1.Организационно-мотивационный Задача: подготовить учащихся к работе на уроке; обеспечить благоприятный микроклимат. | Создание положительной мотивации на уроке, организация внимания учащихся. -Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Проверьте, все ли у вас готово к уроку. У вас на партах должны лежать: учебник, рабочая тетрадь, дневник, пенал со всем необходимым. - Если все готово, то присаживайтесь. -Ребята, вспомните, какой раздел в учебнике мы с вами изучаем? -Верно! А скажите, какую тему мы с вами проходили на прошлом уроке? - Отлично, сейчас я предлагаю вам внимательно послушать загадку, после чего мы с вами её обсудим. Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и лиса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это все вокруг … - На прошлом уроке мы вспомнили, что относится к природе. Приведите примеры объектов природы. - На какие две группы можно разделить объекты природы? - В прочитанном мной стихотворении тоже говорится о природе, докажите? - На доске одновременно с ответами появляются карточки с названиями. (небо, солнце, ветер, тучка, поле, речка, трава, горы, воздух, листва, птицы, звери, лиса, гром, туманы, роса) – А теперь давайте попробуем распределить эти карточки на 2 группы: - Скажите, что относится к живой природе. - Хорошо, а что относится к неживой природе? - Давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание. (На доске появляется правильный ответ) - Отлично, ребята, я вижу, вы хорошо усвоили предыдущую тему. | Доброжелательный настрой на урок. Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку. -Природа. -Связи между неживой и живой природой. Отвечают: природа. Деревья, звезды, цветы, вода. На живую и неживая. Дети приводят примеры из стихотворения. Дети отвечают: к живой природе относятся: трава, леса, птицы, звери, лиса. Дети отвечают: к неживой природе относятся: небо, солнце, ветер, тучка, поле, речка, горы, воздух, листва, гром, туманы, роса. | Личностные результаты: формирование умения организовывать свою деятельность. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать учителя. |
2. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. Планирование деятельности. Задача: создание ситуации противоречия и формулировка проблемного вопроса. | Формирование знаний, которые создают противоречие и приводят к проблеме. – Чем отличается живая природа от неживой? – Но листва не дышит как человек, а мы ее отнесли к живой природе? – А как связана между собой живая и неживая природа? Мы с вами можем сделать вывод: в природе все взаимосвязано и живая природа не может существовать без неживой. - Сегодня на уроке мы продолжим говорить о природе. А вот о чем именно, вам предстоит догадаться самим. - Что вы видите на фотографиях? (Природные явления). - Как все это можно назвать? Кто догадался? - Отлично, кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Верно, а какую цель на сегодняшний урок мы можем поставить? - Отлично, вы большие молодцы! | Выявление, проговаривание и осознание противоречия. Формулирование проблемы в разных вариантах. Дети отвечают: живые существа – дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Листва дышит по-своему, с помощью специальных клеток. Без тепла, света, воздуха и воды живые существа не могли бы жить. Внимательно слушают учителя. Внимательно слушают учителя, и смотрят на доску. Природные явления. Тема нашего урока: «Природные явления» Познакомиться с природными явлениями. | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные УУД: уметь осуществлять контроль за своей деятельность. Познавательные УУД: умение выделять тему урока. |
3. Открытие новых знаний Задача: решение проблемы. Физкультминутка. | Организация работы по решению проблемы. - Ребята, знаете ли вы, что такое природные явления? - Давайте проверим, откроем учебник на стр.28 и прочитаем текст. - Ребята, нам с вами обязательно нужно запомнить, что, очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов). Они называются сезонными явлениями. - Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик, в котором подробно описывается каждое природное явление каждого времени года, смотрим внимательно, запоминаем. -Скажите, пожалуйста, о каких осенних природных явлениях ты узнал в видеоролике? - Отлично, Нина, расскажи о зимних природных явлениях. - Молодец, Миша, о каких весенних природных явлениях ты узнал? - Верно, Даша нам расскажет о летних природных явлениях. - Молодцы, ребята! - Сейчас я предлагаю вам открыть учебник на странице 30, найдем картинку, расскажите, что вы видите? - Хорошо, скажите, какие виды термометров вы знаете, в помощь к моему вопросу рисунок в учебнике. - Верно! Посмотрите на доску, сейчас я вам объясню строение термометра. (на слайде термометр) - Основные части термометра – стеклянная трубка, наполненная жидкостью и шкала пластинка с делениями. Каждое деление на шкале обозначает один градус. В середине шкалы мы видим ноль. Это граница между градусами тепла и градусами мороза. Конец столбика жидкости в трубке термометра указывает на количество градусов. - Еще раз, запомните, термометр – это прибор для измерения температуры. - Сейчас откроем рабочую тетрадь на странице 20, найдем номер 1. - Наша с вами задача дописать определения из учебника. - Кто озвучит нам определение явления природы. - Отлично, что такое термометр? - Давайте проверим, правы ли мы, посмотрим на доску. - Ребята, вы были правы, молодцы! - Я вижу, вы устали, предлагаю вам немного отдохнуть, все встаем со своих мест и повторяем за мной: Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. В сторону руки, плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем- Крылья сложили назад! (х2) | Выполняют задания по намеченному плану, открывают знания, проверяют свои предположения с помощью учебника, объяснения учителя. Предполагаемые ответы детей. Открывают учебник, и по одному предложению, по цепочке читают текст. Внимательно слушают учителя. Смотрят видеоролик. 1 ученик отвечает: листопад, туманы, роса, ливень, ветер, иней, заморозки. Нина отвечает: снегопад, метель, ледостав. Миша отвечает: снеготаяние, проталины, иней, ледоход, половодье, ветер, дождь, гроза, град, цветение. Даша отвечает: дождь, радуга, цветение, теплая погода. Открывают учебник на 30 странице. Один ребенок по поднятой руке отвечает: на рисунке мы видим термометры. По поднятой руке отвечают: Термометр для измерения температуры человека, по-другому его называют градусник. Термометр для измерения воздуха. Термометр для измерения температуры воды. Внимательно смотрят на доску. Один ученик озвучивает явления природы – это все изменения, происходящие в природе. - термометр – это прибор для измерения температуры. Встают за учителем. | Коммуникативные УУД: умение задавать вопросы; формулировать собственное мнение. Личностные результаты: умение анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации в учебнике. |
5.Итоги урока Задача: обобщение и вывод по учебной проблеме | Организация, обобщение. Ребята, можем ли мы ответить на вопрос, что такое явления природы? -Верно. -Что на уроке у вас получилось? -Над чем еще надо поработать? Откройте дневники и запишите домашнее задание: рабочая тетрадь, стр.23 номер 6, 7. | Обобщение, самоанализ, самооценка. -Да. Явления природы- это все изменения, происходящие в природе. Ответы учеников. Ответы учеников. Открывают дневники и записывают домашнее задание. | Регулятивные УУД: уметь выделять и осознавать то, что усвоено на уроке, осознавать качество и уровень усвоенного, уметь оценивать себя. |