СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии по теме "Грибы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии по теме "Грибы"»

Конспект урока по теме "Грибы" 7 класса.

Конспект урока по биологии 7 класса.

Учитель; Пивонова В.Д.

Тема: Строение и особенности жизнедеятельности грибов

Цель урока: Дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природыпознакомить со строением грибовпоказать разнообразие грибов.

Задачи урока:

Обучающие: сформировать у детей   умение различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении. Показать значение грибов в жизни  животных и человека.

Развивающие: развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся. 

Воспитательные: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

  • Обучающие готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и

самообразованию;

  • Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

  • Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение

к мнению другого человека.

Метапредметные:

  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии

  • с ней;

  • Выдвигают простейшие гипотезы;

  • Выделяют главное, существенные признаки понятий, осуществляют сравнение,

  • высказывают суждения, аргументируя их;

  • Работают с информацией и преобразуют ее;

  • Находят причинно- следственные связи;

  • Оценивают свою работу и работу одноклассников.

  • Предметные:

  • Знают отличительные признаки грибов ,умеют находить грибы на рисунках

  • в сравнении с представителями других царств;

  • Знают особенности строения грибов;

  • Знаю как питаются и размножаются грибы.



Тип урока:

Комбинированный.











.









.



Оборудование: картинки с изображением грибов, презентация.

Ход урока

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.



2.Повторение пройденного материала по теме «Царство бактерии»

И так начнем с повторения домашнего задания, беседа по вопросам:

-Как питаются бактерии?

-Какова роль бактерий в природе?

-Какова роль бактерий - сапротрофов?

-Что такое симбиоз?

-Приведите примеры симбиоза бактерий и других организмов?

-Месторождение каких полезных ископаемых образуются в результате жизнедеятель-

ности бактерий?

-В чем заключается отрицательное значение бактерий в жизни человека ;других организмов?

-Приведите примеры , когда продукты питания или предметы быта были испорчены бактериями?

-Знаете ли вы полезные бактерии?.

-Как бактерии попадают в организм человека?

-Ребята, какие болезни человека, вызываемые бактериями, вам известны?

-Все ли болезни вызываются бактериями?

-Какие меры борьбы применяют с бактериозами растений?



4.Сообщение темы урока.

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)

Узнаем, какие грибы съедобные, какие несъедобные.

- Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на «тихую охоту».

- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.)

5. Изучение нового материала:

Рассказ учителя:

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)

Учитель: Белый гриб считается царём грибов не только из-за его внушительного размера, но и благодаря его вкусу и питательности. Другое название белого гриба – боровик, реже – коровка. Белый гриб может достигать огромных размеров – шляпки до 50 см в диаметре и ножки до 25 см в высоту.



ПОДОСИНОВИК огромен,

очень ярок и нескромен,

говорит: "Я всех главней,

потому что всех красней."

Учитель: Гриб подосиновик ещё называют осиновиком или красноголовиком. Это съедобный гриб, растёт в смешанных лесах, его грибница связана с осиной, очень часто его находят именно в осиновых лесах или близи осин. Имеет красновато-оранжевую шляпку, коренастую ножку с тёмными «чешуйками» и плотную мякоть, синеющую на разрезе.



Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.

Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)

Учитель: Растёт гриб подберёзовик в лиственных лесах, преимущественно в березняке. Попадаются грибы в парках и молодых порослях берёзок вблизи лесов, любят края полянок, заросшие старые дорожки в светлых смешанных лесах и по краю оврагов. Появляется подберезовик в конце мая одновременно с маслятами и белыми или чуть раньше. Подберёзовик любит тепло и растёт там, где солнышко хорошо прогревает почву с грибницей.



На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются ... (опята)

Учитель: Опята появляются в конце августа, а собирать их можно до осенних морозов. По многочисленности плодовых тел опенок осенний превосходит все съедобные шляпочные грибы. Грибы годятся для жарки, варки, засола, маринования и сушки.



В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)

Учитель: Маслята Своё название этот вид грибов получил за маслянистую шляпку. Растут маслята обычно в хвойных лесах и посадках, часто на опушках и местах без подлеска, на хорошо освещённых солнечных полянках и прогалинах, располагаются семьями. Сбор длится с июня и до первых заморозков. Массовый сбор начинается с конца июля.



Ярко-рыжий клоун, РЫЖИК,

веселит своих малышек:

шляпа - с кольцами, а кровь -

рыжевата, как морковь.

Учитель: Принято считать, что царь грибов боровик. Однако, многие грибники на первое место ставят сосновый или боровой рыжик. Его можно найти в молодых сосенках, которые растут по травянистым опушкам более старых сосновых лесов. Рыжик – нежное, ласковое и доброе имя – дано этому грибу на его замечательный вкус.



Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали приметных.

Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой

Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки)

Учитель: Сыроежка – самый распространенный гриб России. Сыроежки растут в любых лесах – лиственных, хвойных или смешанных. Эти красивые грибочки незаслуженно обделены вниманием: грибники считают сыроежки третьесортными и берут их лишь тогда, когда не находят другие грибы.





А сейчас я расскажу вам о строении гриба:

Рассмотрите рисунок 120 на странице 152. Что вы можете сказать о внешнем строении гриба?

Одна часть гриба находится над землей, другая – под землей.



Учитель: Как их можно назвать?

Учащиеся: Надземная и подземная.

Учитель: Из чего состоит надземная часть?

Учащиеся: Из ножки и шляпки.

Учитель: Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба?

Учащиеся: Наверное, шляпка.

Учитель: В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. Поэтому и получили грибы своё название - шляпочные грибы.

А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба рисунок 121 страница 152. Из чего она состоит? На что похожа?

Учащиеся: Состоит из нитей, похожа на паутину.

Учитель: Какое бы вы ей дали название?

Ответы детей.

Учитель: А на самом деле подземная часть гриба называется "грибница".

Грибы растут группами, семейками, их можно несколько собрать в одном месте.

Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх новое плодовое тело.

Учитель: Из каких частей состоит гриб, мы выяснили. Повторим их названия.

Учащиеся: Плодовое тело и грибница.

Учитель: А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

Высказывания детей.

– Давайте рассмотрим все возможные способы.

Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли?

– Объясните, что произойдет?

Учащиеся: Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.

Учитель: Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом.

– Что происходит?

Учащиеся: Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на этом месте.

Учитель: Подходит нам этот способ?

Учащиеся: Да.

Учитель: Хотя, кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, который испытывает на себе внешние воздействия. Какие?

Учащиеся: Дождь, солнце, ветер.

Учитель: Что может произойти с этой частью и с грибницей? Может высохнуть, загнить.

Еще один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли.Что происходит?

Учащиеся: Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.

Учитель: Выберите способ, который наиболее верный.

Ответы детей.



6. Физкультминутка:

Вот мы в лес пришли, (маршируют)

Белый гриб нашли, (руки на поясе, показать важность гриба)

Выросли маслята - (присели и слегка приставать)

Дружные ребята.

А опята - плясуны (выставление пятки, размах руками)

На поляне пляшут

Шапочками машут, (машут правой рукой)

Раз грибок, еще грибок (наклоны вперед)

Положили в кузовок. (кладут грибы ).



- Ребята, про съедобные грибы мы узнали, про их строение и как собирать грибы.

А вы знаете какие ещё бывают грибы?(несъедобные)



Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)



Учитель: Мухомор - известный ядовитый гриб. Встречается повсеместно по территории Российской Федерации. Содержит яды которые и вызывают отравление при употребление мухоморов внутрь. Мухоморы обладают действием - отпугивают комаров и мух, что часто использовали наши предки.



Учитель: Бледная поганка считается самым опасным ядовитым грибом. Она относится к роду мухоморов и группе пластинчатых. Никакой кулинарной обработкой нельзя удалить токсины бледной поганки. Опасность этих токсинов заключается в том, что они необратимо и незаметно для человека поражают внутренние органы в течение 2-х суток. Достаточно съесть 1/4 часть шляпки бледной поганки, чтобы отравление оказалось летальным. Самым распространенным местом произрастания бледной поганки является широколиственные леса - дубравы, березняк. Но иногда ее можно встретить и в хвойных лесах. Период роста - с июня по самые заморозки. Растет всегда группами, очень редко поодиночке. Обильно растет в южной стороне леса. Окрас шляпки белый, светло-зеленый, желтовато-буро-оливковый, в центре с шелковистым блеском и более темный. В диаметре достигает 7-11 см. В сырую погоду шляпка слизистая, редко с белыми хлопьями.

Учитель: Он очень похож на боровик. В литературе этот гриб называют желчным. Грибникам он известен как горький гриб. У желчного гриба трубчатый слой шляпки розового цвета и на сломе мякоть краснеет. Ножка имеет темный сетчатый рисунок, у земли слегка клубневидная. Главное отличие — горький вкус, который не исчезает при любой обработке. Гриб не ядовит.

Учитель: К ложным опятам относят несколько видов грибов. Они имеют некоторое внешнее сходство со съедобными опятами. Не все из ложноопят содержат отравляющие токсины, но помня первое правило грибника - не собирать незнакомые и подозрительные грибы, лучше не экспериментировать и для себя занести их в разряд ядовитых.
Для этого запомните отличительный признак ложных опят. Они имеют крикливо-яркие шляпки кирпично-красного или серно-желтого цвета, без чешуек, а у съедобных осенних опят шляпки неяр­ких тонов — светло-коричневые с тонкими, мелкими коричне­выми чешуйками.
У съедобных опят на ножке белое, хорошо заметное кольцо, у ложных — почти незаметные остатки коль­ца. Это легко запомнить с помощью коротенького стишка:
Имеет съедобный опенок
На ножке кольцо из пленок,
А у ложных опят
Ноги голые до пят.

- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!

- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:

1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно

вызвать «скорую помощь» по телефону …. «03».

2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:

Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.

Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.

В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.

3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для

исследования в лаборатории.

- И вообще! Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?!

- Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!





7. Закрепление изученного материала:

Интерактивная игра (Презентация)



8. Итог урока.

С чем познакомились?
-Чему учились на уроке?
-Что узнали нового?
- Что понравилось?

Вот и заканчивается наше путешествие в мир грибов. Он удивительно велик и многообразен. Сегодня мы побывали в гостях лишь у шляпочных грибов. У каждого гриба свои особенности, каждый по-своему замечателен. Желаю вам дальнейших успехов в изучении грибного царства.

Выставление поурочного бала.



9. Домашнее задание.

Чтение учебника стр. 42- 50.

Ответы на вопросы стр.49.

Зарисуйте дома понравившийся гриб.

- Спасибо всем за урок. Молодцы!