Тема: «В. Бианки «Сова»
Цель: знакомство с познавательной сказкой В. Бианки «Сова».
Ход урока 1. Организационный момент.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.
- Какой раздел мы изучаем?
- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?
- Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант» по вопросам в учебнике .
- Кто такой музыкант? Посмотрели ли вы в энциклопедии?
Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте. А также вообще человек, занимающийся такой игрой.
ΙΙΙ. Актуализация знаний.
- Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.
- Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.
- Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадку.
Всю ночь летает — мышей добывает,
а станет светло — спать летит в дупло. (Картина на доске)
- А что вы знаете об этой птице?
Сова – ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости.
ΙV. Сообщение темы и цели урока.
Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?
V. Подготовка к восприятию нового материала. 1. Смысловое прогнозирование. - О чем, по-вашему, это произведение? - Проверим наши предположения. VΙ. Первичное знакомство с текстом.
1) Чтение текста учителем и учащимися.
- Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?
2) Словарная работа.
Как можно заменить слова и выражения?
Утекает | | убегает. |
Кормовистый | | клевер, предназначенный для корма скоту. |
Цветень | | пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки. |
Хорониться | | прятаться, таиться. |
Раздолье | | много места. |
Как бы худа не вышло | | как бы беды не было. |
Чай белить | | добавлять молоко в чай. |
Пойло | | питательное питьё для скота. |
- Проверка.
Физминутка для глаз
VΙΙ. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса.
- К какому жанру относится произведение, которое вы прочитали?
- Почему вы так решили?
- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
- Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)
Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?».
VΙΙΙ. Закрепление усвоения содержания сказки.
Ответы найти по тексту сказки.
- Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)
- Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?
- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)
- Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)
- Что мы узнаем о природе из этого предложения?
- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)
- Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок переносят.)
- Что произошло с клевером на лугу?
- Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).
- Что же пришлось сделать старику?
- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)
- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)
- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)
ΙX. Работа над усвоением смысла прочитанного. Составление плана для перессказа. X. Домашнее задание.
Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору по плану.
2. Чтение по ролям
XΙ. Рефлексия.
Закончите предложения :
«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…
XΙΙ. Подведение итогов.
- Над каким произведением работали?
- Какого жанра? Чему нас учит произведение В. Бианки?
- А как вы, дети, можете помочь природе?