Орг. момент | Проверить готовность к уроку | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Алёна Дмитриевна, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. У вас на партах должно быть: учебник, пенал, листочки с заданием. Поднимите руки те, у кого-то нет листочка. Отлично, можем начинать. Не забудьте, правильную посадку, я принимаю ответ только по поднятой руке. Теперь можем начинать. | Приветствуют учителя | Форма: фронтальная Средства: образцовая речь учителя Методы: беседа |
Подготовка к первичному восприятию | Создать положительную эмоциональную атмосферу, предупредить трудности в понимании, актуализировать знания учащихся, мотивировать к учебной деятельности | - Сейчас я вас познакомлю с автором произведения, с которым мы сегодня познакомимся Михаил Михайлович Зощенко (1894–1958) — писатель и драматург. Родился 9 августа 1894 года в Санкт-Петербурге в семье художника и актрисы любительского театра. Мальчик получал образование в гимназии, которую окончил в 1913 году. Затем он поступил на юридический факультет Петербургского университета, но был отчислен из-за неуплаты за обучение. Будущий писатель был вынужден работать с самого детства. Свои летние каникулы он проводил за работой контролёра на железной дороге. Писатель сменил множество профессий за время своей юности. Свои первые стихи и рассказы М. М. Зощенко написал, когда ему было 8 лет, спустя 5 лет написал рассказ «Пальто» под впечатлением от неурядиц в семье. В 1920–1930-е годы Зощенко стал успешным писателем, его книги издавались огромными тиражами. В апреле 1946 года М. М. Зощенко был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», а в том же году был исключён из Союза писателей и его имя перестали упоминать даже в переводах. Умер в возрасте 63 лет, 22 июля 1958 года в Ленинграде. -Итак, что вы запомнили из биографии Михаила Михайловича? -Сейчас я загадаю вам загадку, ваша задача её отгадать: Сплошь в иголках, да не ёжик, Лапы есть, Но нету ножек, В бусах вся, Да не девица: В Новый год она– Царица. (ёлка) -Верно, это ёлка, так называется произведение, с которым мы с вами сегодня познакомимся. -Откройте учебник на странице 49 и попробуем предположить о чём произведение, которое мы с вами прочтём. -Интересные у вас предположения. Перед тем, как читать текст, предлагаю познакомиться вам, со словами, которые могут встретиться в тексте и быть вам непонятны. Длинновязая девочка – высокая девочка Золотушный ребёнок – больной ребёнок | Слушают Ответы детей -Ёлка Высказывают свои предположения | Форма: фронтальная Средства: образцовая речь учителя, презентация Методы: показ, рассказ |
Первичное восприятие | Познакомить учащихся с конкретным содержанием произведения | - А сейчас, я вам предлагаю прочитать рассказ. Я начну читать, затем попрошу читать кого-то из вас, далее останавливаю, попрошу читать следующего, следите внимательно. | Ответы ребят | Форма: фронтальная Средства: образцовая речь учителя Методы: беседа |
Проверка первичного восприятия | Проверить эмоциональный отзыв содержания прочитанного произведения | -Итак, текст прочитан. Какие эмоции, вызвал этот рассказ? Совпали ли вы ваши предположения о чём данный рассказ, с тем, что прочитали? Какой эпизод в этом рассказе запомнился? | Ответы детей | Форма: фронтальная Методы: беседа Средства: образцовая речь учителя |
Вторичное чтение и анализ | Формировать у учащихся умение анализировать содержание | -Ребята, скажите от чьего имени идёт рассказ? Кто главный герой рассказа? У кого-то из вас были подобные ситуации? 1. В каком возрасте Минька, главный герой произведения, осознал, что такое ёлка? 2. Какие сладости, висящие на новогодней ёлке, привлекли внимание Лёли? Найдите этот момент в тексте 3. Кто из детей, присутствующих на празднике, должен быть, по мнению одной из мам, во взрослом возрасте стать разбойником? В качестве доказательства найдите слова, которые могут подтвердить это 4.Из-за чего поссорились мама Миньки и мама «золотушного» ребёнка? 5. По какой причине обиделась одна из гостий – мама девочки? 6. Кто произнёс умные слова о том, что нельзя, чтобы дети были жадными и злые? 7. Как вы считаете, правильно ли поступила мама, что не встала на сторону гостей праздника? 8. Почему у одного из новогодних подарков (куклы) была повреждена рука? 9. Кто уронил стул на новогодние подарки? Найдите это в тексте 10. Происходили ли впоследствии подобные ситуации с главным героем рассказа? Докажите словами из текста | От имени мальчика, которого зовут Минька Мальчик Минька | Форма: фронтальная Методы: беседа Средства: образцовая речь учителя |
Вторичный синтез произведения (обобщение) | Обобщить прочитанное | -Ребята, у вас у каждого есть карточка, обратите внимание на слайд, на нём представлены характеристики, ваша задача с помощью этих слов, охарактеризовать героя (по выбору) и объяснить свой выбор. Поднимите руки те, кто закончил. Отлично можем проверять, зачитайте, как вы охарактеризовали -Как вы, ребята, считаете, чему может нас научить этот рассказ? Вы бы так же поступили, как поступили Лёля и Минька? Почему? | | Форма: фронтальная, индивидуальная Методы: беседа, упражнение Средства: образцовая речь учителя, карточки с заданиями |
Подведение итогов + рефлексия | Подвести итоги урока | -Итак, ребята, наш урок подходит к концу, вам домашним заданием будет прочитать рассказ «Ёлка» по ролям, на следующем уроке, у вас Елена Юрьевна это проверит. Урок окончен. Можете готовится к следующему уроку. | Слушают информацию о домашнем задании | Форма: фронтальная Методы: рассказ Средства: образцовая речь учителя |