СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по музыке для 6 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка 6 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по музыке для 6 класса»

Тема урока: «Космический пейзаж»


Ученики: О космосе.

Учитель: Называется тема урока

Ученики: « Космический пейзаж»

Проблемный вопрос урока:

- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?

-Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?

3. Актуализация знаний.

Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке? (Г. Свиридов). Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написаного словами.

Учитель: Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.

Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена вам еще не знакомы.

Учитель: Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?

(ответы детей)

Учитель: Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали разные образы. Кто из вас помнит ,какие?

Ученики : Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке, Икар на крыльях к солнцу…

Учитель:Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели- фантасты:

-Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др

Учитель: Позже появляются фантастические фильмы:

-«Через тернии к звездам», «Звездные войны». «Армагедон»… Какие можете назвать вы?

(ответы детей)

Учитель: Из какого фильма вы сейчас увидите фрагмент? (видео)

Ученики: «Гостья из будущего»

Учитель:: В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту.

- В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом?

Ученики: 1961г , космонавт - Юрий Гагарин.

Учитель:Обычный весенний день  12 апреля 1961 года навсегда вошёл в историю человечества. В тот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным.

Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на земле! Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам.

Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру полётов  человека в космическое пространство.

Учитель: Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе?

Ученики: Астрономия.

Учитель: Что мы называем Вселенной?

Ученики: Безграничный и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.

Уч: Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?

4.Первичное усвоение новых знаний.Ознакомление с творчеством американского композитора Ч.Айвза.

Учитель:

- Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире» Космоса и представление американского композитора начала XX века Чарльза Айвза.

Американский  композитор Ч.  Айвза  (1874—1954).  Она  создана  в начале  XX  в. —  во  время,  когда  совершались  научные  открытия  в  области покорения  космоса  и  создания  летательных  аппаратов  (К.  Циолковский). Эта  пьеса,  построенная  на  диалоге струнных  и  деревянных  духовых  инструментов,  стала  философским  размышлением  о  месте  и  роли  человека во Вселенной.

Один из них – это чистый фон струнных, составленный из простых аккордов. Как пишет Айвз:«Это – молчание друидов, которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат». Второй пласт составляет партия трубы, которая семь раз задаёт один и тот же вопрос. В звучании его есть что-то инородное, а оно продиктовано общим драматургическим замыслом произведения. «Поиски неведомого ответа, – пишет Айвз, – которые ведут флейты, подобные человеческим существам, постепенно активизируются (возрастает темп и сила звука)». Партия деревянных духовых инструментов образует третий пласт пьесы.

- Можно ли назвать это произведение «космическим пейзажем»?

- В заключительном варианте композитор назвал своё сочинение «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете, почему

Слушание фрагмента «Космический пейзаж»

Анализ прослушанной музыки (ответы детей)

Два образа:

первый- образ неизвестной планеты( струнные инструменты)

второй- образ исследователей космоса (деревянно-духовые инструменты)

У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.

ВТОРОЙ – контрастный первому, люди суетливые, нервозные.

 

Деревянные духовые инструменты (4 флейты)

Солирующая труба семь раз интонирующая «вопрос»

  

- Каково душевное состояние и взаимное отношение этих действующих лиц?

- Как вы оцениваете именно такое нравственное поведение героя?

- Какую эволюцию в процессе восприятия пьесы совершит образ героя в вашем сознании? (ответы обучающихся)

В заключительном варианте композитор назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа».

-Как вы думаете почему? (ответы обучающихся)
Рассмотрим репродукции картин на развороте учебника «Картинная галерея» страница 114-115. Попытайтесь «услышать» в многоцветии красок и необычности композиции музыку КОСМОСА и музыку Вселенной.

Подберите синонимы из словаря эмоций характеризующие музыку Айвза и картины А. Фоменко, Е. Горовецкого и А. Леонова.

- Есть ли совпадения? Какие? (ответы обучающихся)

Великий русский учёный и поэт Михаил Ломоносов писал:

«Открылась бездна, звёзд полна,

Звездам числа нет, бездне – дна…»

Прослушав музыкальное произведение Чарльза Айвза попытайтесь разъяснить смысл этого высказывания. (ответы обучающихся)

Сегодня мы познакомимся ещё с одним известным композитором, создавшим интересную и необычную музыку. Это ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ (1937 г.р.).

(на доску прикрепляется портрет) .

Сегодня Эдуард Артемьев – признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.

Первая крупная работа Артемьева в области электронной музыки – «Мозаика» (1967).

Эта композиция получила признание на фестивалях современной музыки во Флоренции (1968), Венеции (1969), Оранже (1970) и других городах, где она представляла советскую электронику – синтезатор АНС и музыку, на нём созданную. (Обучающимся демонстрируется изображение Синтезатора АНС)

Синтезатор АНС был назван в честь РУССКОГО КОМПОЗИТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА СКРЯБИНА.

Синтеза́тор «АНС» — фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный русским инженером Евгением Мурзиным, первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор. Рабочая модель АНСа была закончена в 1958 году.

В творческой копилке композитора Эдуарда Николаевича Артемьева произведения, в которых он создаёт образы Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки.

Сегодня мы познакомимся с произведением Э. Артемьева, которое называется «Мозаика».


Слово МОЗАИКА в переводе с латинского означает «посвящённое Музам».

В изобразительном искусстве МОЗАИКА – это изображение или орнамент, составленные из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.

Прослушаем фрагмент из пьесы «МОЗАИКА» Э. Артемьева и попытаемся ответить на вопросы:

- Какой образ создаёт в пьесе «Мозаика» композитор?

-Какие зрительные представления (ассоциации) возникают у слушателей (зрителей) в процессе восприятия музыки?

- Какие звуковые эффекты использует композитор?

- Какими выразительными средствами достигает композитор этих эффектов?

- Какую техническую задачу решает композитор?

СЛУШАНИЕ: фрагмент пьесы «Мозаика» Э. Артемьева

Заполнение таблицы


 

ВЫВОД: Творческий поиск Э. Артемьева в пьесе «Мозаика» связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нём себя.

5.Физкультминутка под музыку «Спейс».

Активизировать мыслительную функцию,активизировать двигательную активность на уроке

6.Вокально-хоровая работа:

Упражнения по восстановлению дыхания.

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Распевание.

Исполнение песни :

«Мы дети Галактики» словаН.Добронравова,муз.А.Пахмутовой.

7. Первичное закрепление урока:

Творческая работа в группах:

1.Сочинение синквейна

Баглаева Алина:

Космос….

Красив и далёк

Необьятен,велик,интересен

О,Космос ты мечта людей!

Бесконечность…

2.Работа в группах. Рисование на воде «Эбру».


3.Работа по карточкам.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности.(учитель предлагает задания на выбор) .Нарисуйте рисунок к понравившейся музыке, вспомните фильмы, произведения писателей, художников о космосе.

ВЫВОД: Мы узнали, насколько многообразна космическая музыка,ответили на проблемный вопрос урока. 

Учитель:Сегодня мы знакомились с творчеством композиторов, раскрывающих в своих произведениях образ космического пейзажа, образ Вселенной.

Произведения каких композиторов мы слушали? 

Ученики:(Чарльз Айвз и Эдуард Артемьев)

Учитель:Вспомните названия прослушанных вами произведений? («Космический пейзаж», «Мозаика»)

В чём сходство и отличие этих произведений?

Ученики:(СХОДСТВО – они раскрывают образ космического пейзажа;

ОТЛИЧИЕ – произведение Айвза - оркестровая пьеса, произведение Э. Артемьева – произведении е электронной музыки)

Учитель:

Назовите музыкальный инструмент с помощью которого Э. Артемьев создавал свои произведения?

Ученики: (Синтезатор АНС)

Учитель:В честь какого русского композитора был назван этот инструмент?

Ученики: (Александр Николаевич Скрябин)

9.Рефлексия

Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности.

7.1.Что вы нового узнали на этом уроке?

7.2.Какое открытие сделали для себя?

7.3.Что было интересно на уроке?

10.Оценивание учащихся. Анализ и оценка успешности достижения цели Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Учитель консультирует, обосновывает оценки. предлагаю каждому оценить свою работу на уроке по предложенной таблице. Ставим в правой колонке + или –. Каждый плюс соответствует 1 баллу. Если у вас 5 баллов, вы отлично усвоили урок, если 4 – вам есть, над чем поработать.

Ученики выходят из класса под музыку .