Тема урока: «Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 100. Вычитание без перехода через разряд».
Цели: познакомиться с правилом вычитания чисел в пределах 100 без перехода через разряд; совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100; умения решать задачи; развивать логическое мышление, внимание учащихся.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная.
Оборудование: карточки с заданиями, презентация к уроку
Планируемые результаты:
Предметные: умеют выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100; решать текстовые задачи в два действия;
Личностные: признают собственные ошибки; проявляют положительные эмоции, интерес к урокам математики.
Метапредметные: регулятивные: организуют взаимопроверку выполненной работы; познавательные: выполняют вычисления по аналогии, сравнивают разные записи решений; коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
Детки, представьте себе, что вы маленькое семечко (закрывают голову руками)
Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (учитель проходит между рядов и гладит по головкам детей)
С первыми лучами солнышка семечко начинает медленно расти,
появляются первые листочки (дети поднимают руки, тянутся вверх руками) Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики)
И вот наступает радостный момент,
появляется прекрасный цветок
(Дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки)
Цветок хорошеет (Дети улыбаются друг другу)
И от этого цветка всем светло и тепло на душе.
-Присаживайтесь! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте улыбкой наших гостей.
Теперь посмотрите на меня.
- Пусть хорошее настроение поможет вам преодолеть трудности на уроке. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших головках.
- Ребята, а вы знали, что издавна люди называют математику царицей наук? Как вы думаете, почему? (Потому что математика применяется в различных областях знаний)
Чтение стихотворения
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень точная наука,
Очень строгая наука,
Интересная наука –
Это математика!
- Ребята, я начну урок с необычного вопроса. Любите ли вы путешествия? (Да)
- Мы сегодня с вами отправимся в страну Математика. Совершим путешествие по станциям «Повтори - ка», «Узнай - ка», «Реши - ка».
Готовы?
3. Актуализация знаний (10 мин)
- У вас на столах лежат листы самооценки. Если вы выполняете задание на каждой станции без единой ошибки, вы ставите плюс; если же у вас есть ошибка, то вы ставите минус. В конце путешествия подсчитаем все плюсы и минусы и оценим себя.
- Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа и пропишем образцы.
- Итак, первая станция «Повтори - ка».
На слайде будут появляться задания на повторение. Ваша задача записывать ответы в строчку через запятую.
- Назови число, которое следует за числом 19?
- Какое число предшествует числу 45?
- Сколько нужно прибавить к 30, чтобы получилось 37?
- Увеличь 20 на 9.
- Назови число, состоящее из 6 десятков 3 единиц.
- Назови число, в котором 1 сотня.
- Назовите самое большое однозначное число.
- Какое число находится между числами 54 и 56?
- Проверьте по образцу ответы. В листе самооценки поставьте плюс напротив станции «Повтори - ка», если нет ошибок. Если есть ошибки, ставьте минус.
- Давайте вспомним состав чисел 15, 34, 50. (на доске)
4. Проблемная ситуация. Формулирование темы и целей урока (5-7 мин)
- Уменьши 29 на 7. (Возникают трудности.)
- Ребята, скажите, а почему мы не знаем ответ в последнем задании? (Т.к не знаем, как вычислить)
- Конечно, ребята. Поэтому в конце нашего путешествия мы не только найдем сокровище, но и узнаем новое.
- Скажите, а каким математическим знаком мы можем заменить слово «уменьшить»? (минус)
- Отлично! А как называется действие, в котором знак минус? (Вычитание)
- А давайте вспомним компоненты при сложении. (слагаемое, слагаемое, сумма)
- А при вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
-Хорошо, молодцы!
На доске выражение 29-7
- Давайте обратим внимание на данное выражение. Скажите, что нового мы узнаем сегодня? Что мы еще не знаем?
Если не могут ответить.
- С каким действием будем сегодня работать? (вычитание)
- А что мы будем вычитать? (числа)
- Значит, какая тема урока сегодня? (Вычитание чисел без перехода через разряд)
- Давайте сформулируем цели урока. Что мы узнаем нового? Чему будем учиться? (узнаем, правило вычитания чисел без перехода через разряд; научимся вычитать числа без перехода через разряд, а также правильно записывать их)
- Ну что, ребята, первую станцию мы прошли. Следующая станция «Узнай - ка».
5. Открытие новых знаний (3-4 мин)
- Ребята, давайте вспомним, как мы на прошлом уроке складывали числа? Расскажите правило. (Единицы складываем с единицами. Десятки складываем с десятками.)
- А как вы думаете, как мы будем вычитать числа? Будет ли алгоритм вычитания чисел отличаться от алгоритма сложения? (Нет)
- Давайте, мы попробуем сформулировать правило вычитания чисел. Откроем учебник на с. 59 и проверим, правильно ли мы сформулировали правило.
- На листе самооценки поставьте плюс под станцией «Узнай - ка».
6. Физминутка. (2 мин)
- Давайте мы немного отдохнем, так как впереди нас еще много работы.
Из – за парт мы быстро встали
И на месте зашагали.
А потом мы улыбнулись,
Выше – выше потянулись.
Сели – встали, сели – встали,
За минутку сил набрались.
Плечи ваши распрямите,
Поднимите, опустите,
Вправо, влево повернитесь
И за парту вновь садитесь.
7. Закрепление нового знания. (15 мин)
- Итак, мы останавливаемся на станции «Реши - ка». У меня на доске написаны 2 примера, помогите мне их решить. Образец записи на доске.
46 – 4 39 – 20
Представим число 46 на удобные разрядные слагаемые 40 и 6.
- Мы с вами сказали, сформулировали правило. Применяем его, вычитаем единицы из единиц, десятки из десятков. Что получится? Как запишем?
40 + (6 – 4)=42
(30 – 20) + 9=19
- У нас открыты учебники на с. 59. Давайте выполним № под вопросом внизу учебника в парах.
Выполнение номера. Обратите внимание, что ответы с вашим партнером должны быть одинаковые, так как вы работаете в паре.
Проверка. Слайд.
- Возьмите карандаши в руки, если все примеры решены правильно, ставим в листе самооценки +, если есть ошибки, ставим минус.
Задание №2.
- Еще одно задание на этой станции – это задача. Давайте прочитаем условие задачи под номером 2. Вызвать ученика к доске.
Работа над содержанием задачи.
- О ком говорится в задаче? (о мальчиках и девочках, которые ходили на фигурное катание)
- Сколько мальчиков ходило на фигурное катание? (5)
- А что сказано про девочек? (неизвестно, но сказано, что их было на 4 больше, чем мальчиков)
- А что значит больше на 4? (столько же, сколько мальчиков, да еще 4)
- А какой вопрос задачи? (сколько всего ребят занимаются фигурным катанием в этом кружке)
- Сколько вопросов? (2)
- Сколько будет действий в решении? (2)
- Какое первое действие? (+)
- Что мы этим действием узнаем? (сколько девочек занималось фигурным катанием)
- Какое второе действие? (+)
- Что мы узнаем этим действием? (сколько всего ребят занимаются фиг.кат)
Делаем краткую запись параллельно.
5+4=9 (девочек)
5+9=13 (ребят)
Записываем ответ.
- В листе самооценки ставим плюс, если краткая запись, решение и ответ записаны верно.
8. Подведение итогов. (3-5 мин)
- Ну что, ребята, мы закончили наше путешествие. Подсчитайте, сколько у вас получилось плюсов и минусов. Если у вас все 4 плюса, то раскрасьте смайл в зеленый цвет. Если один минус, то желтый. Если 2 и более минусов, то красный.
- Итак, давайте вспомним какая у нас тема урока?
- Какую цель мы ставили?
-Как вы думаете, мы ее достигли?
9. Рефлексия. (2 мин)
- Ребята, в нашем путешествии мы преодолели все препятствия.
-Что вам запомнилось? Что было самым сложным?
-А что показалось вам самым интересным и забавным?
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
10. Домашнее задание. Написать на доске. (2 мин)
с. 59 выполнить № 4
Станция «Повтори - ка» | Станция «Узнай - ка» | Станция «Реши - ка» | Результат работы |
| | | |
Станция «Повтори - ка» | Станция «Узнай - ка» | Станция «Реши - ка» | Результат работы |
| | | |
Станция «Повтори - ка» | Станция «Узнай - ка» | Станция «Реши - ка» | Результат работы |
| | | |
Станция «Повтори - ка» | Станция «Узнай - ка» | Станция «Реши - ка» | Результат работы |
| | | |