Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии на тему: «Население мира»»
Урок по теме «Население мира»
Цели:
Образовательная цель: Углубление знаний учащихся о населении Земли, формирование понятий «этнос», «плотность населения», знаний о делении народов на разные языковые семьи, о классификации стран, формирование представления о мировых и национальных религиях.
Развивающая цель: Развитие умений работы с картой, со статистическими материалами, составления классификации стран.
Воспитательная цель: Воспитание толерантности, сознания значимости духовной культуры народов мира, содействие формированию коммуникативной компетенции учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала и обобщения знаний.
Методы: воображаемое путешествие, частично-поисковый, с использованием компьютерной презентации, работа с картой и статистическими материалами.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
Оборудование: настенные карты «Народы и плотность населения мира », «Политическая карта мира», атласы, компьютерная презентация по теме, компьютер, экран, проектор, учебники, тетради, маршрутная карта этапов урока, таблицы с данными S и численности населения разных стран, карточки с заданиями.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент. | Приветствие. Объявление темы урока, знакомство с планом урока. | Приветствие. Записывают в тетрадях тему урока. |
Проверка домашнего задания. | Проверяет домашнее задание. Появление человека на Земле. Пути расселения людей по материкам. | Ученик рассказывает, где появились первые люди на Земле. Ученик рассказывает о путях расселения населения по материкам |
Изучение новой темы. | – Сегодня мы продолжаем изучение населения мира. Совершим с вами путешествие в мир людей. | |
Человеческие расы. | Объясняет, что переселение людей с разными внешними признаками привели к смешиванию рас и образованию контактных и переходных рас. | Участвуют в беседе. |
– Какие человеческие расы вы знаете? – Назовите внешние признаки каждой расы. – Где, в основном, проживают представители этих рас? | Отвечают на вопросы. |
– Назовите, какие смешанные группы людей появились на Земле в результате смешивания рас? | Называют, потом разрисовывают схему в тетради. |
Проводит словарную работу. | По очереди читают определения. |
Численность населения. | Называет численность населения Земли. Знакомит с картой «Народы и плотность населения мира». – Назовите масштаб карты. – Какая это карта по охвату территории? – Что можно узнать по этой карте? – Плотность населения показывает, сколько человек приходится на единицу площади. | Записывают в тетрадь. Работают по карте атласа. Стр. 16-17. Отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетрадь формулу определения плотности населения. |
Главные области расселения населения. | Организует практическую работу в группах. Оказывает, если нужно, помощь, проверяет работы, оценивает. Постановка проблемного вопроса: – Сможет ли Земля поместить всех людей, если численность населения постоянно увеличится? | Учащиеся выполняют практическую работу, используя карту атласа, таблицы, карточки с вопросами. Каждая группа отчитывается по проделанной работе. Отвечают на вопрос. |
Привал. | Проводит физкультминутку. – дотягиваемся до вершины гор; – приседаем столько раз, сколько материков на Земле; – открываем Америку, переплываем Атлантический океан. | Выполняют упражнения. |
. Народы мира. | Вводит понятие Народ — определённая группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии... По каким признакам различается народ? Рассказывает о разнообразии народов. – Главный признак народа – язык. Похожие языки образуют группы, а группы объединяются в языковые семьи. Самая большая языковая семья – индоевропейская. | Читают определение. рис 19 стр 43 Анализ рисунка. |
. Страны мира. | – Крупные народы образуют свои государства. На Земле 230 государств. Они очень разные. Но страны можно сгруппировать по разным признакам. Прочитайте отрывок «Страны мира» на стр. 89 и назовите эти признаки. Открывает классификацию стран. Организует практическую работу в группах. Оценивает работы. | Читают текст, называют отличительные признаки стран. Выполняют работу при помощи политической карты и таблицы. У каждой группы индивидуальный вопрос. Выступление групп по итогам работы. |
. Религии мира. | – Религия – вера в реальное существование сверхъестественного. На протяжении истории человечества на Земле сложилось множество религий. По значимости их классифицируют в разные группы. Открывает классификацию религий. – О мировых религиях вам расскажут одноклассники. | Несколько учащихся получают опережающее задание. Выступления учащихся. – Христианство. – Ислам. – Буддизм. |
Обобщение урока. | – Сегодня мы многое узнали о населении Земли. Давайте, сделаем выводы, что мы узнали. Открывает выводы. Дает домашнее задание. Завершение урока. | Используя слайд, делают выводы. Записывают д/з по выбору: -составить кроссворд. -составить тест. |