По МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания
______________ Еременкова В.П.
________ Галицкая Л.Д.
_______Шалдаева В.В.
развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, фонематический слух; прививать интерес к предмету.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок обучения грамоте проведу у вас я, меня зовут Вероника Павловна. Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Будем четко говорить И не будем мы спешить. - Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке, садитесь. - Ребята, проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: карандаши цветные, простой карандаш, ручка, тетрадь и Азбука. -Какие главные три правила на уроке письма? (правильно сидеть, наклон тетради, держать ручку) -Проверяем посадку: Ноги на пол мы поставим, Спинки все мы разогнем, Локотки на стол поставим, Домик к носу подведем. Руку левую на стол, Сверху правую кладем. | /Дети приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку./ - Правильно сидеть, наклон тетради, держать ручку. | Регулятивные: организовать свое рабочее место под руководством учителя Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности, определение темы и задач урока. | – Ребята, сегодняшний урок мы начнём с загадок. Послушайте внимательно первую загадку: - Не летает, не жужжит – Жук по улице бежит. И горят в глазах жука два блестящих огонька. - Что это, ребята? - Правильно, это машина. - Сколько слогов в слове машина? - Какой слог ударный? - Давайте выделим начальный звук в слове машина. Произнесём. - Охарактеризуйте этот звук. -Какой буквой на письме, обозначаем этот звук? - Каким цветом обозначен в схеме этот звук? - Всё верно, молодцы. - Послушайте вторую загадку: - Вперевалку зверь идёт По малину и по мед. Любит сладкое он очень. А когда приходит осень, Лезет в яму до весны, Где он спит и видит сны. - Ребята, кто догадался, кто же это? - Правильно, медведь. - Давайте разделим слово на слоги, мед-ведь, сколько слогов? - Какой слог ударный? - Давайте произнесём слово и выделим в слове первый звук. - Дайте характеристику этому звуку. - Ребята, а вы знакомы с буквой М? - А вы умеете её писать? - Кто догадался, какая тема будет нашего сегодняшнего урока? - Правильно, а для того чтобы понять, какую букву сегодня будем учиться писать, откройте свои прописи на странице 6. - Так какую букву строчную или заглавную, мы будем сегодня учиться писать? - Всё верно. | /слушают/ - Машина. - Три слога. - Второй слог. - Машина. Ммм. Звук [м] - Звук [м], согласный, твёрдый. - Буквой М [эм] - Синим. /слушают/ - Это медведь. - Мед-ведь. - Два слога. - Медвеедь, второй слог. - Медведь, Ммм. Звук [м’] - Звук [м’]. Согласный, мягкий. - Да. - Нет. - Написание буквы м. /Открывают прописи/ - Строчную букву м. | Регулятивные: ·принимать и сохранять учебную задачу; ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Познавательные: ·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные: ·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
1. Рассматривание рисунка в прописи. Анализ его частей, вычленение знакомых элементов. Обведение и штриховка рисунка целиком или по частям. | Найдите на странице рисунок моряка. Из каких частей состоит его костюм? - Найдите кофту. Заштрихуйте всю кофту прямыми линиями сверху вниз синим карандашом. /Учитель показывает на доске./ - А штаны, заштрихуйте прямыми линиями слева на право зелёным карандашом. /Учитель показывает на доске./ - Кто догадался, почему мы работали и с синим и с зеленым карандашом? - Возьмите синюю ручку и напечатайте букву м на головном уборе нашего моряка. Красиво получилось? | - Головной убор, кофта и штаны. - Буква м может обозначать и твердый звук и мягкий. - Да. | Личностные: -способность к самооценке Регулятивные: ·планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации ·принимать и сохранять учебную задачу; ·учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Правильно сидеть при письме, держать ручку, применять эти знания при выполнении письменного задания, правильно ориентироваться на странице прописей и тетради |
2. Показ образца рукописной буквы, сравнение её с печатной. | Сравниваем печатную (на плашке) и письменную строчную буквы м. - Посмотрите на слайд, и скажите что на нём изображено? - Чем они похожи? - Чем они отличаются? | - Печатная и письменная буквы м. - По высоте, обе заглавные, количество элементов - В печатной – прямые линии, в письменной – плавные , с наклоном. | Познавательные: ·строить сообщения в устной форме -осуществлять анализ - Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Коммуникативные: •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
3. Рассматривание буквы, вычленение знакомых элементов. | - Сколько элементов в строчной букве м? - Как они называются? - Обведите эти три элемента вверху в прописи: 1 – снизу в вверх с закруглением; 2 – сверху вниз, закругляя вправо; 3 – сверху вниз, закругляя вправо. | - Три - Прямые с закруглением /Обводят/ | |
4. Рисование узора. | - Рассмотрите узор в широкой строке. На что он похож? - А чем он похож на букву «м»? -Волну, как и в букве, будете обводить слева направо, как показывает стрелка. Обведите. | - На волну - Эти волны, как первый и последний элемент в букве м. /Обводят/ | |
5. Пальчиковая разминка | - Молодцы, ребят, а теперь давайте проведём пальчиковую гимнастику. Мы капусту рубим-рубим (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнём-мнём («мнут капусту») Мы капусту солим-солим («берут» щепотку соли и «солят»)Мы капусту жмём-жмём (сгибание и разгибание кистей рук) | /Повторяют движения за учителем/ | Регулятивные: Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные: Умение слушать; |
6. Предварительный показ учителем написания буквы на доске. Письмо буквы учащимися. Открытие нового знания. | – Рассмотрите элементы буквы м. – У какой буквы встречали первый элемент? – Второй элемент? – Третий элемент? - Давайте вспомним, как правильно держать ручку. Поставьте локоть на парту. - Держим большим и средним пальцем и сверху придерживаем указательным. – Попробуем соединить все эти элементы в воздухе под счёт. - Начинаем писать немного ниже середины рабочей строки. Делаем закругление и ведем прямую наклонную черту до верхней линии рабочей строки. Проводим черту до нижней линии рабочей строки с закруглением вправо и ведём прямую наклонную до верхней линии рабочей строки. И проводим прямую черту с закруглением внизу. - А сейчас элементы буквы поучимся писать в разлинованной сетке. - Найдите первую строчку у себя в прописи. - Посмотрите, откуда начинаем писать первый элемент? - Куда будем доводить следующие элементы? Тетрадь кладём правильно – под уголком. - Обведите образец и допишите эту строчку до конца, располагая эти элементы на одинаковом расстоянии друг от друга. Расстояние между буквами? - Подчеркните самую красивую и правильную букву, которая похожа на образец. | - У буквы л - У буквы и - У буквы а /показывают/ И-раз-и-два-и /Повторяют за учителем/ /Находят строчку/ - Чуть выше нижней линии рабочей строки. - До верхней линии рабочей строки. - Одна клеточка. | |
Физминутка | – Теперь, ребята, после такой тяжёлой работы предлагаю вам отдохнуть. – Отгадайте загадку и вы узнаете, какая у нас будет физминутка. Сегодня всё ликует! В руках у детворы От радости танцуют Воздушные … Летит, летит по небу шар, По небу шар летит. Но знаю я, что этот шар Ко мне не прилетит. (Второй раз физминутка повторяется, но учитель пропускает слово шар, и дети показывают движения самостоятельно.) | /Слушают/ /Повторяют за учителем/ | Регулятивные: Умение соотносить свои действия с действиями учителя; Умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную; Коммуникативные: Умение слушать; |
7. Письмо слогов с разными соединениями. | - Прочитайте слоги на второй строчке. Назовите соединения. - Напишите данные слоги. | - ма, ме, мы - Верхнее, среднее, верхнее. /Учащиеся пишут/ | |
8. Письмо слов | - Прочитайте первое слово на третьей строчке. - Сколько в нем букв? -Назовите их соединения. -Начинайте списывать, проговаривая слово по буквам. - Прочитайте, что вы написали. Сравните с образцом. -Прочитайте второе слово. - Сколько в нем букв? - А сколько слогов? -Назовите соединения букв в слове мама. -Начинайте списывать, проговаривая слово по слогам. - Прочитайте, что вы написали. Сравните с образцом. - Посмотрите на предложение и прочитайте его. - А теперь посмотрим на схемы, как вы считает какое слово относится к первой схеме? - Правильно, рядом со схемой есть точки, давайте на этих точках, запишем слово мама. - Прочитайте образец, и то что написали вы. - Давайте посмотрим на вторую схему, к какому слову она относится? - Верно, рядом со схемой, на точках, напишите слово мир. - Прочитайте образец, и то что написали вы. | - Мир. - Три буквы. - Верхнее, верхнее. /пишут/ /сравнивают/ - Мама - 4 буквы. - Два слога. - Верхнее, нижнее, верхнее. /пишут/ /сравнивают/ - Рома написал слова. - Слово мама. /пишут/ - К слову мир. /пишут/ | |
9. Письмо предложений. | - Ребята, давайте прочитаем предложение на шестой строчке. - Сколько слов в предложении? - О ком говорится в предложении? - Что она делала? Молодцы, запишите предложение на седьмой и восьмой строчке. | - Клава мыла руки с мылом. - Пять слов. - О Клаве. - Мыла руки с мылом. | Коммуникативные: Умение слушать; Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других; |
10. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. | - Прочитайте первое слово на девятой строчке. - Что такое метро? - Верно, давайте с помощью цифр сверху букв, составим новое слово. Запишите на десятой строчке и скажите, какое слово получилось. - А что такое метр? - Правильно, а теперь прочитаем второе слово. - А что такое марка? - Верно, давайте с помощью цифр сверху букв, составим новое слово. Запишите на десятой строчке и скажите, какое слово получилось. - А что такое мак? | - Метро. - Подземный вид транспорта. - Метр. - Единица длины. - Марка. - Это знак. - Мак. - Цветок. | Коммуникативные: Умение слушать; Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других; Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; |
11. Подведение итогов. | – Какова была тема урока? - Какую цель ставили на урок? - Достигли мы цели урока? | Письмо строчной буквы м. - Научиться писать букву. Слоги. Слова и предложения. - Да | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других; Строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; Познавательные: Умение ориентироваться в своей системе знаний: Осуществлять анализ и синтез; |
12. Рефлексия. | - Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат карандаши, если вам было легко работать, то поднимите зеленый, а если у вас были трудности , то возьмите красный карандаш. - Что было трудно? А я вас всех благодарю за работу на уроке, вы молодцы! | /Дети поднимают карандаш соответствующего цвета/ | Личностные: Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности. |