Тема урока: «Вычитание вида 13 - »
Цели: составить таблицу вычитания для случаев вида 13 - и провести работу, направленную на её запоминание; формировать умение решать простые и составные задачи.
Ход урока.
Орг. момент.
- Встали ровно. Ребята, сегодня на уроке у нас гости, давайте их поприветствуем.
- Садитесь. Итак, урок математики. Для успешной работы необходимо хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, прикоснитесь ладошками, улыбнитесь и пожелайте успешной работы.
2. Актуализация знаний.
Устный счёт.
а) «Молчанка»
- Назовите число, в котором 1 дес. 5 ед.
- 13 увеличить на 1
- 16 уменьшить на 6
- Найдите сумму чисел 10 и 2
- уменьшаемое 14, вычитаемое 4, найдите разность
б) Задачи
Карлсон съел 9 пирожков с маком и 5 пирожков с вареньем. Сколько всего пирожков съел Карлсон? ( 14)
У Буратино в одном кармане 11 золотых монет, а в другом – на 3 золотых меньше. Сколько золотых монет во втором кармане? (8)
Папа нашёл 13 грибов, а дедушка 10 грибов. На сколько больше грибов нашёл папа, чем дедушка? ( на 3)
в) Засели домик (Состав 13). Работа в парах. Проверка. (Образец на доске).
- Проговорим хором. 13 – это …
3. Самоопределение к деятельности.
- Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 13 с переходом через десяток.
На доске записаны разности:
13 – 4 13 – 5 13 – 6
– Как вы нашли бы значения данных разностей? (Двумя способами.)
Например:
I. Из тринадцати вычесть три, получится десять, из десяти вычесть один (так как 4 – это 3 и 1), получится девять.
II. Тринадцать – это сумма чисел четыре и девять.
Если из числа 13 вычесть первое слагаемое 4, то получится второе слагаемое 9.
- Как вы думаете, какая тема урока?
- Откройте учебники на стр. 84.
- Чему будем учиться?
4. Работа по теме урока.
- Рассмотрите рисунок в учебнике. Объясните, как по частям из 13 вычесть 4?
Решение примеров с объяснением у доски и в тетрадях.
- Запись таблицы вычитания из числа 13.
13 – 4 = 9 13 – 5 = 8 13 – 6 = 7
13 – 9 = 4 13 – 8 = 5 13 – 7 = 6
5. Физминутка
а) Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше
6. Закрепление.
№1 с. 84 – 1, 2, 3 столбики по цепочке, 4 – самостоятельно. Проверка светофором.
№2. Составьте задачи по кратким записям.
№4.- Прочитайте про себя задачу.
- О чём задача?
- Что такое 6 ?
- Что такое 10 ?
- Какие главные слова?
- Что спрашивается в задаче ?
- Как в краткой записи мы записываем такой вопрос?
- Что значит «на сколько больше», что надо сделать?
Один у доски (на откидной).
№ 5 – самостоятельно. Проверка у доски.
- На полях учебника изображены линии. Какие из них можно назвать ломаными, а какие нет? Почему?
7. Итог урока
- Итак, чему учились на уроке?
- Какие примеры решали? Каким способом?
- Молодцы!
8. Рефлексия.
- Оцените свою работу с помощью светофора.