Тема: Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»
Цель: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях, анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся научаться выразительно, читать произведения, отражая его настроение; высказывать своё мнение о прочитанном; определять тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему; ориентироваться в прочитанных произведениях.
Оборудование: карточки с заданиями, тетради учеников по чтению, цветные карандаши, пословицы на плакате.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Речевая разминка.
- Откройте учебник на с. 52-53.
(Работа над стихотворениями В.Лунина и Т.Павловой в соответствии с указанными заданиями.)
4. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы повторим произведения из раздела «Я и мои друзья», вспомним их авторов и то чему они учили нас. На уроке будем продолжать учиться читать громко, выразительно, правильно отвечать на вопросы.
5.Работа по теме урока.
1) Перечитывание произведений из раздела «Я и мои друзья».
- Вспомните название рассказа по имени героев. Будьте внимательны!
Коля, Вовка, Игорёк («Лучший друг» Ю.Ермолаев).
- Кто автор этого произведения? - Прочитаем этот рассказ «цепочкой». – О ком этот рассказ? – Почему рассердился Коля? - Как Коля хотел поступить с Вовой? – Прочитайте эти строки. – Каким вам кажется поступок Вовы? – Повлиял ли он на Колю? – Можно ли сказать, что ребята умеют дружить и дорожить дружбой? – Чему учит этот рассказ? (Нельзя быть жадным и нельзя без разрешения брать чужие вещи.)
– Прочитайте пословицу: ТУДЕВОД ЕН АРБОД ОД ОВТСМЯРПУ АД АРОСС (Ссора да упрямство до добра не доведут.)
- Прочитайте слова:
Встреча – упрямство – ссора – беда.
- Из какого стихотворения эта последовательность событий? (С.Михалков «Бараны». ) – Кто автор этого произведения? – Какую мудрую мысль спрятал поэт в этом стихотворении? ( Ссора да упрямство до добра не доведут.)
2) - Поработаем по карточкам. Прочитайте выразительно целыми словами отрывки из стихотворений. Как называются произведения? Кто автор? Кто из вас учил это стихотворение наизусть, продолжите чтение этого стихотворения наизусть:
А) «Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей…» (Е. Благинина «Подарок»)
- Можно ли девочек назвать хорошими подругами? (да.)
Б) « - Кто кого обидел первый?
- Он меня !
- Нет, он меня « (В. Орлов «Кто первый? »)
- Важно быть первым, когда начинаешь ссору или когда её прекращаешь? (Важно быть первым, когда ссору прекращаешь.)
В) «Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются…» (Р. Сеф «Совет.»)
- Принимаете ли вы совет автора этого произведения ? (Да.)
Г) «Друзей не покупают,
Друзей не продают…» (В. Берестов «В магазине игрушек».)
- Как вы понимаете выражение: « Друзей находят люди, а также создают»? (Мастерят, придумывают.)
Д) «Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.» (Я. Аким «Моя родня»)
- Кого мальчик считает своей родней? (Маму, папу, сестрёнку, братишку, щенка Тишку, друга Серёжку)
6. Физкультминутка
Солнце глянуло в кроватку
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире
Раз, два, три, четыре, пять,
Наклониться, три, четыре
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
7. Обобщение знаний учащихся
1) Чтения стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу».
- Кого можно называть друзьями?
- Как надо относиться к близким и дорогим тебе людям?
- Какие произведения помогли вам понять, что такое дружба и умение дружить?
- Что означает выражение: «дружбой надо дорожить»?
- Прочитай стихотворение Ю. Энтина «Про дружбу»
Самостоятельное чтение стихотворения в режиме жужжащего чтения.
Проверка понимания прочитанного.
- Какое пожелание высказывает автор? (Никогда не ссориться с друзьями.)
- Согласны ли вы с поэтом, что «ссориться с друзьями не надо»?
- Как прочитаете последние две строки? (С восторгом.)
Выразительное чтение стихотворения вслух.
2) Развитие умения заучивать текст наизусть. Письмо по памяти.
- Прочитайте первое четверостишие.
- Кто с кем дружит?
- Нарисуйте схематически те предметы, о дружбе которых рассказал автор:
с солнцем ветерок
роса с травою
с бабочкой цветок
- С помощью этих рисунков прочитайте наизусть первое четверостишие.
- Прочитайте второе четверостишие.
- Как всё с друзьями можно поделить? (Пополам)
- Какой совет даёт автор? (Не ссориться с друзьями)
- С помощью выделенных слов прочитайте наизусть второе четверостишие:
Пополам
Поделить
Ссориться
Никогда
- Прочитайте наизусть стихотворение.
- Для развития умения заучивать стихотворения наизусть, мы будем учиться писать его по памяти.
- Прочитайте и проговорите каждое слово так, как оно написано. Постарайтесь запомнить правописание каждого слова.
- Запомните, какие знаки препинания проставлены в тексте.
- Обратите внимание, сколько слов напечатано в каждой строке.
- Проговорите ещё раз стихотворение по слогам так, как оно написано.
- Запишите стихотворение по памяти.
- Проверьте свою работу, сверяя её с текстом
3) – Закончите пословицы.
С людьми браниться … (никуда не годится).
О себе заботься, а товарища … ( не забывай).
Новых друзей наживай, а старых … (не теряй).
Настоящему другу … (цены нет).
Приятелей много, а … (друзей нет).
8. Рефлексия.
- Нарисуйте в тетради смайлик, который отражает ваше настроение к материалу урока.
- Что вас огорчило? – Что порадовало?
9. Подведение итогов урока.
- Чему учились на уроке? – Кого можно назвать друзьями? – Могут ли книги быть друзьями? – Почему?
МБОУ СОШ села Волчий Враг
Тамалинского района Пезенской области
Урок – обобщение по чтению в 1 классе.
«Я и мои друзья»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Дурнова Т.В.
2012 – 2013 учебный год