Тема урока: «Космический пейзаж»
Ученики: О космосе.
Учитель: Называется тема урока
Ученики: « Космический пейзаж»
Проблемный вопрос урока:
- Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить Космос?
-Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы использовали?
3. Актуализация знаний.
Повторить основные моменты предыдущего урока. Назовите композитора, о котором шла речь на прошлом уроке? (Г. Свиридов). Давайте вспомним, что такое иллюстрация? Это изображение написаного словами.
Учитель: Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.
Сегодня мы совершим необычное путешествие во Вселенную, в ее необъятные просторы, а поможет нам в этом фантазия, воображение и музыка новых композиторов, чьи имена вам еще не знакомы.
Учитель: Как вы считаете, почему человека издавна влекли к себе высокое небо, далекие Звезды, загадочные дали космоса, Вселенной?
(ответы детей)
Учитель: Уже в древности народ мечтал о полетах, и поэтому в сказках и мифах возникали разные образы. Кто из вас помнит ,какие?
Ученики : Баба Яга на помеле и в ступе, Иван-царевич на ковре- самолете, Иван- дурак на Коньке- Горбунке, Икар на крыльях к солнцу…
Учитель:Начиная с 19 века о полетах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывают писатели- фантасты:
-Дж.Верн, Г.Уэлсс, А.Беляев, братья Стругацкие, Кир Булычев и др
Учитель: Позже появляются фантастические фильмы:
-«Через тернии к звездам», «Звездные войны». «Армагедон»… Какие можете назвать вы?
(ответы детей)
Учитель: Из какого фильма вы сейчас увидите фрагмент? (видео)
Ученики: «Гостья из будущего»
Учитель:: В 20 век был запущен первый космический корабль с человеком на борту.
- В каком году и кто был первым летчиком – космонавтом?
Ученики: 1961г , космонавт - Юрий Гагарин.
Учитель:Обычный весенний день 12 апреля 1961 года навсегда вошёл в историю человечества. В тот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник «Восток», пилотируемый гражданином нашей страны Юрием Алексеевичем Гагариным.
Эхо космического старта прокатилось по всей нашей планете, вызывая восхищение и гордость всех людей на земле! Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества! Впервые житель планеты Земля устремился к звёздам.
Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли, но этот подвиг открыл новую эру полётов человека в космическое пространство.
Учитель: Какая древняя наука изучает те объекты и явления, которые наблюдаются на небе?
Ученики: Астрономия.
Учитель: Что мы называем Вселенной?
Ученики: Безграничный и постоянно меняющийся мир, где мы видим и солнце с планетами, и звезды, и галактики.
Уч: Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звездного неба. Какая же она музыка космоса, музыка других миров?
4.Первичное усвоение новых знаний.Ознакомление с творчеством американского композитора Ч.Айвза.
Учитель:
- Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире» Космоса и представление американского композитора начала XX века Чарльза Айвза.
Американский композитор Ч. Айвза (1874—1954). Она создана в начале XX в. — во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.
Один из них – это чистый фон струнных, составленный из простых аккордов. Как пишет Айвз:«Это – молчание друидов, которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат». Второй пласт составляет партия трубы, которая семь раз задаёт один и тот же вопрос. В звучании его есть что-то инородное, а оно продиктовано общим драматургическим замыслом произведения. «Поиски неведомого ответа, – пишет Айвз, – которые ведут флейты, подобные человеческим существам, постепенно активизируются (возрастает темп и сила звука)». Партия деревянных духовых инструментов образует третий пласт пьесы.
- Можно ли назвать это произведение «космическим пейзажем»?
- В заключительном варианте композитор назвал своё сочинение «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы думаете, почему
Слушание фрагмента «Космический пейзаж»
Анализ прослушанной музыки (ответы детей)
Два образа:
первый- образ неизвестной планеты( струнные инструменты)
второй- образ исследователей космоса (деревянно-духовые инструменты)
У трубы - повторяющаяся интонация вопросительного характера.
ВТОРОЙ – контрастный первому, люди суетливые, нервозные.
Деревянные духовые инструменты (4 флейты)
Солирующая труба семь раз интонирующая «вопрос»
- Каково душевное состояние и взаимное отношение этих действующих лиц?
- Как вы оцениваете именно такое нравственное поведение героя?
- Какую эволюцию в процессе восприятия пьесы совершит образ героя в вашем сознании? (ответы обучающихся)
В заключительном варианте композитор назвал это оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа».
-Как вы думаете почему? (ответы обучающихся)
Рассмотрим репродукции картин на развороте учебника «Картинная галерея» страница 114-115. Попытайтесь «услышать» в многоцветии красок и необычности композиции музыку КОСМОСА и музыку Вселенной.
Подберите синонимы из словаря эмоций характеризующие музыку Айвза и картины А. Фоменко, Е. Горовецкого и А. Леонова.
- Есть ли совпадения? Какие? (ответы обучающихся)
Великий русский учёный и поэт Михаил Ломоносов писал:
«Открылась бездна, звёзд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна…»
Прослушав музыкальное произведение Чарльза Айвза попытайтесь разъяснить смысл этого высказывания. (ответы обучающихся)
Сегодня мы познакомимся ещё с одним известным композитором, создавшим интересную и необычную музыку. Это ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ (1937 г.р.).
(на доску прикрепляется портрет) .
Сегодня Эдуард Артемьев – признанный лидер российской электронной музыки. Многие его эксперименты и открытия осуществлены на почве электронного синтеза, авторитетным исследователем и поэтичнейшим мастером которого он является. Артемьев пишет ярко, талантливо, увлекая силой своего воображения, темпераментом, благородным артистизмом. Его звуковой мир самобытен, узнаваем, демократичен.
Первая крупная работа Артемьева в области электронной музыки – «Мозаика» (1967).
Эта композиция получила признание на фестивалях современной музыки во Флоренции (1968), Венеции (1969), Оранже (1970) и других городах, где она представляла советскую электронику – синтезатор АНС и музыку, на нём созданную. (Обучающимся демонстрируется изображение Синтезатора АНС)
Синтезатор АНС был назван в честь РУССКОГО КОМПОЗИТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА СКРЯБИНА.
Синтеза́тор «АНС» — фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент, сконструированный русским инженером Евгением Мурзиным, первый в мире многоголосный музыкальный синтезатор. Рабочая модель АНСа была закончена в 1958 году.
В творческой копилке композитора Эдуарда Николаевича Артемьева произведения, в которых он создаёт образы Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки.
Сегодня мы познакомимся с произведением Э. Артемьева, которое называется «Мозаика».
Слово МОЗАИКА в переводе с латинского означает «посвящённое Музам».
В изобразительном искусстве МОЗАИКА – это изображение или орнамент, составленные из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла, керамики, дерева и других материалов.
Прослушаем фрагмент из пьесы «МОЗАИКА» Э. Артемьева и попытаемся ответить на вопросы:
- Какой образ создаёт в пьесе «Мозаика» композитор?
-Какие зрительные представления (ассоциации) возникают у слушателей (зрителей) в процессе восприятия музыки?
- Какие звуковые эффекты использует композитор?
- Какими выразительными средствами достигает композитор этих эффектов?
- Какую техническую задачу решает композитор?
СЛУШАНИЕ: фрагмент пьесы «Мозаика» Э. Артемьева
Заполнение таблицы
ВЫВОД: Творческий поиск Э. Артемьева в пьесе «Мозаика» связан с извечным стремлением увидеть мир с необычной точки и осознать в нём себя.
5.Физкультминутка под музыку «Спейс».
Активизировать мыслительную функцию,активизировать двигательную активность на уроке
6.Вокально-хоровая работа:
Упражнения по восстановлению дыхания.
Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.
Распевание.
Исполнение песни :
«Мы дети Галактики» словаН.Добронравова,муз.А.Пахмутовой.
7. Первичное закрепление урока:
Творческая работа в группах:
1.Сочинение синквейна
Баглаева Алина:
Космос….
Красив и далёк
Необьятен,велик,интересен
О,Космос ты мечта людей!
Бесконечность…
2.Работа в группах. Рисование на воде «Эбру».
3.Работа по карточкам.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности.(учитель предлагает задания на выбор) .Нарисуйте рисунок к понравившейся музыке, вспомните фильмы, произведения писателей, художников о космосе.
ВЫВОД: Мы узнали, насколько многообразна космическая музыка,ответили на проблемный вопрос урока.
Учитель:Сегодня мы знакомились с творчеством композиторов, раскрывающих в своих произведениях образ космического пейзажа, образ Вселенной.
Произведения каких композиторов мы слушали?
Ученики:(Чарльз Айвз и Эдуард Артемьев)
Учитель:Вспомните названия прослушанных вами произведений? («Космический пейзаж», «Мозаика»)
В чём сходство и отличие этих произведений?
Ученики:(СХОДСТВО – они раскрывают образ космического пейзажа;
ОТЛИЧИЕ – произведение Айвза - оркестровая пьеса, произведение Э. Артемьева – произведении е электронной музыки)
Учитель:
Назовите музыкальный инструмент с помощью которого Э. Артемьев создавал свои произведения?
Ученики: (Синтезатор АНС)
Учитель:В честь какого русского композитора был назван этот инструмент?
Ученики: (Александр Николаевич Скрябин)
9.Рефлексия
Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности.
7.1.Что вы нового узнали на этом уроке?
7.2.Какое открытие сделали для себя?
7.3.Что было интересно на уроке?
10.Оценивание учащихся. Анализ и оценка успешности достижения цели Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.
Получение учащимися информации о реальных результатах учения. Учитель консультирует, обосновывает оценки. предлагаю каждому оценить свою работу на уроке по предложенной таблице. Ставим в правой колонке + или –. Каждый плюс соответствует 1 баллу. Если у вас 5 баллов, вы отлично усвоили урок, если 4 – вам есть, над чем поработать.
Ученики выходят из класса под музыку .