излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;
корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;
теллурий.
№ | Этапы работы | Содержание этапа |
1. | Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) | Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока: извлечение готовых знаний из анализируемого фрагмента презентации; самостоятельное конструирование темы урока. | Включаются в самостоятельную деятельность: Просмотр презентации; анализируют и делают вывод о том, какое понятие будет ключевым на уроке; на основе сделанного вывода конструируют тему урока. | Обучающиеся определяют общие свойства исследуемых объектов, делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока. | Цель: создать условия мотивации учащихся к получению нового знания по теме «Земля и вселенная». Задачи: 1) научить учащихся работать с неполной информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы; 2) научить формулировать тему урока. | Цель: обучающиеся смогут выявить ключевые понятия и на основе сделанных выводов сконструировать тему урока. | Методы, применяемые на данном этапе урока: | Содержание урока | Время | Учитель: демонстрирует фрагмент презентации. Учащиеся: просматривают слайды презентации, видеофрагмент; Учитель: - Проанализируйте увиденное на экране. Выделите ключевые объекты. Определите, как их можно объединить в одно понятие? Аргументируйте свой ответ. Учащиеся делают вывод: анализируют и делают вывод о том, какое понятие будет ключевым на уроке: Космос-Вселенная, Солнечная система-Земля. Аргументируют свой ответ на основе выделения ключевых объектов. Учитель: - Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему урока. Учащиеся: формулируют тему урока. Учитель подводит итог: Да, сегодня мы поведем разговор о Земле и Вселенной. | 1 мин. 2-3 мин. | Всего: | 3-4 мин. | |
2. | Актуализация опорных знаний, включающий: определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися); определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог. | Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует деятельность обучающихся по проверке усвоенных ими ранее знаний: извлечение ранее изученной информации по теме и знаний из личного опыта; самостоятельные в выполнение эвристического задания. | Выявляют количество и качество знаний по изучаемой теме собственных и партнеров: выполняют эвристическое задание предложенное учителем; осуществляют взаимоконтроль; оценивают свои знания и знания учащихся. | Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения. Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися | Цель: создать условия мотивации учащихся к изучению новой темы Задачи: | Цель: учащиеся смогут самостоятельно дать понятие Солнечной системы, планет. | Методы, применяемые на данном этапе урока: метод сравнения; практический метод (упражнение); метод определения понятий; метод само- и взаимоконтроля. метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; наглядный метод. | Содержание | Время | Учитель: - Как вы думаете, что такое Вселенная? Можно ли из просмотренного видеосюжета найти ответ? Обоснуйте свой ответ, работая парами. Учащиеся: выстраивают верную цепочку, аргументируют свой ответ. Задание: - Рассмотрите таблицу. Как вы считаете, что такое Солнечная система? Дайте определения понятий планета, звезда. Учащиеся: Дают определение понятий. Учитель: - Какие процессы в космосе влияют на жизнь нашей планеты? Учитель подводит итог: Чтобы ответить на этот вопрос, нужны новые знания. | 2-3 мин. 2 мин. | Всего: | 5-7 мин. | |
3. | Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом); описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала; описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог; | Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний в соответствии разработанному плану их получения - по извлечению готовых знаний из текстов учебника. - по самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности): извлечение знаний из научных текстов; самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы | Включение в самостоятельную деятельность по анализу прочитанного самостоятельно текста, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в микрогруппе (паре). | Формирование навыка работы с информацией. Извлечение нужной информации для выполнения конкретного задания. | Цель: создать условия для получения знаний по теме урока. Задачи: | Цель: обучающиеся смогут выявить влияние Солнца и Луны на жизнь Земли и человечества (работа в паре) и на основе сделанных выводов выполнят задание по закреплению полученной информации. | Методы, применяемые на данном этапе урока: | Содержание | Время | Учитель: - Познакомьтесь с текстом учебника. Ответьте на вопрос: Какое влияние оказывает Солнце и Луна на жизнь Земли и человечества? Аргументируйте свой ответ. Учащиеся: Знакомятся с текстом работая в паре: один ученик изучает влияние солнца, а другой – луны. Самое важное выписывают в тетрадь, используя символы и сокращения. Аргументируют свой ответ, дискутируют при ответе. Учитель: (проблемная ситуация) Как изменилась бы жизнь на нашей планете, если бы она располагалась на ином расстоянии от Солнца? Учащиеся: совещаются, высказывают свое мнение, слушают друг друга, записывают, доказывают, слушают выступления других групп. Учитель: Совместно с учащимися делает вывод | 12-15 мин. 5-7 мин. на сам. работу | Всего: | 20-22 мин. | |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока); определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог. | Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению и применению ими новых знаний: | Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний: | Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность. | Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь. Задача: проверить первичное усвоение материала по теме. | Цель: обучающиеся смогут проанализировать и выбрать наиболее рациональный подход к закреплению полученных знаний и применять их в новых условиях. | Методы, применяемые на данном этапе урока: метод тестирования; практический метод; наглядный метод. индуктивный метод | Содержание | Время | Учитель: Посмотрите на экран. Давайте выполним задания теста, проверим и прокомментируем их. Учащиеся: Выполняют в паре задание и сверяют ответ с другими парами в ходе обсуждения. Учитель: Проверяет, корректирует, помогает. Переработка и преобразование информации из одной формы в другую. | 5-7мин. | Всего: | 7мин. | |
5. | Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы | Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы | Ожидаемые результаты | Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома: закрепление полученных знаний по тексту параграфа; закрепление навыка в применении новых знаний. | Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества собственных знаний. определяют объём домашнего задания; выбирают самостоятельно задания для закрепления; разрабатывают план своих действий. | Учащиеся определяют содержание и объём своей домашней работы. Разрабатывают или намечают план индивидуальных действий. | Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов. Задачи: 1) научить учащихся определять уровень знаний и собственных достижений, 2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути устранения. | Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению. | Методы, применяемые на данном этапе урока: практический метод (рисунок); проблемно-поисковый метод; метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих заданий в конце параграфа). | Содержание | Время | Задание: Учитель задает учащимся домашнее задание, дифференцируя его по степени сложности и объёму. Обучающиеся знакомятся с содержанием домашнего задания, так как при анализе могут выясниться затруднения, которые могут возникнуть при его выполнении. По желанию обучающиеся могут выполнить творческие практические задания. В тетради нарисовать две окружности (ЗЕМЛЯ) и провести линии экватора для работы на следующем уроке. Учащиеся: Ставят цели дальнейших действий. Учитель: Подводит общий итог проделанной работе в классе. Презентация: Видеосюжет о Вселенной с космической музыкой | 3 мин. | Всего: | 3 мин. | Итого: | 45 мин. | |