СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по географии на тему " Земля и вселенная".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии на тему " Земля и вселенная".»

Цели и задачи: продолжить формирование знаний учащихся о Земле как планете Солнечной системы, единственной на которой существует жизнь, о Галактике - Млечном пути, о влиянии системы «Земля-Луна» на земные процессы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • дать определение понятию Солнечная система;

  • рассказать, какие планеты входят в её состав;

  • определять с помощью схемы в учебнике возраст Земли;

Метапредметные

Познавательные:

  • осуществлять поиск информации для решения учебных задач на уроке.;

  • анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать;

  • определять главные объекты и понятия, делать выводы;

Регулятивные:

  • определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;

  • выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в микрогруппе и индивидуально;

  • планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации;

Коммуникативные:

  • излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;

  • понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде;

  • корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;

  • договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого;

Личностные:

  • аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

  • осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей;

  • осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор;

Решаемая учебная проблема: Как изменилась бы жизнь на нашей планете, если бы она располагалась на ином расстоянии от Солнца?

Основные понятия, изучаемые на уроке:  Солнечная система, Солнце, звезда, планета, Луна, прилив, отлив.

Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, мультимедийный проектор, таблица «Строение Солнечной системы»,

теллурий.



Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный моментвключающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)


Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока:

  • извлечение готовых знаний из анализируемого фрагмента презентации;

  • самостоятельное конструирование темы урока.

Включаются в самостоятельную деятельность:

  • Просмотр презентации;

  • анализируют и делают вывод о том, какое понятие будет ключевым на уроке;

  • на основе сделанного вывода конструируют тему урока.

Обучающиеся определяют общие свойства исследуемых объектов, делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока.


Цель: создать условия мотивации учащихся к получению нового знания по теме «Земля и вселенная».

Задачи: 1) научить учащихся работать с неполной информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы;

2) научить формулировать тему урока.


Цель: обучающиеся смогут выявить ключевые понятия и на основе сделанных выводов сконструировать тему урока.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • исследовательский метод;

  • метод самостоятельного конструирования темы.


Содержание урока

Время

Учитель: демонстрирует фрагмент презентации.

Учащиеся: просматривают слайды презентации, видеофрагмент;

Учитель: - Проанализируйте увиденное на экране. Выделите ключевые объекты. Определите, как их можно объединить в одно понятие? Аргументируйте свой ответ.

Учащиеся делают вывод: анализируют и делают вывод о том, какое понятие будет ключевым на уроке: Космос-Вселенная, Солнечная система-Земля. Аргументируют свой ответ на основе выделения ключевых объектов.

Учитель: - Как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему урока.

Учащиеся: формулируют тему урока.

Учитель подводит итог: Да, сегодня мы поведем разговор о Земле и Вселенной.


1 мин.



2-3 мин.

Всего:

3-4 мин.


2.

Актуализация опорных знаний, включающий:

  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог.


Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по проверке усвоенных ими ранее знаний:

  • извлечение ранее изученной информации по теме и знаний из личного опыта;

  • самостоятельные в

  • выполнение эвристического задания.

Выявляют количество и качество знаний по изучаемой теме собственных и партнеров:

  • выполняют эвристическое задание предложенное учителем;

  • осуществляют взаимоконтроль;

  • оценивают свои знания и знания учащихся.

Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения.

Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися

Цель: создать условия мотивации учащихся к изучению новой темы

Задачи:

      1. научить учащихся пользоваться ранее полученной информацией;

      2. побудить учащихся к активным действиям в микрогруппе.

Цель: учащиеся смогут самостоятельно дать понятие Солнечной системы, планет.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

метод сравнения;

практический метод (упражнение);

метод определения понятий;

метод само- и взаимоконтроля.

метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

наглядный метод.


Содержание

Время

Учитель: - Как вы думаете, что такое Вселенная? Можно ли из просмотренного видеосюжета найти ответ? Обоснуйте свой ответ, работая парами.

Учащиеся: выстраивают верную цепочку, аргументируют свой ответ.

Задание: - Рассмотрите таблицу. Как вы считаете, что такое Солнечная система? Дайте определения понятий планета, звезда.

Учащиеся: Дают определение понятий.

Учитель: - Какие процессы в космосе влияют на жизнь нашей планеты?

Учитель подводит итог: Чтобы ответить на этот вопрос, нужны новые знания.

2-3 мин.




2 мин.




Всего:

5-7 мин.



3.


Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;



Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний в соответствии разработанному плану их получения

- по извлечению готовых знаний из текстов учебника.

- по самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности):

  • извлечение знаний из научных текстов;

  • самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы

Включение в самостоятельную деятельность по анализу прочитанного самостоятельно текста, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в микрогруппе (паре).

Формирование навыка работы с информацией. Извлечение нужной информации для выполнения конкретного задания.


Цель: создать условия для получения знаний по теме урока.

Задачи:

      1. научить обучающихся выявлять влияние Солнца и Луны на жизнь Земли и человечества читая текст и делать выводы;

      2. сформировать навыки исследования текста.

Цель: обучающиеся смогут выявить влияние Солнца и Луны на жизнь Земли и человечества (работа в паре) и на основе сделанных выводов выполнят задание по закреплению полученной информации.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод сравнения;

  • объяснительно-иллюстративный метод;

  • метод работы с текстом;

  • метод «Если бы..»;

  • Проблемный метод.


Содержание

Время

Учитель: - Познакомьтесь с текстом учебника. Ответьте на вопрос:

Какое влияние оказывает Солнце и Луна на жизнь Земли и человечества? Аргументируйте свой ответ.

Учащиеся: Знакомятся с текстом работая в паре: один ученик изучает влияние солнца, а другой – луны. Самое важное выписывают в тетрадь, используя символы и сокращения. Аргументируют свой ответ, дискутируют при ответе.

Учитель: (проблемная ситуация)

Как изменилась бы жизнь на нашей планете, если бы она располагалась на ином расстоянии от Солнца?


Учащиеся: совещаются, высказывают свое мнение, слушают друг друга, записывают, доказывают, слушают выступления других групп.

Учитель: Совместно с учащимися делает вывод

12-15 мин.




5-7 мин.


 на сам. работу


Всего:

20-22 мин.


4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог.


Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению и применению ими новых знаний:

  • извлечение новых знаний;

  • применение знаний и в новых или измененных условиях.

Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний:

  • анализируют предложенные учителем задание;

  • на основе выполнения теста проверяют свои новые знания

Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность.

Цель: создать условия для самостоятельной деятельности учащихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Задача: проверить первичное усвоение материала по теме.

Цель: обучающиеся смогут проанализировать и выбрать наиболее рациональный подход к закреплению полученных знаний и применять их в новых условиях.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • метод тестирования;

  • практический метод;

  • наглядный метод.

  • индуктивный метод


Содержание

Время

Учитель: Посмотрите на экран. Давайте выполним задания теста, проверим и прокомментируем их.

Учащиеся: Выполняют в паре задание и сверяют ответ с другими парами в ходе обсуждения.

Учитель: Проверяет, корректирует, помогает.

Переработка и преобразование информации из одной формы в другую.

5-7мин.




Всего:


7мин.



5.


Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
















Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность учащихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома:

  • закрепление полученных знаний по тексту параграфа;

  • закрепление навыка в применении новых знаний.

Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества собственных знаний.

  • определяют объём домашнего задания;

  • выбирают самостоятельно задания для закрепления;

  • разрабатывают план своих действий.

Учащиеся определяют содержание и объём своей домашней работы. Разрабатывают или намечают план индивидуальных действий.

Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов.

Задачи: 1) научить учащихся определять уровень знаний и собственных достижений,

2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути устранения.

Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

  • практический метод (рисунок);

  • проблемно-поисковый метод;

  • метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих заданий в конце параграфа).


Содержание

Время

Задание: Учитель задает учащимся домашнее задание, дифференцируя его по степени сложности и объёму.

Обучающиеся знакомятся с содержанием домашнего задания, так как при анализе могут выясниться затруднения, которые могут возникнуть при его выполнении.

По желанию обучающиеся могут выполнить творческие практические задания.

В тетради нарисовать две окружности (ЗЕМЛЯ) и провести линии экватора для работы на следующем уроке.

Учащиеся: Ставят цели дальнейших действий.


Учитель:  Подводит общий итог проделанной работе в классе.

Презентация: Видеосюжет о Вселенной с космической музыкой

3 мин.

Всего:

3 мин.

Итого:

45 мин.








ЛИСТ САМООЦЕНКИ Дата: _____________

На уроке я

выполнил(а) / не выполнил(а) все задания

соблюдал(а) / не соблюдал(а) правила поведения

Материал урока мне был

понятен / не понятен

Моя оценка себе

За поведение на уроке:

За работу на уроке:

На что я должен (должна) обратить внимание, делая домашнее задание:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!