I Организация класса. (1 минута) Учитель: Быть должны у нас в порядке. Книжки, ручки и тетрадки. А девиз у нас какой? Ученики: (Всё, что нужно – под рукой) Учитель: Смекай. Считай, отгадывай, Пусть победит смекалка. Думай, пробуй и ищи! Будет трудно – не пищи! II Устный счёт. (7 минут) Учитель: предлагает хорошо читающему ученику первого варианта прочитать задание. Ученики: (Каким кусочком продолжить узор?) Учитель: обсудите в парах каким фрагментом вы продолжите узор? Затем одна из пар объяснит свой выбор и как они к нему пришли. Ученики: ( (Учащиеся работают в паре и легко, простым карандашом соединяют выбранный фрагмент с основным орнаментом) Учитель проходит и наблюдает за работой. Затем одна из пар объясняет: Ученики: Рассматриваем данный орнамент. Видим: жёлтый ромб – красный круг – жёлтый ромб – зелёный квадрат. После квадрата узор повторяется, для продолжения узора подходит фрагмент справа, так как после жёлтого ромба должен идти зелёный квадрат.) Учитель: Почему не подходит фрагмент справа? Ученики: (Если мы его присоединим, то нарушим ритм, фрагмент начинается с жёлтого ромба, а должен начинаться с зелёного квадрата) Учитель: предлагает хорошо читающему ученику второго варианта прочитать задание. Ученики: (Продолжи) Учитель: обсудите в паре как вы продолжите числовой ряд? Затем одна из пар объяснит свой выбор и как они к нему пришли. Ученики: (Учащиеся работают в паре и легко, простым карандашом вписывают цифры) Учитель проходит и наблюдает за работой. Затем одна из пар объясняет: Ученики: (1.Рассматриваем данный столбик. 2.Видим: числа расположены в порядке уменьшения, через одно, значит продолжением будет 3,1) 3. В нижнем столбике числа расположены в порядке увеличения, через одно, значит продолжением будет 8, 10) После каждого объяснения остальные учащиеся выражают свое согласие или несогласие карточками зелёного цвета (согласие) и красного (несогласие) Затем учащиеся класса проверяют правильность решения примеров у доски, сигнализируя карточками светофора. Учитель: По какому признаку вы можете разделить примеры на группы? Ученики: (Группа примеров на сложение и группа примеров на вычитание.) Учитель: Какой пример лишний? (10 – 2 – так как это вычитание из двузначного числа) (8 +2 = 10 – в ответе двузначное число) Три мальчика – Саша, Ваня и Толя – купили в магазине по одному предмету: линейку, тетрадь и пенал. Кто купил линейку, кто – тетрадь, а кто – пенал, если Саша купил не линейку, а Ваня – не линейку и не пенал? | Линейка | Тетрадь | Пенал- | Саша | - | - | + | Ваня | - | + | - | Толя | + | - | - | Учитель: По какому предложению сразу можно дать один ответ? Ученики: (А Ваня не линейку и не пенал, откуда видно, что Ваня купил тетрадь. Тогда Саша и Толя тетрадь уже не могут купить, значит Саша купил пенал. Толя не мог кпить тетрадь и пенал, значит он купил линейку) III Целеполагание.(5 минут) Работа с электронным приложением к учебнику Задание: найди задачу и реши её. Учитель: Как определим среди записей задачу? Учащиеся по опорной схеме называют части задачи: Ученики:(В задаче должны быть условие, вопрос, решение, ответ) Далее учащиеся читают записи и доказывают является та или иная запись задачей и почему. Учитель: В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. В коробке осталось 4 мелка. Ученики: (Это не задача – нет вопроса. Сразу дан ответ.) Учитель: В коробке были мелки. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке? Ученики:(Это не задача – в условии не хватает данных, мы не знаем сколько мелков было в коробке) Учитель: В коробке было 7 мелков. Из коробки взяли 3 мелка. Сколько мелков осталось в коробке? Ученики:(Это задача – в ней есть условие, вопрос. Решать задачу будем вычитанием, так как, когда мелки взяли из коробки, их осталось меньше. 7 – 3 = 4 мелка осталось в коробке) Учитель: В коробке 7 мелков. Из коробки взяли 2 мелка. Сколько карандашей осталось в коробке? Ученики: (Это не задача. Хотя в ней есть условие, вопрос, но в условии говорится о мелках, а спрашивается о карандашах) Учитель: Молодцы! Предположите, чем будем заниматься на уроке ? Ученики:(Решать задачи) Учитель: А какие задачи будем решать – на этот вопрос вам поможет ответить ещё одно задание. Увеличьте | Уменьшите | 5 на 1 (6) 2 на 3 (5) 4 на 1 (5) 7 на 0 (7) У: Что общего у этих примеров? (Прибавляем и получаем больше, то есть было меньше – стало больше) | 5 на 2 (3) 8 на 1 (7) 6 на 2 (4) 9 на 0 (9) У: Что общего у этих примеров? (Вычитаем и получаем меньше, то есть было больше – стало меньше) | Учитель: Какой вывод сделаем? Ученик:(Когда увеличиваем – прибавляем, становится больше. Когда уменьшаем – вычитаем, становится меньше) Учитель: Так какие задачи будем решать на уроке? Ученики: (Будем решать задачи, в которых что – то увеличивается или уменьшается) Учитель: Давайте прочтём в учебнике, правильно ли вы предположили тему урока? Учащиеся открывают учебник на с. 96 и читают: Учитель: Попробуйте предположить, как решить задачу, в которой происходит увеличение предметов? Ученики:(Сложением, так как было меньше, а стало больше) Учитель: Давайте предположим, как решить задачу, в которой происходит уменьшение предметов? Ученики:(Вычитанием, так как было больше, а стало меньше) Проверим, посмотрев материал на диске, который нам приготовил Квадрик. IV Изучение нового учебного матенриала (5 минут) Электронное приложение: Оля нарисовала 4 ёлочки, а Ваня пририсовал ещё 2 ёлочки. Оля увидела, что на её рисунке ёлочек стало на 2 больше. В математике это записывают так: 4 +2 = 6; 6 4. Когда число предметов увеличивается, то есть предметов становится больше используется сложение. На схеме это можно показать так: В сервизе было 6 чашек. Одна чашка разбилась. Чашек стало меньше. В математике это записывают так : 6 – 1 – 5; 5 Учитель: Скажите, ребята, Квадрик подтвердил или опроверг ваше предположение? Ученик: (Подтвердил) Физкультминутка (1 минута) (Включает в себя общефизические упражнения, танцевальные и минутка отдыха для глаз) V Закрепление изученного, практическая работа (7 минут) Работа по учебнику с. 96 Первичное чтение учителем. Чтение задачи хорошо читающими учеником (1) Далее решаем задачу «по цепочке»: Мне известно: У Люси было 4 тетради, стало на 2 больше – это условие. Надо узнать: сколько тетрадей стало у Люси? Это вопрос. Рисую и объясняю: 4 кружка красного цвета да ещё 2 кружка зелёного, объединяю, значит 4 и 2 надо сложить. Называю решение: 4 + 2 = 6, предметов стало больше – поэтому сложили Называю ответ: 6 тетрадей Первичное чтение учителем. Чтение задачи хорошо читающими учеником (1) Далее решаем задачу «по цепочке»: Мне известно: У Лиды было 5 карандашей. Стало на 2 меньше. Это условие. Надо узнать: Сколько карандашей стало у Лиды? Это вопрос. Рисую и объясняю: 5 треугольников красного цвета, два зачёркиваю, значит надо вычитать. Называю решение: 5 – 2 = 3, предметов стало меньше – поэтому вычитали. Называю ответ: 3 карандаша. У: Ребята, вспомните, кроме решения задач, что мы ещё должны сделать на уроке? (Находить на рисунке геометрические фигуры) (3 минуты) Учитель: Загадка: Она красива и мила, Имя ее от слова "зола". Ученики: (Золушка) Учитель: Кто автор сказки? Ученики:(Шарль Перро) Учитель: Ребята. Почему я вам загадала эту загадку? Ученики:(В учебнике иллюстрация к этой сказке) Учитель: Вам необходимо найти на этом рисунке знакомые на геометрические фигуры. Ученики: ( Круги: солнце, окна в доме и карете, колёса – отмечают их различие по форме и цвету; многоугольники; лучи; отрезки, треугольники, ломаные) VI Рефлексия (10 минут) Учитель: А сейчас самостоятельная работа в тетради, по вариантам. Первый вариант будет решать задачу о божьих коровках, а второй вариант о муравьях. По одному человеку от каждого варианта решают эти задачи под «шторкой». (Учитель проходит по классу, оказывая помощь ученикам, которые в ней нуждаются) Затем шторка открывается, ученики у доски объясняют решение задач. Вариант I. Мне известно: На листочке было 3 божьи коровки, стало на 2 больше – это условие. Надо узнать: Сколько божьих коровок стало на листке? Рисую и объясняю: Три кружка да ещё два, объединяю их, значит надо сложить. Называю решение: 3 + 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали. Называю ответ: 5 божьих коровок. Вариант II. Мне известно: 7 муравьёв несли прутик. Стало на 2 меньше. Это условие. Надо узнать: Сколько муравьёв стало? Это вопрос. Рисую и объясняю: 7 треугольников , два зачёркиваю, значит надо вычитать. Называю решение: 7 – 2 = 5, предметов стало меньше – поэтому вычитали. Называю ответ: 5 муравьёв. Учащиеся оценивают работу товарищей у доски, сверяя свою работу с их. Оцените свою работу на уроке: VII Итог урока (2 минуты) Учитель: Какие новые знания получили сегодня на уроке? (Учились решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Учитель: Как же решать такие задачи? (Если предметов стало больше, чем было, то решать задачу надо сложением. А если предметов стало меньше, чем было, то задачу надо решать вычитанием.) Учитель: А где в жизни нам могут пригодиться эти знания? Ученики: ( Учитель: что дома необходимо сделать в учебнике? Ученики: (стереть простой карандаш на с 96 и 97. К книгам относиться надо бережно) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ Задание учебника с. 97 Ученики: (8 рублей: 5,2,1; 5,1.1.1; 2,2,1,1,1,1; 2,2,2,1,1. 9 рублей: 5,2,2; 5,1,1,1,1; 2,2,2,1,1,1; 5,2,1,1; . 10 рублей: 5, 5; 5,2,2,1; 5,1,1,1,1,1; 5,2,1,1,1 |