Тема урока: Сложение и вычитание вида + 3 и – 3.
Цель урока: закрепить знания состава чисел, работать над числовым рядом, умение складывать и вычитать в пределах 10 в случаях вида □+3, □-3, прививать интерес к предмету.
Образовательные:
Закрепить умение прибавлять и вычитать число 3.
Закрепить понятие предыдущее число и следующее и учить использовать их в речи.
Закрепить знание последовательности чисел от 1 до 10.
Закрепить умение сравнивать числа.
Совершенствовать вычислительные навыки.
Решать простые задачи на сложение и вычитание природоведческого содержания.
Познакомить учащихся с птицами нашего края, зимующими в наших краях.
Развивающие:
Развивать математическую речь.
Развивать внимание, логическое мышление (умение сравнивать, обобщать, анализировать)
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к птицам.
Воспитывать у детей чувство сопереживания.
С помощью занимательного материала и ИКТ воспитывать любовь к учебным предметам.
Формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике, рабочей тетради.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
- Слушать и понимать речь других.
- Уметь работать в паре.
Оборудование:
Компьютер;
карточки для арифметического диктанта: игровое поле, карточки с числами ответами;
карточки для самостоятельной работы;
плакат с изображением кормушки, карточки с изображением птиц;
учебники, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Начинаем наш урок. Желаю вам хорошо поработать сегодня, быть активными и узнать на уроке много нового и интересного! -Чтобы наши головки хорошо работали, проведем небольшую разминку.
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Упражнение со счётными палочками.
- На доске фигура из счётных палочек.
- Сколько вы видите треугольников?
- Куда добавить две палочки, чтобы получилось 5 треугольников.
2) Устный счет (работа с кассой). Показывают только ответ
5+1, 0+9, 2+6, 9-2, 10-1, 5-0
А) Работа по числовому ряду (индивидуально) Игра «Веселый мяч»
- сосчитай от 10 до 1, от 3 до 6, от 7 до 4.
- сосчитай от 1 до 10 через один;
- сосчитай от 1 до 10 через два;
- какое число следует за числом 3, 8, 5.
- назови соседей числа 6,3.
- какое число стоит между числами 3 и 5, 7 и 9.
Б) - Назови число на 1 больше, чем 8, на 1 больше, чем 7, на 1 больше, чем 5.
Прибавляли один. Что значит прибавить один? (назвать следующее число)
- Покажите результат: 10 уменьшили на 1, 7 уменьшили на 1, 6 уменьшили на 1, 8 уменьшили на 1. Вычитали один. Что значит вычесть один? (назвать предыдущее число).
1) Индивидуальная работа. (во время устного счёта) у доски 1 человек 2) Проверка 1 человек с красным мелом 3) Самоопределение к деятельности
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
– Как изменилась погода с приходом зимы? (стало холоднее).
- Какое наступило время года?
-Сегодня к нам за помощью прилетели птицы. – Почему?
- Для птиц поздняя осень и зима - самое трудное время. Холодно, голодно птицам.
- Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод?
Особенно тяжело птицам приходится во время снегопадов, метелей и сильных морозов. Они прилетают к нашим жилищам за помощью.
- Как человек может помочь птицам?
- На балконе, в саду, в парке, в лесу - везде можно устроить для птиц столовую.
- Можно смастерить кормовой столик, кормушку с крышей в виде домика или приспособить для кормушки коробочку от кефира или сока.
На доске кормушки. Покормим птиц хлебом.
Расположите три булочки на две тарелки. Как это можно сделать? (2 и 1).
- Сколько булочек можно добавить на каждую тарелку, чтобы в них стало по три булочки? (На первую – 1 булочку, на вторую – 2).
Закончите утверждение:
● 3 - это 2 и ... (1)
● 3 – это 1 и ... (2)
- Чему мы будем сегодня учиться на уроке?
Физминутка
III. Работа по теме урока
Практическая работа. Работа с кассой
- К нам на урок прилетели гости. Отгадайте кто они.
Эта серенькая птица во дворах людей гнездится
Серых перышек наряд, глазки-бусинки блестят.
Прыг да скок и, чик-чирик.
Суетлив и невелик.
Крошки сыпь и не жалей. Кто склюет их ….(воробей)?
- К нам прилетели два воробья. Положите на парту 2 круга
- Первые гости у нас уже есть. (Воробья прикрепляет к кормушке).
- ИМЯ читает информ. Про воробья.
А кто еще к нам прилетит, угадаем.
- Грудка ярче, чем заря
У кого? (У снегиря).
- ИМЯ читает информацию про снегиря.
- Спасибо.
- Прилетели к воробью три снегиря. Что делаем?
- Положите справа 3 круга.
- Как можно прибавить к 1 число 3 по частям? (К 1 кругу положить еще 1 круг – будет 2 круга, потом еще 1, потом еще 1).
- Как это записать?
- Составьте пример.
- Дети составляют пример 2+1+1+1= 5
- Кто следующие гости? Угадайте.
Эти птички с хохолком
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти — …
Ответ: Свиристели
Это одни из самых красивейших птиц, зимующих в наших краях.
- Сколько у нас сейчас птиц в кормушках? 5
- Прилетели еще 3 свиристеля. Положите справа еще три круга.
- Как можно прибавить к 5 число 3 по частям? (К 5 кругам положить еще 2 круга – будет 7 кругов, потом еще 1, будет 8).
- Как это записать?
- Составьте пример.
- Дети составляют пример 5+2+1= 8.
- Сделайте вывод, как можно прибавить число 3?
1+1+1, 2+1, 1+2.
- ИМЯ приготовил (а) для вас стихотвор6ение про птиц
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна -
И не страшна будет им зима.