- сформулировать правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями через решение проблемной ситуации;
- применять полученные знания при решении задач.
- овладение языком математики и математической культурой как средством познания мира;
- установка на активное участие в решении практических задач математической направленности.
- умение выполнять сложение дробей с одинаковыми знаменателями через практическую деятельность;
Раздаточный материал, иллюстрации по теме, тетрадь, карточки для индивидуальной работы
№ | Этап урока | Содержание | Виды деятельности | Результат | |
учитель | ученик | |
1 | Организационный этап | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | |
2 | Актуализация знаний | До сих пор мы рассматривали натуральные числа и число 0, а также действия над этими числами. Однако, при решении практических задач, столкнулись с тем, что при измерении, делении целого на части используют другие числа, которые мы называем так: полчаса, половина, четверть, полметра, треть. Мы понимаем о каких числах идет речь? Как они называются? (дробь, дробные числа, часть, доля) -Как в математике мы называем эти числа? (дробь) -Для чего нужны дроби? Люди разных профессий используют дроби в процессе работы, даже не задумываясь об этом. Знания обыкновенных дробей и умения выполнять действия над ними необходимы людям в повседневной жизни. (измерять длины, площади земельных участков, объемы, массы тел, время). Если говорить простым языком, то дробь это часть чего-либо. Это «чего-либо» может быть чем угодно — едой, деньгами, числом. 2. Давайте проверим, хорошо ли мы знаем дроби Прочитайте утверждение/Если оно верное поставьте +, если нет, то - 1 Дробью называют часть целого 2 Дробь состоит из числителя и знаменателя 3 Знаменатель находится над чертой дроби 4 Числитель находится под чертой дроби 5 Числитель показывает сколько частей взяли при делении. Знаменатель показывает на сколько равных частей разделили целое. Давайте с помощью этой карточки проверим ответы. Ответы: + + - - + Если отметили все верно поставьте себе «5», допустили одну ошибку «4», две ошибки «3». | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Формулирует задание и контролирует выполнение работы | Отвечают на вопросы Выполняют задание, обосновывают выбор правильного ответа Осуществляют самопроверку, самооценку | выражать свои мысли, вступать в диалог умение контролировать и оценивать свою работу |
3 | Мотивация к учебной деятельности | Тема дробей требует много терпения и внимания, особенно если человек изучает её впервые. Если вы наберётесь терпения и освоите дроби, то уверяю, что дальнейшее изучение математики станет для вас интересным, а ситуации, когда в жизни придется столкнуться с дробями, будут решаться легко и просто. | Создает эмоциональный настрой | Высказывают свое мнение, приводят примеры | волевая саморегуляция |
4 | Фиксация затруднения | Рассмотрим пример из жизни, когда мы сталкиваемся с дробями. Итак, мы купили пиццу. Решили разделить её на четыре части. П осмотрите на макет. Представьте, что это наша пицца, разделённая на четыре куска. Сначала съели два куска пиццы. Как это записать с помощью дроби? А потом еще один кусок. Как это записать с помощью дроби? Сколько кусков пиццы съели? А как это записать с помощью дробных чисел? (разные ответы) - У нас получились разные ответы, как вы думаете почему? (потому что не умеем складывать дроби) | Создает проблемную ситуацию. Организует фиксацию затруднений и побуждает определить свою позицию | Высказывают трудности, свое мнение | умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других использовать наблюдение, определять границу «знания-незнания» |
5 | Постановка проблемы. Постановка темы, цели урока | Смогли мы ответить на вопрос о количестве съеденной пицце? А как это записать знаем? Где возникло затруднение? Почему оно возникло? (мы не знаем как складывать дроби) Давайте определим тему нашего урока (сложение дробей) И это будут не просто дроби. А дроби с какими знаменателями? (одинаковыми) - Какую же тему мы будем сегодня изучать? (Сложение дробей с одинаковыми знаменателями) -Чему нам сегодня предстоит научиться? (Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями) Дроби складывают по определенным правилам. Нам необходимо узнать правило сложения дробей, научиться складывать дроби и с помощью этих знаний решать практические задачи. | Организует подводящий к теме диалог Уточняет понимание обучающимися поставленной цели | Формулируют тему и цель урока | умение выявлять проблему, определять границу «знания-незнания», умение определять цель урока |
6 | Первичное усвоение новых знаний | Нам поможет в изучении этой темы учебник математики. На странице 184 изучите правило. Давайте же вернемся к задаче про пиццу. И с помощью правила сложим дроби с одинаковыми знаменателями и решим задачу. + = Еще раз сформулируем правило: Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения. А теперь потренируемся решать примеры на сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Коллективное решение примеров Решите самостоятельно (или с комментированием, по ситуации) Чтобы решить такие примеры, что использовали? (правило сложения) Задание на включение в систему знаний «Будь учителем!» Прочитай эту запись и определи, правильно ли выполнено сложение дробей. + = Определи, какое слагаемое пропущено в этой записи. + = Разобрать, допущенные ошибки | Дает задание на поиск в необходимой информации. Организует обсуждение способов решения Организует проверку выполнения задания | Находят в тексте информацию. Называют основные позиции нового материала Отвечают на вопросы учителя Называют правило, на которое опирались при выполнении задания | выбирать действия по достижению цели; проговаривание последовательность действий на уроке формирование познавательной инициативы умение находить и выделять необходимую информацию умение осознавать ответственность за общее дело умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью умение слушать и понимать речь других учитывать разные мнения |
| Первичная проверка понимания | Самостоятельная работа с проверкой по эталону. С последующей проверкой по эталону. С выставлением оценки. Ответы: ; ; ; Если решили все верно поставьте себе «5», допустили одну ошибку «4», две ошибки «3». У кого возникли затруднения? В каком примере? Почему? | Организует самостоятельную работу | Называют правило, на которое опирались при выполнении задания Осуществляют самопроверку, самооценку | оценка, контроль, коррекция |
| Первичное закрепление | Практическая работа (индивидуальные карточки) Перед вами план дачного участка. На сколько равных частей разделен дачный участок? (на 8) 1 часть участка засадили морковью, 2 части картофелем, 1 часть томатами. Заштрихуйте на плане участка части, засаженные овощами. Сколько частей дачного участка засадили овощами? Как записать это в виде дробного выражения? | Обеспечивает мотивацию выполнения задания Организует обсуждение способов решения | Выполняют задания по карточкам Приводят примеры Называют правило, на которое опирались при выполнении задания Объясняют свой выбор | умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности |
| Рефлексия (подведение итогов занятия) | Какую тему урока мы сегодня изучали? Какие цели были поставлены? Достигнуты ли они? Какие трудности у вас возникли? | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями Помогает выявить причинно-следственные связи | Отвечают на вопросы учителя Высказывают трудности Определяют причины Формулируют конечный результат своей работы на уроке | умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других |