СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по Изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Пейзаж».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по Изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Пейзаж».»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Касторенская средняя общеобразовательная школа № 1 »

Касторенского района Курской области













Конспект урока

по Изобразительному искусству в 6 классе

на тему: «Пейзаж. Виды пейзажа».










Учитель изобразительного искусства

Жигулина Екатерина Григорьевна










2021 учебный год

Тема урока: Пейзаж. Виды пейзажа.

Тип урока: Изучение новых знаний

Цель расширение знания учащихся о пейзаже как жанре изобразительного искусства; формирование  умения видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира.

рассмотреть особенности построения композиции пейзажа.

Задачи:

- познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;

- показать роль искусства в понимании красоты природы;

- развивать воображение, творческую фантазию;

- совершенствовать умение рисовать по памяти;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- воспитывать патриотические чувства.

Планируемые результаты:

Предметные : содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметные : научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.


















Ход урока


  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте! Я рада Вас видеть, ребята! Проверьте, все ли у Вас готово к уроку.

 - Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам прекрасного настроения,  новых и интересных открытий.  - И так, начнем! - Желаю удачи!


  1. Актуализация знаний.


- С какими видами изобразительного искусства мы знакомились в этом году? (живопись, графика, скульптура)

- Все произведения изобразительного искусства принято делить на жанры.

- С какими жанрами изобразительного искусства мы уже с вами познакомились? (портрет, натюрморт)

- Давайте с вами вспомним, что мы знаем об этих жанрах.

- Что такое натюрморт? (изображение неодушевлённых предметов, мёртвая природа)

- Что такое портрет? (изображение или описание какого-либо человека либо группы людей)

- Какие портреты бывают по количеству изображённых людей? (одиночный, парный, групповой)

- Какие портреты бывают по композиции? (головной, плечевой, поясной, в полный рост)

- Какие портреты бывают по характеру изображения человека? (парадный, камерный, исторический, автопортрет)

- Посмотрите внимательно на доску. Что вы видите? (репродукции живописных картин)

- Можно ли их разделить на группы?

(три ученика выходят к доске и делят репродукции на три группы)

- По какому принципу вы это сделали? (по сюжету)

- Сколько здесь представлено жанров живописи? (портрет, натюрморт, изображение природы)

- Со всеми ли тремя жанрами изобразительного искусства, представленными на доске, мы знакомы?

3. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одним жанром изобразительного искусства, который показывает нам красоту природы.

- Послушайте стихотворение и постарайтесь услышать, как же называется этот жанр (читает ученица):

Если видишь на картине,

Нарисована река,
Живописные долины
И дремучие леса,
Белокурые березки
Или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень,
Или солнечный денек.
Нарисованным быть может
Или север, или  юг.
И любое время года
Мы в картине  разглядим.
Не задумываясь, скажем:
Называется    пейзажем!


- О каком жанре изобразительного искусства шла речь в стихотворении? (пейзаж)

- С каким жанром изо. искусства мы сегодня знакомимся? Какова тема урока?

- Тема урока «Пейзаж. Виды пейзажа»

СЛАЙД 1:

- Что мы уже знаем о пейзаже, благодаря стихотворению и репродукциям картин?

- Что бы вы хотели узнать?

- Чему мы должны сегодня научиться?

- Какие поставим перед собой цели? (Узнать что такое пейзаж, познакомиться с его видами, научиться рисовать пейзаж)

4. Изучение нового материала.

1) Жанр пейзажа

- Ребята, кто из вас попробует сформулировать определение, что же такое ПЕЙЗАЖ?

ПЕЙЗАЖ - это жанр изобразительного искусства, в котором изображаются различные уголки природы.

СЛАЙД 2:

Жанр изобразительного искусства – пейзаж до 16-17 века был только фоном для портретов или исторических сцен. В конце 16 начале 17 веков он стал самостоятельным жанром. В нашей стране он достиг рассвета в 19 веке и наши русские художники стали известны во всем мире.


2) Пейзажи русских художников


- Это художники – Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Иванович Шишкин, Исаак Ильич Левитан, Василий Дмитриевич Поленов – их картины природы содержательны и поэтичны.

СЛАЙД 3:

Изображая природу, эти и другие русские художники стремились передать определенное настроение, состояние их души, которое затем находило отклик в сердцах людей.

Огромны просторы нашей необъятной Родины. Богата и разнообразна её природа, полная тайн, загадок и чудес! Сколько интересного можно увидеть в лесу, на озере или реке, в поле и даже возле своего дома, если внимательней ко всему присмотреться. В своих картинах мастерам удается запечатлеть красоту родной природы и «остановить мгновение», чтобы мы с вами могли этой красотой любоваться.

У каждого времени года особенный запах и цвет,

Но как совершенна природа, что в целом её краше нет!

Каждое время года имеет свой характер и свое настроение. Мы отправляемся с вами на встречу с ними.

/Заранее подготовленные учащиеся рассказывают временах читают стихи о временах года/

1-й ученик:/читает стихотворение А.С. Пушкина/

Вот север, тучи нагоняя, 

Дохнул, завыл – и вот сама 

Идет волшебница-зима, 

Пришла, рассыпалась; клоками 

Повисла на суках дубов, 

Легла волнистыми коврами 

Среди полей вокруг холмов. 

Брега с недвижною рекою 

Сравняла пухлой пеленою; 

Блеснул мороз, и рады мы 

Проказам матушки-зимы.

- Посмотрите на картину Аркадия Александровича Пластова «Первый снег»

СЛАЙД 4:

- Какие чувства вызывает у вас эта картина? (особенное приподнятое настроение от снега; картина вызывает только радостные и восторженные чувства. Все-таки такой простой, но в то же время счастливый момент был у человека как минимум один раз в год на протяжении всей его жизни. Стоя перед этим полотном, хочется вместе с детьми восхищаться этим необыкновенно красивым первым пушистым снегом).

- Сочетание каких цветов преобладает в картине? (серебристые, коричневые, серо-сизые и белый; Картина выполнена в серо-белых тонах. Такая бедная цветовая гамма дает ощущение покоя, ведь природа готовиться отдохнуть).

2-й ученик:/читает стихотворение о весне Плещева А./

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!


- Рассмотрите репродукцию картины Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели»

СЛАЙД 5:

- Ребята, вы вероятно знаете первые признаки весны? Использовал ли художник их в своей работе? (Грачи прилетели, рыхлый грязный снег, проталины с водой).

- А какие цвета использовал в своей работе художник? (серо-голубые, солнечный луч, который освещает картину, дает ощущение дыхания весны, картина наполнена весенним свежи воздухом; Все на картине в мягких, приглушенных тонах. На ней нет ни ярко-красных, ни ярко-желтых красок, однако картина светлая, и главное — на ней мы ощущаем воздух).

3-й ученик /читает стихотворение о лете М.Ивенсена/

Вот и лето подоспело – 

Земляника покраснела: 

Повернется к солнцу боком – 

Вся нальется алым соком. 

В поле – красная гвоздика, 

Красный клевер. Погляди-ка: 

И лесной шиповник летом 

Весь осыпан красным цветом. 

Видно, люди не напрасно 

Называют лето красным. 

- Рассмотрите репродукцию картины Аркадия Александровича Пластова «Летом»

СЛАЙД 6:

- Какие выразительные средства использовал художник в своей работе? (Яркая цветовая гамма). Отчего так много теплых тонов в картине? (Лето)

- О чём говорит сюжет картины? (Аркадий Пластов удивительным образом передал тишину и спокойствие солнечного летнего денька, где под сенью берёз отдыхают деревенские жители. Художник с большим вниманием отнёсся к каждой детали на картине. На заднем плане тёмная полоса леса. Именно там растут эти чудные и вкусные грибы, две корзинки которых теперь стоят рядом с отдыхающими. Зелёная цветущая поляна ярко освещена слепящим солнцем. В тени берёз прохладно и свежо).

- Какие краски использовал художник?

(Общая цветовая гамма картины “Летом” – яркая, колоритная. Художник использует насыщенные цвета: ярко-красный платок девочки, густой синий цвет одежды старой женщины, изумрудная зелень высокой травы в тени берез, янтарный оттенок травы поляны).

4-й ученик /читает стихотворение об осени А.Твардовского/

Меж редеющих верхушек 

Показалась синева. 

Зашумела у опушек 

Ярко-жёлтая листва. 

Птиц не слышно. Треснет мелкий 

Обломившийся сучок, 

И, хвостом мелькая, белка 

Лёгкий делает прыжок. 

Стала ель в лесу заметней, 

Бережёт густую тень. 

Подосиновик последний 

Сдвинул шапку набекрень.

- Следующая репродукция картины Исаак Ильич «Золотая осень»

СЛАЙД 7:

- Какое впечатление произвела на вас эта картина? (ощущение светлой радости и грусти перед недолговечной и хрупкой красотой осенней поры; Всмотревшись в пейзаж можно понять, что красота осени мимолетна, того и гляди сейчас покажутся тучи и ветер оборвет золотистые листья с березок. Но художник успел запечатлеть этот прекрасный момент играющих осенних красок и передал его нам).

- Какие цвета преобладают в картине? (золотой, желтый, синий, голубой с небольшим добавлением зеленого – символизирует полноту жизни; золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени. Берёзы уже одеты в ярко-жёлтую листву, а осины стоят с красными листочками. Их тёплые оттенки создают контраст с изображённой тёмно-синей речкой, изображённой на переднем плане).

- Какое общее чувство выражено в стихотворениях поэтов и в произведениях художников? (Гордость за Родину, восхищение красотой природы, любовь к родному краю).

- Каждый из художников выразил свои чувства и переживания, своё отношение к природе. Они проникли в нашу душу, художникам удалось запечатлеть в своих работах красоту родной природы.

- Художники, изображающие в своих картинах природу, называются художники-пейзажисты.

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть –это шесть.

3) Виды пейзажей

СЛАЙД 8:

- Посмотрите на картины, чем они похожи и чем отличаются? (это пейзажи, изображены разные места: село, город, море)

- Верно. Пейзажи бывают разных видов.

- И сейчас мы с вами вместе будем знакомиться с этими видами пейзажей. Но не просто я вам о них расскажу, а вы мне в этом поможите.

В конвертах у вас на столах лежат конверты, в них карточки с названиями различных видов пейзажей и краткой характеристикой. На экране я вам буду показывать картину, а вы, посовещавшись в группе, должны будите определить какой вид пейзажа вам показан, дать ему название и характеристику.

СЛАЙД 9:

Сельский пейзаж - картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю.



СЛАЙД 10:

Городской пейзаж – это картины, где изображены города, здания и улицы, архитектурные сооружения, реальные или выдуманные достопримечательности. 



СЛАЙД 11:

Морской пейзаж - это особый жанр изобразительного искусства, где основным элементом картины выступает море, а корабли и люди выступают второстепенными персонажами.



СЛАЙД 12:

Архитектурный пейзаж - близок к городскому пейзажу, но здесь художник больше внимания обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.



СЛАЙД 13:

Парковый пейзаж - это часть обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для данного вида пейзажа.



СЛАЙД 14:

Горный пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения - виды гор, горные вершины, горные склоны.



СЛАЙД 15:

Индустриальный пейзаж - самая молодая разновидность пейзажного жанра; он подразумевает панорамные изображения крупных технических объектов



5.      Первичное применение новых знаний

- Какие чувства вызвали увиденные сегодня вами картины?

- Какие картины вам больше всего запомнилась?

- Почему?

- Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники?



6. Постановка художественной задачи

-Ребята, а сейчас я прошу вас задуматься над одним вопросом:

- Можно ли нарисовать рисунок красками не имея кисти? Если да, то чем можно заменить кисть? (можно рисовать руками, ватной палочкой, мятой бумагой, ватным диском, губкой)

- Сегодня , мы научимся рисовать в необычной технике. Вместо кисти мы будем использовать губку, ватные палочки и ватные диски.

Сегодня вы будете изображать пейзаж цветущего луга.

- Посмотрите рисунки с изображением луга.

СЛАЙД 17:

- Какие полевые или луговые цветы вы знаете?

- Все они очень яркие и красивые.

- Как я уже сказала, работать мы будем в необычной технике – вместо кисти мы будем использовать губку, ватные палочки и ватные диски.

У нас мало времени, поэтому я сделала заготовки для ваших работ, на них уже изображено небо и земля, вы должны дополнить рисунок облаками, травой, цветами. Работать вы будите группой, то есть у нас получится три коллективные работы.

СЛАЙД 18:

7. Практическая – творческая работа.

Групповая творческая работа.

8. Итог урока.

Просмотр и анализ работ учащихся.

- У вас получились очень красивые и необычные работы.

- Вам понравилось работать в новой технике?

- Как вы думаете, у вас всё получилось?

- Итак, что же такое пейзаж?

- С какими видами пейзажей мы познакомились?

- Какой вид пейзажа вы сегодня выполнили?

(Выставление отметок)

9. Рефлексия.

Я предлагаю оценить свою работу вам так.

СЛАЙД 18:

- Выберите фразу и продолжите её

Ребята, вы были сегодня замечательными художниками – мастерами. Ваши работы получились яркими, красочными, выразительными.

-Спасибо за урок! До свидания!











13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!