Тема урока: Храм.
Тип урока: урок новых знаний.
Цель:
Сформировать представление о ценности и устройстве храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Задачи:
Познакомить с понятием «православный храм».
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма
Развивать интерес к знаниям о храмах, повышать мотивацию к изучению православной культуры.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Планируемые УУД:
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
воспитание доверия и уважения к истории и культуре России.
Предметные:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей культурных традиций православной России;
осознание ценности и духовности в человеческой жизни.
формирование первоначальных представлений о храмах и их роли в истории и современности России.
Метапредметные:
умение добывать информацию из различных источников;
умение слушать собеседника, вступать с ним в учебный диалог;
умение планировать, контролировать и оценивать результаты своей деятельности и деятельности партнёра, вносить коррективы;
владение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, выразительное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.
Основные термины и понятия: Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь.
Средства наглядности: Видеоролики: «Рождение человека»,» «Храмы России», слайды с фотографиями храмов. Храм в разрезе. Священник. Кадило. Икона. Царские Врата. Иконостас. Алтарь.
Оборудование: интерактивный комплекс, учебник, презентация учителя, музыкальное сопровождение.
Раздаточный материал: карточки с рисунком для выполнения задания.
Литература:
1.Учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры»2010,
2.Данилюк А.Я. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
3.Полная энциклопедия «Православие», Санкт-Петербург, «Весь», 2008.
4.Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;
5.Закон Божий, «Оранта», - 2008;
http://www.eparhia-tmb.ru/
http://www.predanie.ru/muz/kolokola/
Ход урока.
Организационный момент (2мин.)
(СЛАЙД )
Учитель: - Здравствуйте, ребята!
Улыбнемся солнышку,
Дадим друг другу руку –
Поднимем настроение
Себе и другу.
Учитель: - Я рада видеть вас здоровыми и жизнерадостными.
Желаю всем нам успешной работы !
II. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: - А начать урок я хочу со стихотворения.
( на фоне музыки)
Мой Храм меня встречает тишиной,
где свежий воздух- древних стен прохлада,
Вся суета осталась за спиной,
Душе уставшей церковь как награда.
Здесь нет призывов, суетных речей,
немыслимо злословие и крики,
мерцает пламя золотых свечей,
на тёмных досках оживают лики.
Мой храм меня встречает тишиной,
Привычны взгляду старые иконы.
Вся суета осталась за спиной,
Здесь мир иной и здесь свои законы…
(СЛАЙД )
Учитель: – Ребята, посмотрите на эти фотографии.
-Как называются эти здания?
-Что их объединяет?
–Правильно, это храмы.
- Как вы думаете, что такое храм?
–Попробуйте дать определение этому слову.
Фотографии помогут вам в этом.
(учащиеся дают определения слову «храм»)
- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
- В храме много икон.
III .Сообщение темы урока
(СЛАЙД )
-Кто же назовет тему нашего урока? (Храм)
-Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
(-Что люди делают в храме?- Как устроен православный храм? –Как нужно себя вести в храме?)
(СЛАЙД )
- Найдите среди этих фотографий ту, где изображён храм.
–По каким признакам мы отличаем храм от других зданий?
- Храмы отличаются по форме.
Существует несколько наиболее распространенных форм храма:
(СЛАЙД разные виды храмов)
- вытянутая, наподобие корабля, – означает, что Церковь является кораблем спасения среди житейского моря, приводящим в вечную жизнь;
(СЛАЙД )
(СЛАЙД )
- крестообразная (четырехугольная) – означающая, что Крест Христов является основанием и силой Церкви;
(СЛАЙД )
- круглая форма означает вечность Святой Церкви;
(СЛАЙД )
- восьмиугольная, в виде звезды, – символически указывает, что Церковь сияет в мире светом Истины, как звезда в ночи.
- Если вы были внимательными, то заметили что здание храма завершается сверху куполом, изображающим собой небо.
(СЛАЙД )
- Почему купола имеют разную форму?
-Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских храмов.
(СЛАЙД )
- Шлемовидная форма -символизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла.
(СЛАЙД )
- Луковичные купола - форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу.
- Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа.
СЛАЙД (многоглавие куполов)
- Часто на храме строят не одну, а несколько глав. У храма может быть один купол, и три купола, и пять, и семь, и больше.
- Что символизирует разное количество куполов?
(СЛАЙД 6 штук (на каждый вид )
две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;
три главы (три Лица Святой Троицы);
пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);
семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);
девять глав (девять чинов Ангельских);
тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.
–Можно ли представить себе современный русский город или крупное село без храма? Где бы не расселялся русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой только в Боге, поэтому люди всегда тянутся в храм. Храм – источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу и получают просимое. Наш город – не исключение.
- К этому уроку у каждой группы было задание.
1 группа работала над исследовательским проектом «Храмы нашего города». Давайте их послушаем. (Защита проекта)
Представление работ детей (презентация, иллюстрация, фотография, детский рисунок, аппликация)
(СЛАЙД )
–Зачем люди посещают храмы?
–Были ли вы когда-нибудь в православном храме?
–Что особенно вас удивило, что запомнили? Чем заняты люди в храме? Тихо ли в храме? Везде ли можно ходить? (Высказывания детей)
В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.
–Мир храма совсем не похож на мир за его стенами.
- Давайте подойдем к храму поближе и рассмотрим его не только снаружи, но и внутри
СЛАЙД (экскурсия по храму)
- Храм всегда обращен алтарем на восток, так как восточная сторона с древности считалась местом обитания Бога.
1.Изучение устройства храма.
(СЛАЙД устройство храма)
–Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью.
(Вторая группа учеников работала со словарями.)
- В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню.
-Давайте пройдём в притвор.
(СЛАЙД )
Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями»
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.
(СЛАЙД колокола )
- Над входом в храм, обычно, строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола.
(СЛАЙД колокольный звон)
- Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву - к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.
Русские колокола отличаются звучностью и певучестью. Литье колоколов - особый вид искусства (один из шедевров – Царь-колокол в Кремле). Ударная часть колокола называется языком, т.е. русский народ считает, что колокол имеет живой голос. Народ на Руси всегда любил колокольный звон, называл его «малиновым».
(СЛАЙД средняя часть )
-Мы проходим в самую большую часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В православном храме людей встречают иконы, свечи.
Иконы размещаются по стенам храма в больших киотах - в специальных больших рамах, а также на аналоях - на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой. Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
(СЛАЙД )
В центре стоит аналой с иконой праздника.
Аналóй - это небольшой высокий четырёхугольный столик с покатым верхом.
(СЛАЙД )
- Ну, а впереди вы видите целую стену из икон. Она называется иконостас.
Иконостас – перегородка на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим. Иконостас состоит из нескольких рядов икон
(СЛАЙД )
- В центре иконостаса - двери. Они называются Царские врата (ворота). Через них к людям выносят Евангелие и через них никто, кроме священнослужителей не проходит. Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Божией Матери.
(СЛАЙД )
За иконостасом находится алтарь, главнейшая часть храма, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю.
Священник обычно молится именно там, и без его благословения никто другой не имеет права туда входить.
(СЛАЙД )
Престол- самая важная часть алтаря. Он находится в центре алтаря, сразу за Царскими Вратами; когда они открыты, Престол хорошо виден из храма. На Престоле совершается самое важное из всех таинств Церкви – таинство Евхаристии. Именно здесь постоянно пребывает Христос в своих Святых Тайнах. Также на Престоле в красивом металлическом окладе лежит богослужебное Евангелие. Прикасаться к Престолу могут только священнослужители. Во время совершения богослужения они стоят перед ним и по бокам от него.
- На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители.
(СЛАЙД )
-Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом”. На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.
(СЛАЙД )
- У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол - жертвенник. На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия.
- В храме, проводится не только причащение, как правило, в нём совершается совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.
Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.
Правила поведения в храме
- В разных местах человек соблюдает определенные правила поведения. В автобусе – одни, в театре – другие, в школе – третьи и т.д.
Храм – Дом Божий. Как вы думаете, существуют ли правила поведения в храме? Если да, то какие? (Ответы детей)
Действительно, в храме должна быть тишина и спокойствие; каждый прихожанин сосредоточивается на том, для чего и с чем он пришел в храм.
К священнику следует обращаться «батюшка» или «отец (имя)», а затем излагать суть своего обращения. Есть определенные требования и к внешнему виду. В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм:
(СЛАЙД )
(Учащиеся читают стихотворение по ролям)
Памятка мальчику:
Прежде чем зайти в собор,
Головной сними убор,
Злые мысли отгони:
Не нужны тебе они...
Памятка девочке:
Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.
(СЛАЙД )
Мальчику и девочке:
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
Осени себя крестом.
Богомыслие храни,
Лень подальше прогони,
Душой с Богом примирись,
И со всеми ты молись.
Богомольцев не толкай,
К чину в храме привыкай.
Не гляди по сторонам —
Неполезно это нам...
Хоть старушка, хоть девица
Не посматривай на лица,
Глазки в землю опусти,
О грехах своих грусти.
-О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?
-Как мы заходим в храм?
-Как мы стоим во время богослужения?
(СЛАЙД )
3 группа
-Жизнь храмов можно сравнить с жизнью людей. Некоторые ушли от нас навсегда, потому что было время в нашей истории, когда храмы разрушались, осквернялись. Это было в XX веке после революции.
Давайте послушаем третью группу ребят, которые работали над еще одним исследовательским проектом. Давайте посмотрим на храмы г. Мичуринска, которые мы потеряли.
Утраченные храмы
(СЛАЙД )
Проверка усвоения нового материала. (работа в парах)
Подведем итог ваших знаний полученных на уроке . Еще раз вспомним, как устроен храм.
Сюда приходят в день воскресный,
А в праздник здесь порою тесно.
Здесь люди каются, спасаются.
Как это место называется? (_______________)
Храм на три части разделен,
сначала входим мы в ( ___________________)
Затем войдем в другую часть.
Народ здесь молится, крестясь
И хорошо известно нам,
Что это, собственно, есть ( ________________)
Там престол, где Господь восседает,
Иерей службу там совершает.
И светится то место, как встарь,
И мы знаем, что это ( ___________________)
Стоит высокая стена.
Она украшена прекрасно –
На ней и крест, и образа.
Ответьте дружно мне сейчас:
Эта стена – ( _____________________)
Стоит высокая стена,
На ней иконы, образа,
А в самом центре – дверь
Она лучиста и светла, ведь это царские ( _____________)
Всех зовет к молитве он,
Знаешь ты и знаю я, то звонят ( ___________________)
Она стоит, и я стою. Она горит, и я хочу
Гореть любовью к Богу , к людям …
О том молюсь, того хочу, и зажигаю я ( ____________)
- Проверяем, что у вас получилось.
V. Подведение итогов урока
– Сегодня мы многое узнали о внешнем строении православного храма, его внутренних особенностях.
Вы, наверное, заметили, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.
VI. Рефлексия:
(СЛАЙД )
- Ребята! У вас на парте лежат фигурки голубей. Голубь- символ мира, любви и согласия.
Напишите, какие душевные качества помогут вам построить свой храм души. И прикрепите их на доску.
Вывод:
- Люди, приходя в храм, учатся добру, милосердию, состраданию, сочувствию, справедливости, чести.
И все эти качества нужно беречь в себе. Как огонек от свечи отдавать тепло тому, кто в этом нуждается, душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним. И тогда вы сбережете храм в своей душе и будете созидать всю свою жизнь.
(СЛАЙД )
Любите, дети, старину
С ее былинными веками,
С ее старинными церквами,
К величию ведшие страну…
Любите. Дети, старину!..
Домашнее задание
Правила благочестивого поведения в храме
(Автор: Игумен Виссарион (Остапенко)
Прежде чем зайти в собор,
головной сними убор
злые мысли отгони
не нужны тебе они.
***
Никого не осуждай,
Помощь нищему подай,
Поставь свечку и потом
осени себя крестом.
***
Богомыслие храни,
Лень подальше отгони,
Душой с Богом примирись,
О всем мире помолись
***
Богомольцев не толкай
К чину в храме привыкай
Не гляди по сторонам
Не полезно это нам.
***
Хоть старушка,хоть девица-
Не посматривай на лица,
Очи в землю опусти,
О грехах своих грусти.
***
Со смиреньем как мытарь,
На святой взирай алтарь
где Дух Божий обитает,
Благодатью нас питает.
***
Слушай пение и службу
Разорви с бесами дружбу,
Козни их не принимай,
Слову Божию внимай.
***
И скажу я от души,
Выйти с храма не спеши,
Стой на службе до конца,
Слушай проповедь отца.
***
Приложись потом к кресту,
Обещанье дай Христу,
что исправиться намерен
И пребудь обетам верен.
***
Время даром не губи
Службу Божью полюби.
И пока душа в груди
на молитву приходи.