Параллелепипед. Прямоугольный параллелепипед. Куб.

Разделив модели, мы получили различные параллелепипеды.


Сформулируем определение параллелепипеда.

Параллелепипед — призма, основанием которой служит параллелограмм, или (равносильно) многогранник, у которого шесть граней и каждая из них — параллелограмм.

Сформулируем определение прямоугольного параллелепипеда.

  1. Через прямой параллелепипед: Прямоугольный параллелепипед – это прямой параллелепипед, у которого в основании прямоугольник

  2. Через параллелепипед: Прямоугольный параллелепипед – это параллелепипед, который является прямым, а в основании лежит прямоугольник

  3. Через призму: Прямоугольный параллелепипед – это четырехугольная призма, которая является прямой, в основании которой лежит прямоугольник.

Дадим различные определения куба.

  1. Через прямоугольный параллелепипед: Куб – это прямоугольный параллелепипед с равными ребрами.

  2. Через параллелепипед: Куб - это параллелепипед, у которого все грани квадраты.

  3. Через призму: Куб – это четырехугольная призма с равными ребрами.

Ребята! При решении задач очень важно правильно истолковать условие задачи, а именно хорошо понимать, о каком параллелепипеде идет речь. Предлагаю заполнить такую сравнительную таблицу: самостоятельно( в парах) с последующей проверкой.

Сравнительная характеристика параллелепипеда и прямоугольного параллелепипеда:


Параллелепипед

Прямоугольный параллелепипед

Вид

Прямой или наклонный

Всегда прямой

Основание

Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат

Прямоугольник или квадрат

Высота

Длина перпендикуляра между основаниями, либо длина бокового ребра

Длина перпендикуляра между основаниями, либо длина бокового ребра


Переходим к рассмотрению основных свойств параллелепипеда.
  1. У параллелепипеда противолежащие грани параллельны и равны.

Дано: ABCDA1B1C1D1 – параллелепипед, основание - параллелограмм

Доказать: ADD1A1=CBB1C1, ADD1A1||CBB1C1

Предложить провести доказательство учащимся. Если есть варианты доказательств, то заслушать их. Если полных версий нет, то проводится беседа, после чего излагается полное доказательство.

Д оказательство: Рассмотрим две противолежащие грани параллелепипеда. Так как все грани параллелограммы, то AD||BC, AA1||DD1, следовательно, плоскости граней параллельны. Так как грани параллелограммы, то AB, A1B1, D1C1, DC параллельны и равны, значит грани равны.


2.Диагонали параллелепипеда пересекаются в одной точке и точкой пересечения делятся пополам.

Предложить провести доказательство учащимся. Если есть варианты доказательств, то заслушать их. Если полных версий нет, то проводится беседа, после чего излагается полное доказательство.

Учащиеся делаются рисунок в тетради, один ученик выходит к доске. Ученики строят параллелепипед. Далее проводятся две пересекающиеся диагонали параллелепипеда. Раз прямые пересеклись, значит, они задают плоскость (две пересекающиеся прямые задают плоскость). Достраиваем рисунок до сечения. В сечении получился параллелограмм. А в параллелограмме диагонали точкой пересечения делятся пополам.

Т еперь мы рассмотрим теорему, справедливую только для прямоугольного параллелепипеда.

Теорема. В прямоугольном параллелепипеде квадрат любой диагонали равен сумме квадратов трех его измерений.

Дано: ABCDA1B1C1D1 - прямоугольный параллелепипед; основание – прямоугольник

x, y, z - три его измерения.
Доказать:
Квадрат диагонали параллелепипеда равен сумме квадратов трех его измерений
(AC12=CC12+AB2+BC2)

П редложить провести доказательство учащимся. Если есть варианты доказательств, то заслушать их. Если полных версий нет, то проводится беседа, после чего излагается полное доказательство. Доказательство:
1) AB, CB, CC1 - ребра. Их длины являются линейными размерами параллелепипеда. AB = x, CC1 = y, BC = z
2) Рассмотрим DAC1C: ÐC1CA = 90° т.к. СC1^ABCD, Þ CC1^ ACÌ(ABCD)
По теореме Пифагора: AC12 = AC2 + AC12
3) Рассмотрим DABC: ÐCBA = 90° (ABCD - прямоугольный по условию )
По теореме Пифагора: AC2 = BС2 + AB2
AC12=CC12+AB2+BC2

Сформулировать теорему для куба: d2=3a2.

  1. Первичное закрепление знаний

А сейчас переходим к решению задач по теме «Параллелепипед».

Задача, на применение свойств параллелепипеда.

№ 26. У параллелепипеда три грани имеют площади 1м2, 2 м2, 3м2. Чему равна полная поверхность параллелепипеда?

Решение:

У параллелепипеда противоположные грани равны, а значит, имеют равные площади. Так что данный параллелепипед имеет две грани с площадью 1м2, две грани с площадью 2м2 и две грани с площадью по 3м2. Так что площадь полной поверхности S=2*(1+2+3)=12(м2)

Ответ: 12 м2

№29. В прямом параллелепипеде стороны оснований 6 м и 8 м образуют угол 30о, боковое ребро равно 5м. Найдите полную поверхность этого параллелепипеда.

Решение:

Полная поверхность прямого параллелепипеда равна Sполн=2Sосн+Sбок

Площадь параллелограмма ABCD , являющегося основанием , равна Sосн=AB*AD*sin30o=6*8*1/2=24

Площадь боковой поверхности равна Sбок=p*l=2(AB+BC)AA1=2*(6+8)*5=140

Так что Sполн=2*24+140=188

Ответ:188


  1. Подведение итогов

Понятия параллелепипед и прямоугольный параллелепипед вам известны из предыдущего курса математики и из жизненной практики. Какие их свойства вам были уже известны (без доказательства), а о каких вы узнали впервые? (Учащиеся формулируют свойства граней, а в качестве нового формулируют свойство диагонали прямоугольного параллелепипеда).

Давайте с вами составим синквейн на тему «Параллелепипед» как итог нашего урока.

Пример:

  1. Параллелепипед

  2. Прямоугольный, прямой.

  3. Строить, вычислять, сравнивать.

  4. Я узнал о параллелепипеде.

  5. Призма

  1. Домашнее задание

п.45, п.46, задачи: 30,37.