Тема: Моря, озера и реки России
Цели: сформировать у учащихся представление о морях, озерах и реках России, ознакомить с их местонахождением; формировать умение работать по карте.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Тест.
1. Наш город расположен на:
а) Среднесибирском плоскогорье
б) Восточно-Европейской равнине
в) Западно-Сибирской равнине
2. «Каменным поясом земли Русской» называли:
а) вулканы Камчатки
б) Кавказские горы
в) Уральские горы
3. Самые высокие горы России — это:
а) Саяны
б) Алтай
в) Кавказские горы
4. Восточно-Европейская равнина — это:
а) холмистая равнина
б) плоская равнина
в) плоскогорье
5. В Список Всемирного наследия включены:
а) вулканы Камчатки
б) Саяны
в) Алтай
6. Ильменский заповедник расположен:
а) на Кавказе б) в Саянах в) на Урале
III. Самоопределение к деятельности
— О чем будем говорить на уроке, догадаетесь, отгадав мои загадки.
Читаю на карте названия разные:
Черное, Белое, Желтое, Красное...
А с виду — зеленое, серое, синее,
Когда ни взгляни — оно очень красивое. (Море.)
Давай-ка слово назовем:
Большой природный водоем,
Что заперт прочно берегами.
Ответ мы точно знаем с вами. (Озеро.)
Эта лента голубая,
Неспокойная такая,
Меж лесами вьется
И о берег бьется.
Манит лента рыбака.
Что за лента? То... (река).
— Какова тема урока? (Моря, озера и реки России.)
IV. Открытие нового знания
Работа с презентацией
О морях. Берега России омывают моря трех океанов: на севере — Северного Ледовитого, на западе — Атлантического, на востоке — Тихого океана. Всего 11 морей. Вода в морях соленая. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Почти круглый год они покрыты льдом. Это моря Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское. Моря Тихого океана тоже довольно холодные. Над ними часто дуют суровые ветры и стоят густые туманы. Это моря Охотское, Японское, Берингово. Моря Атлантического океана особенно глубоко вдаются в сушу. Это моря Азовское, Черное, Балтийское. Черное море теплое, большая часть никогда не замерзает. О Балтийском море не скажешь, что оно теплое, но в нем купаются.
(Во время рассказа идет показ слайдов.)
— Что общего у всех морей Северного Ледовитого океана? (Эти моря холодные, они покрываются льдами. Моря Лаптевых и Восточно-Сибирское замерзают на большую часть года. Суда по ним движутся вслед за ледоколами.)
— Что вы можете сказать о воде в морях? (Вода в морях соленая.)
— Сколько же морей омывает российские берега? ( 11 морей.)
Об озерах. На территории России свыше 2 млн озер. За особую красоту их иногда называют голубыми глазами Земли. Самое глубокое пресное озеро мира Байкал (1637 м). Оно внесено в Список Всемирного природного наследия. Самое большое по площади — Каспийское. Из-за огромных размеров его называют озером-морем. К озерам-морям также относятся Аральское и Белое моря.
Ладожское и Онежское озера — крупнейшие в Европе. Это озера с пресной водой. Они связаны между собой рекой Свирь.
На Чудском озере произошло историческое событие — сражение дружины Александра Невского с немецкими рыцарями, Ледовое побоище.
(Сопровождается показом слайдов.)
О реках. В нашей стране более 2 млн рек. Из них около 200 большие (длиной свыше 500 км). Самые крупные реки нашей страны: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур. Самая крупная река Восточно-Европейской равнины - Волга. На севере — Северная Двина и Печора, на юге — Дон, Урал, и центре — Кама, Ока.
V. Включение нового знания в систему знаний
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполним задание 1 нас. 33. (Взаимопроверка.)
Игра «Да — нет»
— Прочитайте утверждения задания 3 на с. 34 рабочей тетради. Обведите ответ «да» или «нет». Если «нет», напишите правильный ответ.
(Проверка: а — да; б — нет, Байкал; в — да; г — да.)
Игра «Буквы спрятались»
— Выполним задание 4 на с. 35 рабочей тетради. (Проверка: Енисей, Лена, Волга, Обь, Амур.)
Игра « Четвертый лишний»
— Выполним задание 6 на с. 35 рабочей тетради.
(Проверка: а) Каспийское море. Это озеро. Остальное — названия морей; б) Байкал. Это озеро. Остальное - названия рек; в) Свирь. Это река. Остальное — названия озер.)
VI. Подведение итогов урока
— Какие три океана омывают берега России?
— Перечислите озера, моря, реки России, которые вы запомнили.
— Какую роль играют водные просторы в жизни человека?
Мы — россияне. Мы гордимся богатой природой своей страны и должны сделать все для ее сохранения.
VII. Рефлексия
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Домашнее задание
1. учебник с. 66—70
2. р.т. 5 на с. 35