Морские песни
Песня морякам нужна была, чтобы облегчать работу и достигать единого такта при гребле веслами или вообще любой тяжелой коллективной работе. Иногда это пение носило характер заклинания, которые произносились нараспев матросами.
Некоторые песни состояли из запева и припева, другие - из возгласов и употреблялась тогда, когда снасть тянули до места толчками, рывками. В России на императорском флоте ничего подобного не было, строжайшее требование состояло в соблюдении при работе на корабле совершенной тишины, чтобы матрос не пропустить очередную команду. При необходимости такт давался дудкой либо особым присвистом.
Однако русский матрос любил пение и пел в отведенные на то часы (обычно с 6 до 7 вечера). Эти концерты были очень популярны и любимы командой. Во время заграничных плаваний можно было наблюдать, как десятки шлюпок окружают русский военный корабль, стоящий где-нибудь в тропиках или на Средиземном море, и туземцы шумно благодарят наших матросов за чудное пение. Бывали даже случаи, когда с берега приходили запросы: будет ли концерт? Особенно славилась этим эпоха парусно-парового флота, именно тогда были созданы дошедшие до наших, времен русские морские профессиональные песни. Как правило, матросы не любили солдатских хоровых песен и пели их только по принуждению. Они любили свои морские песни или напевы, пришедшие из родных мест.
Большое влияние на характер песен оказывали сами исполнители. Если было в команде много украинцев, пелась песня «Ревет и стонет Днепр широкий»; если были русские из средней полосы — «Среди долины ровныя»; коли попадались сибиряки — лилась широкая, звучная, полная собственного достоинства песня «Сто верст не расстояние».
Вопросы: 1. Зачем нужны песни морякам? Из чего они состояли?
2. Что было императорском флоте России? Как матросы России относились к пению? Приведи примеры.
3.Что влияло на характер русских матроских песен?
Задание: распредели должности экипажа судна и их обязанности ( слово – цифра)
Боцман, вахтенный, капитан, кок, лоцман, матрос, рулевой, механик,
сигнальщик, шкипер, штурман, юнга, старпом (старший помошник)
1.передает сообщения на корабль или берег сигнальными флагами.
2.капитан гражданского судна.
3.следит за порядком, старший офицер. Знать имена всех матросов и офицеров
4.повар на судне
5.управляет ходом судна, стоя у штурвала.
6.мальчик на корабле, обучающийся морскому делу.
7.заменяет капитана, если тот не в состоянии управлять кораблем
8.судоводитель. прокладывать курс корабля, следит за навигационными приборами
9. рядовой, выполняет все работы
10.специалист по всем судовым механизмам и системам
11.знает береговую обстановку, проводит суда в опасных местах
12."стража, караул"
13.главная должность на судне
БОЦМАН — следит за порядком, старший офицер. Знать имена всех матросов и офицеров
ВАХТЕННЫЙ — "стража, караул"
КАПИТАН — единоначальник на судне
КОК — повар на судне,
ЛОЦМАН — знает береговую обстановку, проводит суда в опасных местах
МАТРОС – рядовой, выполняет все работы
РУЛЕВОЙ — управляет ходом судна, стоя у штурвала.
СИГНАЛЬЩИК — передает сообщения на корабль или берег семафорим или сигнальными флагами.
ШКИПЕР — капитан гражданского судна.
ШТУРМАН — судоводитель. прокладывать курс корабля, следит за навигационными приборами
ЮНГА — мальчик на корабле, обучающийся морскому делу.
СТАРПОМ (СТАРШИЙ ПОМОШНИК)– заменяет капитана, если тот не в состоянии управлять кораблем
МЕХАНИК – специалист по всем судовым механизмам и системам.