Движения Земли
(5 класс)
Предметная линия учебников «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина, С.И. Болысов, Г. Ю. Кузнецова
Цель урока: познакомить обучающихся 5 класса с видами движения Земли. Рассмотреть следствия осевого и орбитального вращения Земли.
Задачи: способствовать развитию пространственного воображения школьников
Планируемые результаты:
Предметные:
формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей
Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.
Коммуникативные УУД: планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные УУД:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;
формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности.
Оборудование: глобус, учебник,
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: виды движения Земли
Тип урока: комбинированный.
Организационный момент
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
Приветствие учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.
Отметка отсутствующих.
Актуализация знаний
Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Мы во Вселенной»)
Предлагаю проверить вам свои знания, ответив на вопросы теста: (презентация)
Какие утверждения верны?
Земля вращается вокруг Солнца.
Солнце – центр Солнечной системы.
Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга.
Земля имеет форму геоида
Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
Вселенная – часть Галактики.
Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
Солнце – раскаленная звезда.
– Оцените свою работу. Взаимоконтроль.
да
да
нет
да
нет
нет
да
да
«5» - 8,7
«4» - 6,5
«3» - 4,3
– Поднимите руки, кто получил «5», «4»
– Молодцы!!!
Открытие нового знания
Солнце – звезда, вокруг которой …… планеты (движутся)
О чём мы будем говорить на уроке? (движения Земли)
В случае затруднения
Откройте стр. 26 § 7 и определите, какие вопросы мы будем решать сегодня на уроке.
Запись темы урока «Движения Земли»
Как движется Земля вокруг своей оси? Вокруг Солнца?
Как называются эти движения Земли?
В иды движения Земли
Вокруг своей оси Вокруг Солнца
Осевое Орбитальное
Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с видами движения нашей планеты и следствиями этих движений.
Самостоятельная работа в парах (10 мин.)
На партах раздаточный материал
Задание: на основе текста учебника § 7, стр.26-27 заполнить пропуски в тексте; обмен полученной информацией
1 ряд заполняет раздел – «осевое движение»
2 ряд заполняет раздел – «орбитальное движение»
Осевое движение | 2. Орбитальное движение |
Движение вокруг ______________, _______________ часовой стрелки с _______________на _____________ | Движение Земли вокруг ___________, _____________ часовой стрелки с _______________на ________________ |
Воображаемая линия, которая проходит через центр Земли – ___________________ | Земля движется вокруг Солнца по ________________, имеющей форму __________________, поэтому Земля то ____________, то ______________ |
Точки пересечения земной оси с поверхностью Земли ________________ и ________________________ | Один оборот вокруг Солнца ______________ |
Угол наклона земной оси к орбите ________ | Високосный год ________________________ |
Земная ось направлена на _______________ | Следствие орбитального движения -_____________________________________ |
Один оборот вокруг оси ________________ |
Следствие осевого движения ___________________________________ |
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Проверка выполнения работы
Учащиеся рассказывают о видах движения Земли.
(в процессе проверки учащиеся заполняют свободную часть таблицы)
В жизни нашей планеты есть важные даты, которые тесно связаны с движением Земли
Какие это дни? (стр. 27 рис. 14)
Чем знаменательны эти дни?
Об этих датах более подробно поговорим на следующем уроке.
А сейчас мы поработаем с рисунком 15 на стр.28 на котором вы видите схематически изображённый земной шар.
Практическая работа
Найдите на рисунке земную ось. Она показана пунктиром.
Найдите Северный и Южный полюсы. В каких местах Земли они находятся?
Найдите, где и как показана плоскость земной орбиты. Как расположена по отношению к ней земная ось?
Убедитесь, что земная ось направлена на Полярную звезду северным концом.
Найдите, где показано направление осевого вращения Земли. Каково оно?
Вы видите на рисунке и другие линии. Они, как и земная ось, воображаемые и отличаются друг от друга тем, что находятся на разном удалении от полюсов.
Красная линия – это экватор, он проходит посередине на равном расстоянии от обоих полюсов и разделяет земной шар на Северное и Южное полушария.
Зелёные и синие пунктирные линии – это тропики и полярные круга, проходящие параллельно экватору. Запомните их. Впоследствии они нам очень понадобятся.
Применение нового знания
(Учащиеся приводят примеры из собственной жизни, высказывают свои взгляды, обобщают
мнения товарищей).
VI. Домашнее задание
1. Изучить § 7
2. Ответить на вопросы 1—9 .
3. Задание 8 выполнить в тетради.
VII.Рефлексия учебной деятельности
Какую цель ставили мы сегодня на уроке?
Достигли ли цели?
Оцените свою работу на уроке
Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:
Учащиеся по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из «Рефлексивного экрана» по шаблону:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Меня удивило …..
Мне захотелось…
5