СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике в 1 классе: «Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение - уменьшение на несколько единиц.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике в 1 классе: «Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц».»

Предмет

Математика

Дата

01 декабря 2015 года

Тема

Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц

Планируемые результаты

Предметные: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с принципом решения задач на увеличение (уменьшение) на несколько единиц; продолжить закрепление вычислительного навыка для случаев прибавить и вычесть 2;

Метапредметные: формировать универсальные учебные действия:

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах обучения; осуществлять под руководством учителя пошаговый контроль своих действий.

Познавательные: ориентироваться в материале учебника и находить нужную информацию по заданию учителя; строить несложные цепочки логических рассуждений; понимать и строить простые модели при решении текстовых задач; находить и читать информацию, представленную различными способами.

Коммуникативные: принимать участие в работе в паре с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы; применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действия.

Личностные: способствовать развитию интереса к математике; формированию мотивационной основы учебной деятельности; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап).


Тип урока

Изучение нового материала.

Оборудование

  • Волкова С.И. Математика. Устные упражнения: 1кл.: пособие для учителя – М.: Просвещение, 20012.

  • Моро М.И. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч.М.: просвещение 2012, Ч.1 с. 96, 97.

  • Ситникова Т.Н.Поурочные разработки по математике: 1 класс - М.: ВАКО, 2013

  • Моро М.И. Математика. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций –М.: Просвещение, 2014.

  • Памятка «Структура задачи: условие, вопрос, решение, ответ»

  • Цифры от 0 до 10 для учащихся.

  • Цветовые круги для учащихся: жёлтого, красного и зелёного цвета.

  • Конверты для учащихся с разрезными монетами достоинством 5, 2 и 1 р.

  • Электронное приложение к учебнику Моро М.И. Математика. 1 класс.




ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИМЕЧАНИЯ

I Организация класса. (1 минута)

Учитель: Быть должны у нас в порядке.

Книжки, ручки и тетрадки.

А девиз у нас какой?

Ученики: (Всё, что нужно – под рукой)

Учитель: Смекай. Считай, отгадывай,

Пусть победит смекалка.

Думай, пробуй и ищи!

Будет трудно – не пищи!

II Устный счёт. (7 минут)

  • Выполнение

  • задания на полях учебника с 96 и 97


Учитель: предлагает хорошо читающему ученику первого варианта прочитать задание.

Ученики: (Каким кусочком продолжить узор?)

Учитель: обсудите в парах каким фрагментом вы продолжите узор? Затем одна из пар объяснит свой выбор и как они к нему пришли.

Ученики: ( (Учащиеся работают в паре и легко, простым карандашом соединяют выбранный фрагмент с основным орнаментом)

Учитель проходит и наблюдает за работой.

Затем одна из пар объясняет:

Ученики:

  1. Рассматриваем данный орнамент.

  2. Видим: жёлтый ромб – красный круг – жёлтый ромб – зелёный квадрат. После квадрата узор повторяется, для продолжения узора подходит фрагмент справа, так как после жёлтого ромба должен идти зелёный квадрат.)



Учитель: Почему не подходит фрагмент справа?


Ученики: (Если мы его присоединим, то нарушим ритм, фрагмент начинается с жёлтого ромба, а должен начинаться с зелёного квадрата)

Учитель: предлагает хорошо читающему ученику второго варианта прочитать задание.

Ученики: (Продолжи)

Учитель: обсудите в паре как вы продолжите числовой ряд? Затем одна из пар объяснит свой выбор и как они к нему пришли.

Ученики:

(Учащиеся работают в паре и легко, простым карандашом вписывают цифры)


Учитель проходит и наблюдает за работой.

Затем одна из пар объясняет:

Ученики:

(1.Рассматриваем данный столбик.

2.Видим: числа расположены в порядке уменьшения, через одно, значит продолжением будет 3,1)

3. В нижнем столбике числа расположены в порядке увеличения, через одно, значит продолжением будет 8, 10)

После каждого объяснения остальные учащиеся выражают свое согласие или несогласие карточками зелёного цвета (согласие) и красного (несогласие)



  • Затем учащиеся класса проверяют правильность решения примеров у доски, сигнализируя карточками светофора.







  • Решение примеров с обратной связью










Учитель: По какому признаку вы можете разделить примеры на группы?

Ученики: (Группа примеров на сложение и группа примеров на вычитание.)

Учитель: Какой пример лишний?

(10 – 2 – так как это вычитание из двузначного числа)

(8 +2 = 10 – в ответе двузначное число)


  • Работа с таблицей

Три мальчика – Саша, Ваня и Толя – купили в магазине по одному предмету: линейку, тетрадь и пенал. Кто купил линейку, кто – тетрадь, а кто – пенал, если Саша купил не линейку, а Ваня – не линейку и не пенал?



Линейка

Тетрадь

Пенал-

Саша

-

-

+

Ваня

-

+

-

Толя

+

-

-

Учитель: По какому предложению сразу можно дать один ответ?

Ученики:

(А Ваня не линейку и не пенал, откуда видно, что Ваня купил тетрадь.

Тогда Саша и Толя тетрадь уже не могут купить, значит Саша купил пенал.

Толя не мог кпить тетрадь и пенал, значит он купил линейку)


III Целеполагание.(5 минут)

Работа с электронным приложением к учебнику

Задание: найди задачу и реши её.


Учитель: Как определим среди записей задачу?


Учащиеся по опорной схеме называют части задачи:

Ученики:(В задаче должны быть условие, вопрос, решение, ответ)


Далее учащиеся читают записи и доказывают является та или иная запись задачей и почему.

Учитель:

  1. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке осталось 4 мелка.

Ученики: (Это не задача – нет вопроса. Сразу дан ответ.)

Учитель:

  1. В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?

Ученики:(Это не задача – в условии не хватает данных, мы не знаем сколько мелков было в коробке)

Учитель:

  1. В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке?

Ученики:(Это задача – в ней есть условие, вопрос. Решать задачу будем вычитанием, так как, когда мелки взяли из коробки, их осталось меньше. 7 – 3 = 4 мелка осталось в коробке)

Учитель:

  1. В коробке 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько карандашей осталось в коробке?

Ученики: (Это не задача. Хотя в ней есть условие, вопрос, но в условии говорится о мелках, а спрашивается о карандашах)


Учитель: Молодцы! Предположите, чем будем заниматься на уроке ?

Ученики:(Решать задачи)


Учитель: А какие задачи будем решать – на этот вопрос вам поможет ответить ещё одно задание.


Увеличьте

Уменьшите

5 на 1 (6)

2 на 3 (5)

4 на 1 (5)

7 на 0 (7)

У: Что общего у этих примеров?

(Прибавляем и получаем больше, то есть было меньше – стало больше)


5 на 2 (3)

8 на 1 (7)

6 на 2 (4)

9 на 0 (9)

У: Что общего у этих примеров?

(Вычитаем и получаем меньше, то есть было больше – стало меньше)



Учитель: Какой вывод сделаем?

Ученик:(Когда увеличиваем – прибавляем, становится больше.

Когда уменьшаем – вычитаем, становится меньше)


Учитель: Так какие задачи будем решать на уроке?

Ученики: (Будем решать задачи, в которых что – то увеличивается или уменьшается)

Учитель: Давайте прочтём в учебнике, правильно ли вы предположили тему урока?

Учащиеся открывают учебник на с. 96 и читают:






Учитель: Попробуйте предположить, как решить задачу, в которой происходит увеличение предметов?

Ученики:(Сложением, так как было меньше, а стало больше)

Учитель: Давайте предположим, как решить задачу, в которой происходит уменьшение предметов?

Ученики:(Вычитанием, так как было больше, а стало меньше)

Проверим, посмотрев материал на диске, который нам приготовил Квадрик.

IV Изучение нового учебного матенриала (5 минут)

Электронное приложение:

  • Оля нарисовала 4 ёлочки, а Ваня пририсовал ещё 2 ёлочки. Оля увидела, что на её рисунке ёлочек стало на 2 больше. В математике это записывают так: 4 +2 = 6; 6 4. Когда число предметов увеличивается, то есть предметов становится больше используется сложение. На схеме это можно показать так:


  • В сервизе было 6 чашек. Одна чашка разбилась. Чашек стало меньше. В математике это записывают так : 6 – 1 – 5; 5

Учитель: Скажите, ребята, Квадрик подтвердил или опроверг ваше предположение?

Ученик: (Подтвердил)






Физкультминутка (1 минута)

(Включает в себя общефизические упражнения, танцевальные и минутка отдыха для глаз)


V Закрепление изученного, практическая работа (7 минут)

Работа по учебнику с. 96


  • Решение задачи №1












  • Первичное чтение учителем.

  • Чтение задачи хорошо читающими учеником (1)

  • Далее решаем задачу «по цепочке»:

Мне известно: У Люси было 4 тетради, стало на 2 больше – это условие.

Надо узнать: сколько тетрадей стало у Люси? Это вопрос.

Рисую и объясняю: 4 кружка красного цвета да ещё 2 кружка зелёного, объединяю, значит 4 и 2 надо сложить.

Называю решение: 4 + 2 = 6, предметов стало больше – поэтому сложили

Называю ответ: 6 тетрадей


  • Решение задачи №2










  • Первичное чтение учителем.

  • Чтение задачи хорошо читающими учеником (1)

  • Далее решаем задачу «по цепочке»:

Мне известно: У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше. Это условие.

Надо узнать: Сколько карандашей стало у Лиды? Это вопрос.

Рисую и объясняю: 5 треугольников красного цвета, два зачёркиваю, значит надо вычитать.

Называю решение: 5 – 2 = 3, предметов стало меньше – поэтому вычитали.

Называю ответ: 3 карандаша.


У: Ребята, вспомните, кроме решения задач, что мы ещё должны сделать на уроке?

(Находить на рисунке геометрические фигуры)

(3 минуты)














Учитель: Загадка:

Она красива и мила,

Имя ее от слова "зола".

Ученики: (Золушка)

Учитель: Кто автор сказки?

Ученики:(Шарль Перро)

Учитель: Ребята. Почему я вам загадала эту загадку?

Ученики:(В учебнике иллюстрация к этой сказке)

Учитель: Вам необходимо найти на этом рисунке знакомые на геометрические фигуры.

Ученики: ( Круги: солнце, окна в доме и карете, колёса – отмечают их различие по форме и цвету; многоугольники; лучи; отрезки, треугольники, ломаные)


VI Рефлексия (10 минут)


  • Работа в тетради на печатной основе

Учитель: А сейчас самостоятельная работа в тетради, по вариантам. Первый вариант будет решать задачу о божьих коровках, а второй вариант о муравьях.

По одному человеку от каждого варианта решают эти задачи под «шторкой».



(Учитель проходит по классу, оказывая помощь ученикам, которые в ней нуждаются)


Затем шторка открывается, ученики у доски объясняют решение задач.

Вариант I.

Мне известно: На листочке было 3 божьи коровки, стало на 2 больше – это условие.

Надо узнать: Сколько божьих коровок стало на листке?

Рисую и объясняю: Три кружка да ещё два, объединяю их, значит надо сложить.

Называю решение: 3 + 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали.

Называю ответ: 5 божьих коровок.

Вариант II.

Мне известно: 7 муравьёв несли прутик. Стало на 2 меньше. Это условие.

Надо узнать: Сколько муравьёв стало? Это вопрос.

Рисую и объясняю: 7 треугольников , два зачёркиваю, значит надо вычитать.

Называю решение: 7 – 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали.

Называю ответ: 5 муравьёв.

Учащиеся оценивают работу товарищей у доски, сверяя свою работу с их.


Оцените свою работу на уроке:



















Трудность

Интерес

Успех


VII Итог урока (2 минуты)


Учитель: Какие новые знания получили сегодня на уроке?

(Учились решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

Учитель: Как же решать такие задачи?

(Если предметов стало больше, чем было, то решать задачу надо сложением. А если предметов стало меньше, чем было, то задачу надо решать вычитанием.)

Учитель: А где в жизни нам могут пригодиться эти знания?

Ученики: (

Учитель: что дома необходимо сделать в учебнике?

Ученики: (стереть простой карандаш на с 96 и 97. К книгам относиться надо бережно)


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Задание учебника с. 97

















Ученики: (8 рублей: 5,2,1; 5,1.1.1; 2,2,1,1,1,1; 2,2,2,1,1.

9 рублей: 5,2,2; 5,1,1,1,1; 2,2,2,1,1,1; 5,2,1,1; .

10 рублей: 5, 5; 5,2,2,1; 5,1,1,1,1,1; 5,2,1,1,1

















Учащиеся проверяют готовность у уроку: на парте учебник, рабочая тетрадь, пенал и разложены разрезные цифры от 0 до 10






Во время выполнения этого задания трое учащихся работают у доски, заполняя пропуски:

Первый ученик

□ +1 = 1

□ – 2 =8

6 - □ = 4

□ – 2 = 7

Второй ученик

□ + 1 = 9

5 + □ = 7

6 + □ – 6

□ – 2 = 5

Третий ученик

□ – 2 = 6

7 – 1 - □ = 5

□ + 1 + 1 = 2

6 + □ = 8





























с. 96 учебника № 4 включается в устный счёт с обратной связью. Примеры записаны на доске, учитель указкой показывает пример, учащиеся поднимают карточку с ответом.

















Фронтальная работа

Таблица заранее начерчена на доске и заполняется во время второго чтения задания.








Опорная схема:








































Примеры записаны на доске, учитель записывает ответы, которые дают учащиеся




















Электронное приложение к учебнику, использование мультимедийного оборудования, изображение анимационное,

текст (записанный слева) читает диктор







Электронная





Работа по учебнику



Записи ведутся в тетрадях.




















































Работа с учебником с.97



























Фронтальная работа.










Самостоятельная работа



































Ученики закрашивают в столбиках уровень трудности материала, интереса к нему и успешность свою на уроке.


Задание даётся ученикам, которые быстрее других справились с решением задачи:

необходимо сделать покупку в магазине булочки стоимостью 8 рублей, стоимостью 9 рублей и 10 рублей.




Работа в группе

На парте лежит конверт, в котором находятся монеты разного достоинства: 5, 2, 1 рубль


Задание выполняется по рядам


10