Конспект урока по теме "Грибы" 7 класса.
Конспект урока по биологии 7 класса.
Учитель; Пивонова В.Д.
Тема: Строение и особенности жизнедеятельности грибов
Цель урока: Дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы, познакомить со строением грибов, показать разнообразие грибов.
Задачи урока:
Обучающие: сформировать у детей умение различать съедобные и несъедобные грибы, оказывать первую помощь при отравлении. Показать значение грибов в жизни животных и человека.
Развивающие: развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Обучающие готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и
самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение
к мнению другого человека.
Метапредметные:
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии
с ней;
Выдвигают простейшие гипотезы;
Выделяют главное, существенные признаки понятий, осуществляют сравнение,
высказывают суждения, аргументируя их;
Работают с информацией и преобразуют ее;
Находят причинно- следственные связи;
Оценивают свою работу и работу одноклассников.
Предметные:
Знают отличительные признаки грибов ,умеют находить грибы на рисунках
в сравнении с представителями других царств;
Знают особенности строения грибов;
Знаю как питаются и размножаются грибы.
Тип урока:
Комбинированный.
.
.
Оборудование: картинки с изображением грибов, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2.Повторение пройденного материала по теме «Царство бактерии»
И так начнем с повторения домашнего задания, беседа по вопросам:
-Как питаются бактерии?
-Какова роль бактерий в природе?
-Какова роль бактерий - сапротрофов?
-Что такое симбиоз?
-Приведите примеры симбиоза бактерий и других организмов?
-Месторождение каких полезных ископаемых образуются в результате жизнедеятель-
ности бактерий?
-В чем заключается отрицательное значение бактерий в жизни человека ;других организмов?
-Приведите примеры , когда продукты питания или предметы быта были испорчены бактериями?
-Знаете ли вы полезные бактерии?.
-Как бактерии попадают в организм человека?
-Ребята, какие болезни человека, вызываемые бактериями, вам известны?
-Все ли болезни вызываются бактериями?
-Какие меры борьбы применяют с бактериозами растений?
4.Сообщение темы урока.
- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).
- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.)
Узнаем, какие грибы съедобные, какие несъедобные.
- Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на «тихую охоту».
- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? (Это собирание грибов. Так назвал Сергей Аксаков – писатель и знаток русской природы.)
5. Изучение нового материала:
Рассказ учителя:
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ... (боровик)
Учитель: Белый гриб считается царём грибов не только из-за его внушительного размера, но и благодаря его вкусу и питательности. Другое название белого гриба – боровик, реже – коровка. Белый гриб может достигать огромных размеров – шляпки до 50 см в диаметре и ножки до 25 см в высоту.
ПОДОСИНОВИК огромен,
очень ярок и нескромен,
говорит: "Я всех главней,
потому что всех красней."
Учитель: Гриб подосиновик ещё называют осиновиком или красноголовиком. Это съедобный гриб, растёт в смешанных лесах, его грибница связана с осиной, очень часто его находят именно в осиновых лесах или близи осин. Имеет красновато-оранжевую шляпку, коренастую ножку с тёмными «чешуйками» и плотную мякоть, синеющую на разрезе.
Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберезовик)
Учитель: Растёт гриб подберёзовик в лиственных лесах, преимущественно в березняке. Попадаются грибы в парках и молодых порослях берёзок вблизи лесов, любят края полянок, заросшие старые дорожки в светлых смешанных лесах и по краю оврагов. Появляется подберезовик в конце мая одновременно с маслятами и белыми или чуть раньше. Подберёзовик любит тепло и растёт там, где солнышко хорошо прогревает почву с грибницей.
На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются ... (опята)
Учитель: Опята появляются в конце августа, а собирать их можно до осенних морозов. По многочисленности плодовых тел опенок осенний превосходит все съедобные шляпочные грибы. Грибы годятся для жарки, варки, засола, маринования и сушки.
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок ... (масленок)
Учитель: Маслята Своё название этот вид грибов получил за маслянистую шляпку. Растут маслята обычно в хвойных лесах и посадках, часто на опушках и местах без подлеска, на хорошо освещённых солнечных полянках и прогалинах, располагаются семьями. Сбор длится с июня и до первых заморозков. Массовый сбор начинается с конца июля.
Ярко-рыжий клоун, РЫЖИК,
веселит своих малышек:
шляпа - с кольцами, а кровь -
рыжевата, как морковь.
Учитель: Принято считать, что царь грибов боровик. Однако, многие грибники на первое место ставят сосновый или боровой рыжик. Его можно найти в молодых сосенках, которые растут по травянистым опушкам более старых сосновых лесов. Рыжик – нежное, ласковое и доброе имя – дано этому грибу на его замечательный вкус.
Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали приметных.
Кто в серой, кто в зеленой, кто в розовой, кто в желтой
Ты их бери, не мешкай, ведь это – ... (сыроежки)
Учитель: Сыроежка – самый распространенный гриб России. Сыроежки растут в любых лесах – лиственных, хвойных или смешанных. Эти красивые грибочки незаслуженно обделены вниманием: грибники считают сыроежки третьесортными и берут их лишь тогда, когда не находят другие грибы.
А сейчас я расскажу вам о строении гриба:
Рассмотрите рисунок 120 на странице 152. Что вы можете сказать о внешнем строении гриба?
Одна часть гриба находится над землей, другая – под землей.
Учитель: Как их можно назвать?
Учащиеся: Надземная и подземная.
Учитель: Из чего состоит надземная часть?
Учащиеся: Из ножки и шляпки.
Учитель: Судя по названию грибов, что играет более важную роль в жизни гриба?
Учащиеся: Наверное, шляпка.
Учитель: В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы. По ножке же к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. Поэтому и получили грибы своё название - шляпочные грибы.
А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба рисунок 121 страница 152. Из чего она состоит? На что похожа?
Учащиеся: Состоит из нитей, похожа на паутину.
Учитель: Какое бы вы ей дали название?
Ответы детей.
Учитель: А на самом деле подземная часть гриба называется "грибница".
Грибы растут группами, семейками, их можно несколько собрать в одном месте.
Нити грибницы образуют сложную подземную паутину, а на ее сплетениях пробивается вверх новое плодовое тело.
Учитель: Из каких частей состоит гриб, мы выяснили. Повторим их названия.
Учащиеся: Плодовое тело и грибница.
Учитель: А кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?
Высказывания детей.
– Давайте рассмотрим все возможные способы.
Способ первый: мы будем рвать, тянуть гриб из земли?
– Объясните, что произойдет?
Учащиеся: Мы повредим грибницу, и на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя.
Учитель: Способ второй: грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом.
– Что происходит?
Учащиеся: Грибница остается неповрежденной, новый гриб может вырасти на этом месте.
Учитель: Подходит нам этот способ?
Учащиеся: Да.
Учитель: Хотя, кроме грибницы, на месте среза остается часть плодового тела, который испытывает на себе внешние воздействия. Какие?
Учащиеся: Дождь, солнце, ветер.
Учитель: Что может произойти с этой частью и с грибницей? Может высохнуть, загнить.
Еще один способ, третий: гриб не срезается, а выкручивается из земли.Что происходит?
Учащиеся: Грибница не повреждается, плодовое тело не остается в земле, значит, будущим грибам ничего не грозит.
Учитель: Выберите способ, который наиболее верный.
Ответы детей.
6. Физкультминутка:
Вот мы в лес пришли, (маршируют)
Белый гриб нашли, (руки на поясе, показать важность гриба)
Выросли маслята - (присели и слегка приставать)
Дружные ребята.
А опята - плясуны (выставление пятки, размах руками)
На поляне пляшут
Шапочками машут, (машут правой рукой)
Раз грибок, еще грибок (наклоны вперед)
Положили в кузовок. (кладут грибы ).
- Ребята, про съедобные грибы мы узнали, про их строение и как собирать грибы.
А вы знаете какие ещё бывают грибы?(несъедобные)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ... (мухомор)
Учитель: Мухомор - известный ядовитый гриб. Встречается повсеместно по территории Российской Федерации. Содержит яды которые и вызывают отравление при употребление мухоморов внутрь. Мухоморы обладают действием - отпугивают комаров и мух, что часто использовали наши предки.
Учитель: Бледная поганка считается самым опасным ядовитым грибом. Она относится к роду мухоморов и группе пластинчатых. Никакой кулинарной обработкой нельзя удалить токсины бледной поганки. Опасность этих токсинов заключается в том, что они необратимо и незаметно для человека поражают внутренние органы в течение 2-х суток. Достаточно съесть 1/4 часть шляпки бледной поганки, чтобы отравление оказалось летальным. Самым распространенным местом произрастания бледной поганки является широколиственные леса - дубравы, березняк. Но иногда ее можно встретить и в хвойных лесах. Период роста - с июня по самые заморозки. Растет всегда группами, очень редко поодиночке. Обильно растет в южной стороне леса. Окрас шляпки белый, светло-зеленый, желтовато-буро-оливковый, в центре с шелковистым блеском и более темный. В диаметре достигает 7-11 см. В сырую погоду шляпка слизистая, редко с белыми хлопьями.
Учитель: Он очень похож на боровик. В литературе этот гриб называют желчным. Грибникам он известен как горький гриб. У желчного гриба трубчатый слой шляпки розового цвета и на сломе мякоть краснеет. Ножка имеет темный сетчатый рисунок, у земли слегка клубневидная. Главное отличие — горький вкус, который не исчезает при любой обработке. Гриб не ядовит.
Учитель: К ложным опятам относят несколько видов грибов. Они имеют некоторое внешнее сходство со съедобными опятами. Не все из ложноопят содержат отравляющие токсины, но помня первое правило грибника - не собирать незнакомые и подозрительные грибы, лучше не экспериментировать и для себя занести их в разряд ядовитых.
Для этого запомните отличительный признак ложных опят. Они имеют крикливо-яркие шляпки кирпично-красного или серно-желтого цвета, без чешуек, а у съедобных осенних опят шляпки неярких тонов — светло-коричневые с тонкими, мелкими коричневыми чешуйками.
У съедобных опят на ножке белое, хорошо заметное кольцо, у ложных — почти незаметные остатки кольца. Это легко запомнить с помощью коротенького стишка:
Имеет съедобный опенок
На ножке кольцо из пленок,
А у ложных опят
Ноги голые до пят.
- Итак, вас интересует первая помощь при отравлениях грибами?!
- Тогда слушайте внимательно и запоминайте:
1. При всяком грибном отравлении, даже легком, необходимо немедленно
вызвать «скорую помощь» по телефону …. «03».
2. До прибытия врача оказать пострадавшему первую помощь:
Во-первых, нужно давать маленькими глотками соленую холодную воду в большом количестве до появления рвоты.
Во-вторых, дать холодный крепкий чай или кофе.
В-третьих, уложить в постель на живот, положить в ноги грелку.
3. Остатки грибов, вызвавших отравление, сохранить до прихода врача для
исследования в лаборатории.
- И вообще! Детям до 10 лет есть грибы не рекомендуется! Запомнили?!
- Собирайте только знакомые грибы! В этом вам помогут книги и опытные грибники!
7. Закрепление изученного материала:
Интерактивная игра (Презентация)
8. Итог урока.
С чем познакомились?
-Чему учились на уроке?
-Что узнали нового?
- Что понравилось?
Вот и заканчивается наше путешествие в мир грибов. Он удивительно велик и многообразен. Сегодня мы побывали в гостях лишь у шляпочных грибов. У каждого гриба свои особенности, каждый по-своему замечателен. Желаю вам дальнейших успехов в изучении грибного царства.
Выставление поурочного бала.
9. Домашнее задание.
Чтение учебника стр. 42- 50.
Ответы на вопросы стр.49.
Зарисуйте дома понравившийся гриб.
- Спасибо всем за урок. Молодцы!